«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС»
консультация

Ицкевич Оксана Александровна

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС»

( в рамках подготовки к педагогическому совету №3)

Подготовила и провела:

Ицкевич О.А., старший воспитатель, высшая кв.к.

Санкт-Петербург

2020

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в старшей группе детского сада

Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют воду.

Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким-либо растением.

Выдвижение гипотез

Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).

Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.

Анализ полученного результата

Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

Формулирование выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Т

Тема исследования

Вариант мотивирующего начала занятия

«Способность воды выталкивать предметы меньшей плотности», занятие с экспериментальной игрой «Тонет — не тонет» в младшей группе

Создание сюрпризного момента.
В группу заходит плачущая девочка Таня (воспитанница старшей группы). Воспитатель спрашивает, в чём причина её слёз. Девочка рассказывает, что уронила на прогулке в речку мяч и боится, как бы он не утонул. Воспитатель зачитывает стихотворение А. Барто «Мячик» и акцентирует внимание на том, что в тексте утверждается невозможность мячика утонуть. Ребятам предлагается опытным путём (при помощи тазиков с водой и резиновых мячей) показать Тане, что мяч не утонет.

«Свойства воздуха», занятие «Удивительное рядом» в средней группе

Создание проблемной ситуации с игровым элементом.
Воспитатель показывает ребятам фигурку грустного поросёнка и говорит, что Хрюша грустит из-за того, что вчера ему подарили 2 больших воздушных шарика, но что-то случилось с ними за ночь. Ребятам показывают 2 нарисованных шарика: большой улыбается, маленький грустит. Воспитатель спрашивает, почему второй шарик загрустил (сдулся), и предлагает придумать решение, как помочь Хрюше (надуть шарик).

«Различия пресной и морской воды», занятие «Путешествие в Подводное царство» в старшей группе

Начало занятия строится в виде игрового путешествия на морское дно: ребята вспоминают названия морских животных, разгадывая загадки и ребусы, проводится подвижная игра «Море волнуется — раз!». За отличные знания и проявленную активность Морской царь дарит ребятам сосуд с морской водой, свойства которой они будут изучать в ходе последующего опыта.

«Влияние воды на всхожесть семян и рост растений», экспериментальный проект «Посев сухого и пророщенного гороха» в подготовительной группе

Совместное составление сказки про горошинки с воспитанниками подготовительной группы.
Каждый этап экспериментальной деятельности фиксируется в виде абзаца сказки. («Проспали горошинки сестрички всю зиму завёрнутыми в холщовую тряпочку. А сегодня чьи-то тёплые руки достали тряпочку из коробочки и отнесли на подоконник к блюдцу с водой. Одни горошинки с радостными криками прыгнули в этот маленький бессейн, но некоторые из сестричек воды испугались и остались лежать в сухом уголке окна…»).

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (сюрпризный момент)

Дидактическая игра

Физкультминутка

Исследование свойств бумаги

Подведение итогов

Время проведения

2 минуты

2–3 минуты

1–2 минуты

7 минут

1–2 минуты

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок)

Дидактическая игра

Подвижная игра

Исследование свойств воды (проведение опытов)

Подведение итогов

Время проведения

2–3 минуты

3 минуты

3 минуты

10 минут

1–2 минуты

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки)

Зарядка на свежем воздухе

Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце)

Трудовые поручения

Проведение опыта с льдинками

Подведение итогов

Время проведения

3–4 минуты

5 минут

10 минут

5–7 минут

4 минуты

2 минуты

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)

Эвристическая беседа

Подвижная игра

Дидактическая игра

Изучение условий появления радуги (проведение опыта)

Подведение итогов

Время проведения

3 минуты

3–5 минут

3–4 минуты

3 минуты

12–14 минут

1–2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Сообщение на тему: "Организация в старшей группе мини - лаборатории по развитию познавательно - исследовательской деятельнсти дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная задача в ДОУ – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условияОсновным принципом ДО в соответствии с Государственн...

Методический проект - программа «Экологическое воспитание как средство развития познавательной – исследовательской компетенции детей дошкольного возраста по ФГОС»

В настоящее время проблема развития познавательной активности дошкольников ― одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....