консультация для педагогов эмоционально-психологическое выгорание
консультация
Данная консультация "Как быть и что с этим делать" раскрывает проблему псих оэмоционального выгорания педагогов.Данная статья раскрывает признаки выгорания, диагностику, профилактику синдрома выгорания, принципы работы по достижению позитивного психологического состояния, даны практические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_ili_professionalnoe_vygoranie.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог высшей категории Пасюкова Галина Павловна.
Санкт-Петербург, ГБДОУ № 5
Эмоциональное или профессиональное выгорание.
Как быть и что с этим делать?
Хочется поговорить о явлении, которое может осложнить, испортить жизнь многим из нас, - синдром "Эмоционального или профессионального педагогического выгорания", как называют психологи. В настоящие время это стало одной из серьезных проблем образовательных учреждений.
Может быть, кто-то из нас уже сейчас ощущает, что той деловой активности, которой раньше можно было только позавидовать, уже нет, а мы чаще отмечаем у себя состояние усталости, раздражительности, недовольства собой? Не знаете в чём причина такого состояния и как это изменить?
Давайте разбираться:
Понятие "выгорание" еще в 1994 году предложил американский психиатр Герберт Фрейденберег для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые работают в системе "человек-человек" и интенсивно работают и тесно общаются в эмоционально "нагруженной" атмосфере при выполнении своих профессиональных функций.
То есть "выгорание" - это профессиональная болезнь тех, чья деятельность связана с общением, это своего рода ответ на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми. В этом плане мы, педагоги оказываемся в очень уязвимом положении - их деятельность связана с целым рядом напряженных ситуаций.
Доказано, что по степени напряженности нагрузка учителя, воспитателя в среднем больше, чем у других специалистов, непосредственно работающих с людьми. И эта ежедневная ощутимая эмоциональная загруженность и стрессонасыщенность ухудшает психологическое самочувствие и разрушительно действует на здоровье. В то же время отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с детьми, коллегами, родителями, что повторно усугубляет и закрепляет состояние психологического неблагополучия.
Поэтому организация работы по сохранению психологического здоровья педагогов является одной из важных задач современной системы образования.
Итог: профессиональное выгорание, по мнению психологов, возникает а результате накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки", что приводит к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. Поэтому, чтобы поставить риск возникновения данного синдрома "под контроль" всем необходимо:
- Иметь об этом явлении исчерпывающее представление;
- Определить у себя возможное наличие и степень выраженности основных составляющих этого синдрома;
- Независимо от результата принять определенные профилактические меры.
А теперь "по полочкам", установим признаки, пытаемся продиагностировать себя на степень профессионального выгорания и рассмотрим способы профилактики данного состояния.
Признаки эмоционального выгорания.
В психологии принято разделять симптомы профессионального выгорания на три группы:
Физические: постоянная усталость, отсутствие сил не только вечером, но и по утрам, сразу после сна; снижен энергетический тонус, падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течении дня; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание, отсутствие сна утром с 4-х часов или наоборот, неспособность заснуть до 2-3 ночи, тяжелый подъем, склонность к перееданию, отсутствие аппетита, расстройство ЖКТ.
Эмоционально- психологические: безразличие, скука, пассивность, депрессия, повышенная тревожность, раздражительность на незначительные события, срывы, агрессивные состояния, переживание отрицательных эмоций без видимых причин, нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, ощущение собственной профессиональной несостоятельности, снижение ценности своей деятельности, развитие негативных установок в отношении работы и тех, с кем приходится работать; нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации.
Поведенческие: ощущение, что работа тяжелая ноша, выполнять труднее и труднее, вне зависимости от объективной необходимости постоянно бежите домой, но дома не делаете, чувство бесполезности, снижение энтузиазма, безразличие к результатам; невыполнение важных дел, застревание на мелочах, отстраненность от сотрудников, повышение неадекватной критичности.
Диагностика своего эмоционального состояния.
Синдром профессионального выгорания начинается незаметно. Беда в том, что мы не придаем значения первым звонкам и упускаем время, когда еще самостоятельно можем "взять себя в руки", прервать развитие синдрома, не допустить развития стадии "истощения".
