«Загадка как средство развития речи и мышления дошкольников»
консультация по логопедии
Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного творчества. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает детскую улыбку. Являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейской мудрости. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, поэтому загадка служит эффективным средством патриотического воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_i_myshleniya_doshkolnikov.docx | 226.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35 «Малышок»
Консультация
«Загадка как средство развития речи и мышления дошкольников»
Учитель - логопед: Кошкарева Т.А.
г. Шадринск
Загадки – распространенный и любимый детьми жанр народного творчества. Обращение к ним на занятиях неизменно вызывает детскую улыбку. Являясь элементом игровой деятельности, загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейской мудрости. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, поэтому загадка служит эффективным средством патриотического воспитания детей.
Образность, красочность, эмоциональность, загадок, развивают поэтическое чувство, языковое чутье, восторженное отношение к языку. Загадки подготавливают детей к восприятию литературы, учат наслаждаться «искусством слова». Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма.
Загадка используется как средство формирования разных сторон речи.
Работа с загадками применяется для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.
Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы.
В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, а также для закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Загадка - это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Разгадывание загадок - это сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младших групп. В младших группах можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы можно разбить по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию».
- Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит.
- Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается: собака - кусается, лает;, заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; и т. д.
Работу по отгадыванию загадок необходимо строит таким образом, чтобы у детей складывалось как можно более полное представление о том или ином предмете, явлении, назначении действия. Любой предмет рассматривается многоаспектно с опорой на как можно большее количество анализаторов, т. е. предмет нужно рассмотреть, потрогать, понюхать, совершить с ним какие – либо действия, при этом проговаривая все манипуляции с предметом. Таким образом, дети учатся грамматически верно строить фразу, согласовывая существительные с прилагательными в роде и числе; связно описывать предмет; учатся внимательно слушать описание и отвечать верно. Загадки-описания, доступные детям 3-4 лет, позволяют накопить необходимый лексический материал для перехода к загадкам более сложного содержания, таким, как загадки - описания с договариванием последнего слова.
Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь. Для того, чтобы подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
В качестве подготовительной работы к обучению разгадыванию загадок такого плана проводятся игры типа: «Недовольный Саша» (Цель: развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков. Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству детей. Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков - поднимают картинку с изображением недовольного Саши.), игры-дразнилки (подобрать дразнилку к своему имени), игры в рифму (подобрать рифму к слову, например, Игра « Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.) и др. Перед разгадыванием загадки о предмете, необходимо его рассмотреть, дети выделяют основные свойства, качества предмета; учатся называть предметы того же рода (конкретизировать обобщение), узнают его по описанию, самостоятельно описывают.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
белю поля, дома…
Зовут меня ... (зима)
***
Я раскрываю почки
в зеленые листочки,
Деревья одеваю,
посевы поливаю.
Движения полна,
зову меня ... (весна)
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста,
если я ... (капуста)
***
И зелен, и густ,
на грядке вырос куст. П
окапай немножко,
под кустом ... (картошка)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)
***
Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая
В сарай попала, кур пересчитала.
И горлана петуха унесла она в леса. Ну и кто это? ... (лиса)
***
Я умею чисто мыться не водой, а язычком.
Как мне часто снится блюдце с теплым молочком!
Погладь меня ладошкой.
Мне нравится, я ... (кошка)
***
Хитрый след плести стараясь,
по сугробам прыгал …(заяц).
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки.
Наступили холода,
обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь:
в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (зима)
***
Тает снежок.
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
***
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)
***
Уродилась я на славу;
зелена, кудрява.
Кто любит щи,
меня в них ищи (капуста)
***
Прежде чем его мы съели,
все наплакаться успели. (лук)
***
Что за зверь лесной
встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы –
уши большее головы (заяц)
***
Какой зверь опасный
ходит в шубе красной.
Снег разгребает,
мышек хватает (лиса)
Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети учатся выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. В связи с этим в подготовительной группе детям предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение находить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Хоть сама и снег и лед,
А уходит - слезы льет (зима)
***
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая
(морковь)
***
Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке
(капуста)
***
Озорной мальчишка
в сером армячишке
По двору шныряет,
крохе собирает (воробей)
***
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж)
***
Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору. (заяц)
Таким образом, отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания.
Загадка - это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде.
В младших группах можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета, способ действия или назначение). Такие «загадки» доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый).
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит.
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь.
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)
***
Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая
В сарай попала, кур пересчитала.
И горлана петуха унесла она в леса.
Ну и кто это? ... (лиса)
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений.
Уродилась я на славу;
зелена, кудрява.
Кто любит щи,
меня в них ищи (капуста)
***
Прежде чем его мы съели,
все наплакаться успели. (лук)
К подготовительной группе дети учатся выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. В связи с этим в подготовительной группе детям предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами.
Озорной мальчишка
в сером армячишке
По двору шныряет,
крохе собирает (воробей)
***
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж)
Виды загадок с примерами.
1.Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма: Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? (Ответ: замок.) Стихотворная форма: Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ: уточка.
2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ... (мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый ... (кенгуру, конь)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Такие загадки включают в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы)
Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
5. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.
Скоро 10 лет Сереже — Диме нет еще шести. Дима все никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года)
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором (пальцы).
Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит, жужжит, упадет – землю роет (жук).
Загадка как средство
развития речи и мышления дошкольников
Составитель:
Кошкарева Т. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"
Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
Загадка как средство развития словесно-логического мышления
Консультация для воспитателей...
Загадка как средство развития речи и мышления.
Консультация для педагогов и родителей.Что такое загадка? Загадки являются благодатным средством, способствующим развитию речи детей, образного и логического мышления, умственных реакций. Главная...
Доклад на тему: "Загадки как средство развития речи и мышления
Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет ее как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной». Л...
Сообщение на тему:Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников.
В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, которые бы гарантированно решали дидактические задачи за короткое время при максимальном использовании ресурсов самих дете...
Загадка как средство развития речи и мышления.
Консультация для педагогов и родителей...