консультация для воспитателей
консультация
Формирование способов действий дошкольников в декоративно-прикладном творчестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование способов действий дошкольников в декоративно-прикладном творчестве | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 124
Консультация
"Формирование способов действий дошкольников в декоративно-прикладном творчестве"
Воспитатель: Семёнова Г.В.
Калининград, 2020
Формирование способов действий дошкольников
в декоративно-прикладном творчестве
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.
Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.
Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Задачи по ознакомлению дошкольников
с декоративно-прикладным искусством.
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
3. Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
Формы работы с детьми по ознакомлению детей
с декоративно-прикладным искусством
- Знакомство с подлинными изделиями декоративно - прикладного искусства русского народа;
- рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, открыток, таблиц;
- чтение педагогом рассказов, стихотворений;
- рассказывание сказок;
- беседы;
- этнографическая организованная образовательная деятельность ;
- конкурсы, викторины;
- экскурсии;
- проведение дидактических игр;
- просмотр презентаций;
- досуги, развлечения, фольклорные праздники;
- использование народных игр;
- организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей);
- оформление подарков для родителей.
Этапы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством
1. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства и его историей:
- формировать интерес к народной игрушке,
- учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их,
- учить рассматривать и выделять отдельные узоры народной игрушки, их цвет
- формировать представление о характерных признаках.
2. Обучение детей декоративному рисованию (лепке)
- учить составлять узоры на основе разных видов народной игрушки,
- закреплять умения использовать геометрические элементы росписи (лепки)
- учить подбирать характерные цвета для определенного вида народной игрушки, их сочетание.
3.формирование детского декоративного творчества:
- учить детей выбирать и использовать в своих работах элементы знакомых узоров, подбирать цвет и форму,
- закреплять умения композиционно располагать элементы узора.
Приемы обучения декоративному рисованию
- Прием пошаговой ориентировки. Воспитатель и дети связывают рассматривание узоров с последующим их составлением, определяют те задачи, которые затем должны быть решены в рисунке. Например: дети рассматривают в образцах дымковской росписи такие элементы узора, которые потом учатся рисовать, – волнистые линии, круги, кольца.
- Прием сравнения. Сравниваются два элемента узора, композиции, для того чтобы научить понимать закономерности художественной росписи. Прием показывает возможности варьирования отдельных элементов узора при создании нового мотива. Например: гжельская традиция – сравниваются два элемента «усики» и «пружинки»; предлагаются варианты их расположения в той или иной композиции.
- Прием акцентирования. Например: используется движение руки – очерчивающий жест для выделения элементов узора на предмете, определения расположения их на листе бумаги и последовательности заполнения рабочего пространства.
- Прием моделирования. Формируется умение расположить элементы узора, происходит поиск вариантов построения композиции. Например: прежде чем нарисовать узор, дети выкладывают варианты узоров на плоскости, подбирая композиционное и цветовое сочетание.
- Прием комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь вниз».
Приемы обучения декоративной лепке
Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями.
Способы и приёмы лепки:
Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.
Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.
Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание).
Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окружающей жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.
Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.
Старшая и подготовительная группы - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).
Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание.
Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...