Выгорание легче предупредить, чем "лечить". Поэтому важно обращать внимание на симптомы его "приближения", а еще лучше проверить свое эмоциональное состояние, диагностировать с помощью методик.
Предлагаем вас оценить наличие и степень выраженности основных составляющих этого синдрома с помощью методик. Полную и грамотную интерпретацию результатов, конечно же, может дать только психолог, но определить проявление состояния эмоционального выгорания можете сами.
Профилактика синдрома профессионального выгорания, защитные механизмы.
Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Несколько советов:
- Не ставить себе только долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей -это реальный успех, который повышает уверенность в себе.
- Создайте группу поддержки - общайтесь с приятными людьми, которые обеспечат вас поддержку, помогут сохранить положительную точку зрения на вашу позицию. Когда мы анализируем свои чувства, ощущения и делимся ими с другими, вероятность "выгорания" снижается. Полезно общаться не только дома, но и на работе.
- Овладевайте умениями и навыками релаксации.
- Занимайтесь физическими упражнениями.
Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.
- Позволяйте себе полноценный отдых, а какой - решите сами. Без отдыха эффективная работа невозможна. Но это не просто "подремать на диване". Смена обстановки, новые впечатления, эмоциональная встряска, которые обновят вас, а вернувшись, вы сможете продуктивно работать.
- Делайте каждый день какую- нибудь глупость. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.
- Используйте приемы рационализации. Помните ваша работа - это не вся жизнь. При потере интереса к работе, ответьте на вопрос: "Зачем я работаю?". Составьте список всех причин -реальных или абстрактных, которые заставляют вас работать. Определите мотивацию, ценность и значение работы. Убедитесь в правильности утверждения "Я действительно хочу этим заниматься".
- В ситуации неприятного для вас общения (родители, коллеги, руководители) принимайте прием психологического отстранения и создания физической дистанции.
- Создайте виртуальный барьер в виде стекла в автомобиле, через которое вы видите человека, но не слышите, это снизит эмоциональное напряжение. Можно выбрать физическую дистанцию общения - стоять дальше, чем обычно, не смотреть в глаза, разговаривать на поверхностные темы.
Кроме такой самопомощи, необходимым эффективным компонентом такой профилактики является профессиональная психологическая поддержка:
обучение осознанному управлению своими эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции, навыкам позитивного положительного общения, приемам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Поможем себе быть в позитиве.
Принципы работы по достижению позитивного эмоционального психологического состояния.
-Физическое расслабление - снятие зажимов;
-Снижение эмоционального напряжения, достижение покоя;
-Аутотренинг - углубление и продление позитивного эмоционального состояния.
Упражнения на мышечное расслабление.
"Подними себя на стуле"
Сядьте на стул в удобной позе так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом. Оставайтесь в этом состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.
"Дрожащее желе".
Представьте, что вы -дрожащее желе, ощутите - какое оно на вкус, перевоплотитесь в него. А теперь представьте, что блюдо с желе начали встряхивать (где-то около 1-2 минут): сначала легонько, и тогда дрожит только верхняя его часть, а потом всё сильнее и сильнее, и тогда вы раскачиваетесь и "трясётесь" быстрее и с большей амплитудой. Затем встряхивать блюдо резко перестали, но дрожащее желе успокоится не сразу. После этого представьте себе, что блюдо с желе забыли убрать, и оно осталось на солнце. Что стало с таким замечательным желе? - Оно начало таять. Медленно опускайтесь на пол и "растекайтесь во все стороны".
Упражнения на снижение эмоционального напряжения.
"Пресс" (Подавляет эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Лучше выполнять сразу после того, как почувствовали психологическую напряженность, пока разбушевавшаяся "стихия" не смела всё на своём пути.)
