Тренинг для педагогов «Развитие коммуникативных умений воспитателя»
методическая разработка
Цель:
1.Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
2.Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность знания, способности, техника.
3.Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_kommunikatsiya_dlya_pedagogov.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Богданова Ольга Станиславна
Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 9» Энгельсского муниципального района Саратовской области
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Развитие коммуникативных умений воспитателя».
Цель:
1.Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
2.Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность знания, способности, техника.
3.Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА.
Психологическая настройка на умение управлять своим творческим самочувствием. Группе предлагается два упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упр.№1. «УДОБНОЕ СРЕДСТВО».
Прослушать магнитофонную запись музыкального оформления, свои мысли и чувства выразить в рисунке, написать короткий рассказ или разыграть.
Упражнение активизирует внимание, фантазию, воображение.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.
Управление своим эмоциональным миром (состоянием).
Упр.№1. «ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА».
Войти в группу (зал) в образе заведующей, методиста. Проследить, как меняется внутренний настрой.
Упр.№2. «МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ».
Управление собой в ситуации «Дети поговорим о…………»
В ходе проведения микропреподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий воспитатель перед аудиторией. Выступавшему воспитателю описать свое физическое и психическое состояние во время микропреподавания.
Сравнивается самоотчет выступавшего и отчет слушателей.
РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ.
Упр.№1. «ПЕРЕДАЕМ ПРЕДМЕТЫ».
Невербально по кругу воображаемый передать предмет. Тот, кому это передается, должен соответственно принять его и передать далее.
Упр.№2. «ВОЙДИ В КРУГ».
Все воспитатели стоят в кругу. Один вне круга. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упр.№3. «СДЕЛАЙ ПОДАРОК».
Все сидят в кругу. По очереди предлагается сделать подарок кому-то из членов коллектива. Выполняется невербально.
Упр.№4. «ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ ВАШ ВЗГЛЯД НА РЕБЕНКА»:
- с укоризной;
- с настойчивым запретом;
- с безмерным удивлением;
- с гневом;
- с ожиданием дальнейших действий.
РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Упр.№1. «ПРОИЗНЕСИ ТЕКСТ».
«ОДНАЖДЫ В СТУДЕНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ………………………»:
- шепотом;
- с максимальной громкостью;
- волнообразно;
- как будто вы страшно замерзли;
- как будто у вас горячая картошка во рту;
- как 5-ти летняя девочка.
Упр.№2. «ПРИВЕТСТВИЕ».
Поприветствуйте ребят словом «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» с 10-ю оттенками:
- страха;
- удовольствия;
- дисциплинированности;
- удивления;
- упрека;
- радости;
- неудовольствия;
- достоинства;
- иронии;
- безразличия.
«СЧАСТЬЕ - КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ».
Упр. «Проведение беседы с родителями или ребенком».
Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями для решения, которых необходима беседа или с родителями или с ребенком.
СИТУАЦИЯ:
- РЕБЕНОК ВАШЕЙ ГРУППЫ УДАРИЛ ДРУГОГО, С КОТОРЫМ ИГРАЛ. ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.
СИТУАЦИЯ:
- ВЫ СТАЛИ ВОСПИТАТЕЛЕМ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ. ВЫ ПЕРВЫЙ РАЗ В ЖИЗНИ ИДЕТЕ В СЕМЬЮ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С УСЛОВИЯМИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ.
Упр. «Родились три ребенка».
Необходимо 3 участника. Родились 3 ребеночка. Дети растут, начинают сначала ползать, затем ходить, бегать. Взрослые начинают запрещать: «Не бегай»- участникам завязываем ноги (платком, шарфом). Дети начинают говорить, кричать и т.д.- взрослые: «Не кричи, помолчи»- завязываем рот. Дети начинают исследовать окружающий мир: брать, хватать предметы, вещи и др.- взрослые: «Не хватай, не трогай»- завязываем руки. Дети начинают смотреть телепередачи, слушать музыку и т.д.- взрослые: «Не смотри, не слушай»- завязываем уши. И еще установка «Не чувствуй»- завязываем сердце. А ТЕПЕРЬ ИДИТЕ- ЖИВИТЕ ТАК. Наблюдение за происходящим: кто-то начинает выпутываться, бороться, кто-то стоит на месте и т.д. Постараться почувствовать, что происходи. Выслушать, что чувствовали участники, пока были связаны и что чувствовали наблюдатели, что хотелось сделать?
Необходимо использовать методику «Я - высказывание». Выказывать чувства спокойно, без особых претензий. Не употреблять отрицательных утверждений.
Я - ВИЖУ………
Я - ЧУВСТВУЮ………
Я - ХОЧУ………
Пример. «Я вижу, вы здесь повеселились и оставили посуду не вымытой. Я чувствую обиду и раздражение, так как я устала и хотела бы отдохнуть, а не мыть сейчас посуду. Я хочу, чтобы ты через 5 минут вымыла посуду».
Упр. «25 УДОВОЛЬСТВИЙ».
В течение 3, максимум 5 минут необходимо перечислить то, что доставляет вам удовольствие.
Упр. «О КОМ ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ?»
Перечислить тех, о ком вам приходиться заботиться.
Вспомнить, что понравилось, что запомнилось, какие чувства испытывали.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ.
Список используемой литературы:
- Монина Г.Б., Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СП б.: Издательство «Речь», 2007.
- Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.:Речь; Институт Тренинга, 2001.
- Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 196 с.: ил. – (Психологический практикум).
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Тренинг для педагогов Тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
Цель нашего занятия - тренинга: саморазвитие, развитие умения слышать других, ведь эффективное взаимодействие зависит именно от умения слышать друг друга....
Тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей...
Тренинг с педагогами развитие коммуникативных навыков
Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков....
Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....
Консультация для педагогов. Развитие коммуникативных умений у дошкольников.
Развитие коммуникативных умений у дошкольников...
тренинг с педагогами "Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников"
laquo;Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»....