Сообщение на тему:Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников.
статья
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, которые бы гарантированно решали дидактические задачи за короткое время при максимальном использовании ресурсов самих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников.
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, которые бы гарантированно решали дидактические задачи за короткое время при максимальном использовании ресурсов самих детей.
Пособие составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.).
Основная идея работы - создание педагогических условий усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам.
Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам (Программа «Детство», «Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой).
Методические рекомендации к выполнению этой задачи в общем плане сводятся к следующему:
- Картина вносится на рассмотрение детям вначале занятия. Она не показывается детям заранее.
- Воспитателем готовятся вопросы к детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов.
- Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине.
- На занятии всей группой детей выслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
- Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо-плохо».
Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине.
Работа с предметной картинкой, серией связанных картинок, пейзажем, натюрмортом, портретом требует иных подходов. По ним созданы отдельные методики.
Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.
В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.
Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончанию каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок, совершенного мыслительного действия.
Содержание этапов.
Этап 1. Перечисление объектов на картине.
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.
На каждом этапе в течение всего дня проводится работа с подгруппами детей. В пятницу, к концу второй недели, рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»
Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...
Перспективный план работы по самообразованию на тему "Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников".
В плане отражена работа с детьми среднего возраста, так же разнообразная работа с родителями в течении года.Свою работу по пластилинографии я веду второй год, поэтому мы продолжаем двигаться дальше с ...
Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 учебный год. Тема: «Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников».
Перспективный план работы по самообразованию на год для средней группы по технике пластилинография....
«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутнико...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю.
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе.Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»...
«Загадка как средство развития речи и мышления дошкольников»
Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного творчества. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает детскую улыбку. Являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво,...