Отчётливо представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя все возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться явного ощущения физической тяжести, внутреннего пресса, подавляющего, как бы выталкивающего вниз нежелательные эмоции ту негативную энергию, которую эти эмоции с собой несут. (Упражнение с осторожностью следует выполнять людям с сердечными заболеваниями)
"Пословицы" (Упражнение хорошо снимает внутреннюю депрессию и плохое настроение)
Возьмите любую из книг: "Русские пословицы", "Мысли великих людей", "Афоризмы" и т.п. Полистайте, почитайте 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме психической релаксации, то или иное высказывание/пословица натолкнёт вас на правильное решение существующей проблемы. Может быть, также успокоит факт того, что не только у вас возникала проблема- над ней размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
"Незабываемая прогулка"
Закройте глаза. Представьте мысленно белоснежный песок и изумрудную гладь океана, тихий шелест волн или сень деревьев и прохладу аллеи, уходящей вдаль или любое другое привлекательное для вас место. Совершите туда прогулку, приблизьте это место к себе. Ни о чем не задумывайтесь, позвольте окружающему миру "войти" в вас и насладитесь этим ровно столько, сколько захочется. Запомните ощущение спокойствия этого идеального для вас пейзажа, затем медленно откройте глаза.
"Работа с глиной" (Помогает анализировать свои ощущения, "забирает" негативные эмоции).
Закройте глаза, пальцы станут более чувствительными. Разминайте глину пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кисти, "подружитесь" с ней; отщипывайте кусочки одной рукой, двумя, большие и маленькие; протыкайте ее; ударяйте по ней, шлёпайте; ощупывайте гладкие места, которые образовались после похлопывания и т.п.
Аутотренинговые упражнения.
(Всегда начинаются с выполнения дыхательной техники и оканчиваются словами- внушениями).
Примите удобную позу. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вдыхая, подумайте: "вдох"; выдохните и подумайте: "выдох". "Вдох - выдох" - концентрируйте внимание на дыхании. Вдохните через нос и без всякого усилия дайте воздуху выйти через приоткрытый рот, не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания и ощущаете вдыхаемый прохладный воздух.
"Внутренний луч"
Закройте глаза. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно, последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка. Ослабляется складка на лбу, опадают брови, "охлаждаются" глаза, ослабляются зажимы в углах рта, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность -спокойного освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, своей профессией. Выполните упражнение несколько раз. Выполняя его, со временем вы научитесь получать не только просто удовольствие, а даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: "Я стала новым человеком! Я стала молодой и сильной, спокойной и стабильной! Я всё могу сделать! У меня всё будет хорошо!"
"Маяк"
Закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров далеко в море. На его вершине -маяк. Ощутите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные постоянно дующие там ветры, не способны покачнуть вас. Из окон на верху маяка вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный поток света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану и являющегося символом безопасности для многих людей на море. Постарайтесь явственно ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет. Закончите упражнение словами - внушениями аналогично предыдущему.
И напоследок, хочется дать вам "противоядие от самоистязания" - познакомить вас с одной психологической притчей.
Притча про стакан.
В начале лекции профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал его в руке, пока все студенты не обратили внимание, а затем спросил: "Сколько, по вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм"- предполагали студенты.
- "Я и сам не знаю,- продолжил профессор,- чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я продержу так стакан в течении нескольких минут?"
- "Ничего", - ответили студенты.
-"Хорошо. А что будет, если я продержу этот стакан в течении часа?" - снова спросил профессор.
- "У вас заболит рука",- ответили студенты.
- "Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?"
- "Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить вас в больницу", - сказал один студент под всеобщий смех аудитории.
-"Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор,- однако изменился ли вес стакана в течении этого времени? - Нет! Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? (Студенты были удивлены и обескуражены). Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - спросил профессор.
-"Опустить стакан, поставить его на место", - последовал ответ.
- "Вот, -воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами! Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И тогда вы сможете без напряжения просыпаться каждое утро свежими и бодрыми и будете готовы справиться с новыми жизненными ситуациями. Отпустите стакан!
В завершении пара советов: коллеги, начните заботится о своем психологическом здоровье! Создавайте себе защитные механизмы! Помните- профессиональное выгорание в меньшей степени грозит тем, у кого есть способы и опыт преодоления стресса!
По статистическим данным, работа занимает у современных людей в среднем четверть жизни.
Активная профессиональная деятельность является важным фактором долголетия, сохранения здоровья и психологического благополучия личности. Однако процесс профессионализации имеет негативные и позитивные стороны.
