«Создание оптимальной пространственной предметно - развивающей среды в группе ДОУ для детского экспериментирования»
консультация

Ицкевич Оксана Александровна

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ugolku_eksperimentirovaniya.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Создание оптимальной пространственной предметно - развивающей среды в группе ДОУ для детского экспериментирования»

(в рамках подготовки к педагогическому совету №3)

Подготовила и провела:

Ицкевич О.А., старший воспитатель, высшая кв.к.

Санкт-Петербург

2020

Объяснение педагогом какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Возрастная категория

Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка

Первая младшая группа (1,5–3 года)

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.

Вторая младшая группа (3–4 года)

  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.

Средняя группа (4–5 лет)

  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Старшая группа (5–6 лет)

  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Возрастная группа

Дидактический компонент

Материалы

Инструменты и ёмкости

Приборы

Первая младшая (1,5–3 года)

  • Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);
  • игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
  • наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования.
  • Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки;
  • неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски.
  • Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;
  • пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Вторая младшая (3–4 года)

  • Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
  • расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
  • наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.

Расширенная база природного и бросового материала:

  • добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки;
  • из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло;
  • медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы.

Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами).

Средняя (4–5 лет)

  • Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
  • Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;
  • дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».

К природным материалам добавляются:

  • камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;
  • новые вещества: пищевые красители, сода, мука;
  • новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки.
  • Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;
  • пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки.

Старшая (5–6 лет)

  • Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
  • альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
  • новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
  • дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».
  • Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
  • технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
  • новые вещества: крахмал, уксус;
  • новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.
  • Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
  • новая посуда: мерные стаканчики, колбы.

Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Подготовительная (6–7 лет)

  • Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;
  • новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
  • настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Новый прибор: телескоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада

выступление на тему: «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном д...

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах

Аналитическая справка по результатам проведения смотра - конкурса «Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада» во всех возрастных группах.Цель смотра-конкурса: создание о...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

Создание музыкальной ,предметно развивающей среды в группах детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20359776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

ect;Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим муз...

«Создание оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей»

Представлен методический материал по организации образовательного пространства центров развивающей среды – речевой уголок. Освещены основные правила и технологии, которые используют при фор...

Предметно - пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования.

"Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Ральф Эмерсон...