«Путешествие по шахматной стране»
план-конспект занятия (старшая группа)
Информационная карта организованной образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта организованной образовательной деятельности
Педагог: Гилева Инна Геннадиевна
Образовательная область: познавательное развитие раздел физическое развитие
Интеграция с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-речевое развитие, физическое развитие
Тема «Путешествие по шахматной стране»
Возрастная группа старшая №5
Общая характеристика группы: Ребенок в возраст 5-6 лет способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
В этом возрасте ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Воспитанники способны договариваться между собой, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка 5-6 лет развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело.
В этом возрасте ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Длительность ООД …25 минут…………….../ соот. требованиям САНПиНа
Актуальность выбранной темы: формирование патриотических чувств к своей стране, ее прошлому и настоящему, является неотемлемой частью дошкольного воспитания, проходит закрепление имеющихся знаний и навыков.
Соответствие ООД с рабочей программой:
Цель ООД: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), формирование у воспитанников понимания игровой стоимости шахматных фигур.
Задачи:
- образовательные: закрепить и обобщить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр; познакомить с ценностью фигур; закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур; закрепление умений и навыков работы с робопчёлами.
- развивающие: развивать у детей смекалку и воображение, внимание, память,
ориентирование на плоскости; развивать логическое мышление, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
- воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству; прививать интерес и желание к игре в шахматы.
Направление познавательное развитие: физическое развитие шахматы
Тип ООД итоговое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников
Дети демонстрируют полученные ранее знания: имеют представления о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение; приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре; освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения). Дети отвечают полным ответом, умеют слушать товарищей.
Форма проведения ООД: игровая, фронтальная, групповая.
Методы и приемы: словесный, игровой, практический.
Применяемые современные педагогические технологии: игровые, икт (информационно-коммуникационные технологии).
Предварительная работа: чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране», работа с игровой компьютерной обучающей программой «Динозавры учат шахматам».
Материалы и оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, мультимедийная доска, компьютер, робопчёлы, шапочки – фигуры на каждого ребёнка, сундучок с медальками.
Количество участников 14 человек
Время реализации 25 минут
Место реализации игровая комната группы.
№ | Этап (хронометраж) | Содержание | Слайд |
1 | Организационный 2 минуты | Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Дети (Д): – Здравствуйте. Эмоциональная настройка. В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение? Д: – Хорошее, радостное, веселое. В: – Давайте, улыбнемся друг другу, поделимся своим хорошим настроением.
| 1 слайд |
2 | Мотивационный 3 минуты | В: - Ребята, сегодня в сончас охранник принёс срочную телеграмму (показывает телеграмму). - Как вы думаете откуда она (ответы детей). - Давайте я зачитаю, что в ней написано. В королевстве чёрно-белом. Кто-то хитрый, кто-то вредный. Всё измазал белым мелом — Чёрный конь отныне бледный! Побелевший чёрный слон Затрубил тревожно, Из дворца раздался стон: - Как это возможно!? Сам король в ужасном в гневе, Аж попрятались ладьи, Пишет королю другому. Он претензии свои: «Что за происки, сосед! Мы не в ссоре вроде. Что же делаете вы? Белый цвет не в моде!» Король другой прислал ответ: «Ты, Король, не в моде сам!!!» И вины за нами нет! Всё! Привет твоим усам!» Оба маются в тоске: Ведь с тех пор у них вражда. И друг другу каждый рад Хоть разок поставить мат! В: - Ребята вы догадались, о каких королях идёт речь (ответы детей) - По сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры! - Готовы к перевоплощению! -Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь. -Повторяйте за мной волшебные слова: Турли, турли, труфеля- За победу короля! Турли, турли, мармелад- А врагу объявим мат! -Волшебство случилось, вот и сами короли. Представьтесь, пожалуйста! Д: Белый король (Никита Е.): Я белый король, Я сильнее, чем черный! Я в стратегии военной Чуть ли не ученый! Д: Черный король (Никита Г.): А я черный король Хвастунов не терплю, признаться! Так что, Белый, изволь, Впредь не зазнаваться! В: -Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший воевода. Займите свои места рядом с шахматным войском своего цвета. Короли — главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире. | 1 слайд |
3 | Основной закрепление 15 минут | В: -Конкурс объявляется открытым! №1 Шахматная доска В: -Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы. В: -Вопрос белым: о чем идет речь? На квадратиках доски Короли свели полки. Нет для боя у полков Ни патронов, ни штыков. В: -Вопрос черным: о чем идет речь? 64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. В: - Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная доска, на которой будет виден исход сражения. №2 Расположение фигур В: -Посмотрите на шахматную доску, здесь не хватает целого ряда фигур. Наведем порядок в королевском строю. Короли, как главнокомандующие, обязаны знать расположение своего войска, поэтому это задание для них: правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, получает 1 пешку. 