Педагоги занимают одно из первых мест. Последние годы актуальность проблемы нарастает. Специалисты отмечают, что среди условий для развития личности ребенка есть психологическая опасность.
Причем носителем угроз является педагог, что разрушает и его самого. "Деформированные педагоги" не способны формировать, а могут только деформировать личность ребенка.
Понятие профессиональной деформации.
Является очень загадочным из всех аспектов негатива.
К числу негативных явлений относятся:
- возрастные изменения,
- длительная психологическая напряженность (высокий расход энергии),
- кризисы профессионального развития,
- монотонность труда, усталость.
Деформируются физические и психические свойства.
Под физическими деформациями понимаем деформацию тела, манеры, состояния организма, снижение уровня здоровья.
Деформация психического здоровья выражается в неврозах, девиациях поведения, хронической усталости.
Перечень деформаций связанных с работой с людьми:
1. Авторитарность - распоряжения, высокомерие, деспотизм.
2. Демонстративность - быть на виду, проявлять себя. Если это стиль поведения то это становится средством самоутверждения.
3. Профессиональный догматизм - склонность к упрощению проблем, в самоуверенности, завышенной самооценке.
4. Доминантность - утверждение во власти, самоутверждение за счет других.
5. Консерватизм - предубеждение против новообразований.
6. Профессиональная агрессия - отсутствует стремление учитывать чувства, права и интересы детей.
7. Ролевой экспансионизм - сфокусированность на себе, непонимание других.
Результаты исследований профессиональных деформаций педагогов.
В целях определения степени актуальности данной проблемы был проведен опрос психологов (45 человек). Им было предложено ответить на вопросы и по 10-балльной системе оценить полученные данные, которые позволяют сделать следующие выводы:
Деформация деятельности | Выраженная опасность | ||
для окр. | для детей | для себя | |
Жесткое ролевое поведение | 7,1 | 7,4 | 6,4 |
Склонность научать, читать нотации | 7,1 | 7,5 | 6,4 |
Безаппеляционность | 6,3 | 8 | 5,8 |
Оценочность | 7,8 | 7,7 | 5,1 |
Синдром "всезнайства" | 6,7 | 5,8 | 5,6 |
Профессиональный догматизм | 6,5 | 7,1 | 6,1 |
Формализм | 5,9 | 7,7 | 6,1 |
Консерватизм | 6,4 | 7,4 | 5,9 |
Снижение профессиональной компетенции | 5,2 | 8,3 | 7,1 |
Низкая психологическая коммуникабельность | 6,5 | 8,6 | 7,3 |
Профессиональный цинизм | 6,1 | 8,8 | 6,8 |
Неудовлетворенность профессией | 6,4 | 7,8 | 7,8 |
Личностные | |||
Авторитарность | 6,5 | 8,2 | 5,8 |
Склонность к психическому давлению | 6,3 | 8,8 | 6,5 |
Ощущение вседозволенности | 5,4 | 9,4 | 6,8 |
Социальное лицемерие | 5,8 | 7,7 | 6,1 |
Равнодушие | 4,2 | 8,5 | 6,8 |
Склонность к агрессии | 4,8 | 8,8 | 6,7 |
Псевдотрансфер (детское поведение) | 3,2 | 3,8 | 5,5 |
Некоммуникабельность | 4,1 | 6,8 | 7,5 |
Замкнутость, закрытость от всех | 4,8 | 6,2 | 7,6 |
Психические | |||
Синдром эмоционального выгорания | 6,8 | 8,1 | 9,1 |
Психосоматические | 6,7 | 6,9 | 9,2 |
Невротические проявления | 5,9 | 8,9 | 9,1 |
Деформация поэтапна:
I этап - 10-15 лет педагогической работы.
II этап - от 10-15 до 25-30 лет.
III этап - с 25-30 лет до окончания.
На I этапе педагогическая успешность, но с середины II этапа идёт снижение на фоне неуклонного снижения профессиональных возможностей по бессознательному, идет снижение сил и профессиональных возможностей. Значит, одним первых и значимых признаков I этапа "профессиональной деформации" является "самоуверенность" и "правильность".
Факторы деформаций:
Социальные: реформы образования, расслоение общества, высокие требования противоречат действительности, отношение к педагогу, которого низвергли с пьедестала почета и довели до ранга обслуживающего персонала. Всё это происходит на фоне стареющего педагогического состава. Высокие социальные и профессиональные нагрузки вступают в противоречие с большим объемом работы.
Таким образом основная причина кроется в непреодолимом количественном и энергетическом рассогласовании реальных возможностей.
Диагностика профессионального выгорания.
Инструкция. Предлагаем 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя подобным образом. Если вам не свойственно описанное ощущение, в бланке ответов отметьте позицию балла 0- "никогда". Если оно для вас характерно, укажите насколько часто. Для этого напротив вопроса в строке поставьте балл, который отвечает частоте возникновения того или иного чувства.
№ | Утверждения | Баллы | |||||
никогда | очень редко | редко | иногда | часто | всегда | ||
1 | Я чувствую себя эмоционально истощенной. | ||||||
2 | В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжитый лимон. | ||||||
3 | Я чувствую себя уставшей, когда просыпаюсь утром и должна идти на работу. | ||||||
4 | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги, и стараюсь использовать это в интересах дела. | ||||||
5 | Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами, как с предметами (без теплоты и симпатии к ним). | ||||||
6 | После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. | ||||||
7 | Я умею находить правильные решения в конфликтных ситуациях, возникающих в общении. | ||||||
8 | Я чувствую угнетенность и апатию. | ||||||
9 | Я уверен, что моя работа нужна людям. | ||||||
10 | В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем работаю. | ||||||
11 | Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. | ||||||
12 | У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | ||||||
13 | Моя работа всё больше меня разочаровывает. | ||||||
14 | Мне кажется, что я слишком много работаю. | ||||||
15 | Иногда мне действительно безразлично, что происходит с некоторыми из моих коллег. | ||||||
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. | ||||||
17 | Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. | ||||||
18 | Во время работы я чувствую приятное оживление | ||||||
19 | Благодаря своей работе я уже сделала в жизни много действительно ценного. | ||||||
20 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. | ||||||
21 | На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. | ||||||
22 | В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
Обработка и интерпретация результатов.
Определите сумму баллов по трем основным показателям/шкалам.
1. Эмоциональное истощение. (чувство эмоциональной истощенности и усталости, вызванное собственной работой) - подсчитайте результаты (суммируйте баллы) по следующим номерам вопросов: 1,2,3,6,8,13,14,16,20.
2. Деперсоналиция. (эмоциональное отстранение, безразличие к работе, формальное выполнение обязанностей) - суммируйте баллы по следующим вопросам: 5,10,11,15,22.
3. Редукция личностных достижений. (неудовлетворенность собой, своими профессиональными достижениями, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма к служебным обязанностям)- сумма баллов по вопросам: 4,7,9,12,17,18,19,21.
А теперь оцените свой уровень профессионального выгорания по следующей таблице в соответствии с представленной шкалой.
Показатели | Низкий ур. | Средний ур. | Высокий ур. |
Эмоциональное истощение | 0-16 | 17-26 | 27 и больше |
Деперсонализация | 0-6 | 7-12 | 13 и больше |
Редукция личностных достижений | 39 и больше | 38-32 | 31-0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Синдром эмоционального выгорания" - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состояни...
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...
Консультации для педагогов "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Синдром эмоционального выгорания у педагогов...
Консультация для педагогов: "Синдром эмоционального выгорания у педагогов"
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов» Знакомо ли вам состояние, когда неожиданно...
Консультация для педагогов: «Профилактика эмоционального выгорания педагога»
Задачи:формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и сла...
Консультация для педагогов "Синдром эмоционального выгорания - реалии жизни современного педагога"
В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Данный материал даст представление о факторах, влияющих на раз...
Консультация для воспитателей: «Эмоциональное, психологическое выгорание и как его избежать»
Эмоциональное выгорание, это симптом нашего времени, это состояние истощения которое крадет наши силы, наши эмоции и мы теряем радость жизни. Нужно конечно разобраться в симптомах нашего сос...