1,2,3 — начали! (конкурс закончен, когда один из королей расставил свои фигуры) Взаимопроверка: В: -Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры: Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И еще два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки. В: -Ребята какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (ферзь любит свой цвет) №3 «Блиц опрос» В: -за каждый правильный ответ даётся: 1 пешка- а как вы помните каждая фигура имеет свою цену и в конце нашего турнира, мы подсчитаем очки каждой команды. Вопрос белым:1. Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы). Вопрос чёрным: 2. Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное) Вопрос белым: 3. Что следует за чёрным полем? (белое поле) Вопрос чёрным: 4. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную) Вопрос белым: 5. Сколько белых полей в центре? (два). А чёрных? (два) Вопрос чёрным: 6. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет) В: -А сейчас, устав изрядно, Оба войска захотели поразмяться. Покажут сноровку свою наглядно: В зарядке будут состязаться. Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы по шире. (ноги на ширине плеч) Руки врозь, наклон вперёд, (руки на пояс, наклоны) Вправо, влево. Вот народ! (круг от плеча обеими руками одновременно) Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался (руки вытянуты перед собой, приседания) - Пешка здесь и пешка там, (правую руку в сторону, потом левую) Ни за что их не отдам! (ритмичные хлопки) За коня слона, ладью? (шаги на месте) Хорошо, подумаю! (наклоны головы влево, вправо) Раз нагнулись, встали – два: (наклон вперед — пальцами рук коснуться пола) Отдохнула голова. (поворот головой влево, вправо) Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся) И по шахматным дорогам! В: - Отлично справляются с заданиями обе команды! №4 Шахматные фигуры В: - Ребята, перед вами шахматная доска с нашими помощниками робо-пчёлами. Сейчас я загадаю вам загадки, о шахматных фигурах поочерёдно каждой команде. Отгадав о какой фигуре идёт речь, команда должна с помощью робо – пчелы, показать путь (ход) этой фигуры и привести её домой на своё место на шахматной доске. За правильное выполнение задания команда получает пешку. Вопрос белым: В начале игры углы сторожат. От мощи тяжёлой их в войске дрожат. Фигура эта так упряма, Что из угла идёт лишь прямо. (ладья) Вопрос чёрным: А вот фигура не проста, Грива есть, но нет хвоста. Ход похож на уголок - 3 клетки прямо, клетка в бок. (конь) Вопрос белым: Фигура важная и сильная. Всегда в наряде стильном. Захочет, так пойдёт по вертикали. Ну, а захочет — по горизонтали. Его ходы не просто угадать — И по диагонали может пошагать (ферзь) Вопрос чёрным: Когда свой первый ход свершают, То через клеточку шагают, Потом по клеточке одной Едят врагов лишь по косой. (пешка) В: -А сейчас вопрос, который стоит – три пешки, вопрос обеим командам. Слушайте внимательно. Этот воин очень смелый, Чуть ладью вчера не съел он. По диагонали строго ходит, Порядок на доске наводит. (слон) В: - Ребята можем ли мы с помощью робо – пчёл, показать, как ходит слон? (ответы детей). В: -Правильно не можем, потому что слон ходит по диагонали, а пчёлы двигаются только вправо, влево, вперёд, назад и делают разворот. Правильно, молодцы. В: - Вашими совместными усилиями: команды – чёрного и белого короля – довели все фигуры в свои домики. Теперь шахматные фигуры, расставлены по своим местам. Поздравляю вас! В: - Ребята, скажите мне пожалуйста: Могут ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? (Обоснуйте свой ответ) -В одиночестве короли слабы, но рядом с другими фигурами и короли могут повоевать. И одержать победу. | Слайды 2-13 |
4 | Заключительный Рефлексия 5 минут | Рефлексия. В: - Пришло время, подвести итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд, перед этим вспомним, сколько стоит каждая из фигур. №5 Стоимость шахматных фигур - Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне правильные числа. У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость …(три) В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится… (пять) А у Ферзя большая цена: Сколько он стоит во все времена? (девять) Пешка-малышка стоит… (один) А поле пройдёт, и она – господин! - Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (записываем на доске результат) В: - На самом деле, сегодня нет проигравших, награда для всех одна – это удовольствие от конкурсов и игры, которые вы получили. В: - Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено, пора и нам возвращаться. Снимите головные уборы. В: - Повторяйте за мной волшебные слова. Турли,турли, труфеля Помогли мы королям! Турли, турли, мармелад Возвращаемся назад! В: - С возвращением вас! Если зря не зазнаваться, (рассказывает Маша) Каждый день тренироваться, Думать, размышлять, играть - Сильным шахматистом можно стать! В: - Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Сюрпризный момент: Шкатулка с шахматными медальками на память. В: - Ребята посмотрите, что я обнаружила за шахматной доской…. - Это шкатулка, давайте посмотрим, что там(открываем). - Посмотрите это подарок из шахматного королевства…Шахматные медальки, нам на память. В: -Ещё у меня есть смайлики (личики с разными эмоциями), выберете один и прикрепите на доску. | 14 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карнавал для детей подготовительной группы и родителей "Путешествие в волшебную шахматную страну"
Шахматы – это логическая игра, которая может заинтересовать интеллектуально развитых людей с математическим складом ума. Игра, основанная на просчитывании ходов, подчиненных правилам игры. Для т...
Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»
Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....
ДОСУГ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ШАХМАТНУЮ СТРАНУ»
Досуг "Путешествие в шахматную страну" в логогруппе смешанной дошкольной компенсирующей направленности...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...
Конспект "Путешествие в шахматную страну"
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет с...
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами х...
Конспект занятия " Путешествие в шахматную страну"
Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре....