отчет педагога психолога за 2019-2020
материал
Предварительный просмотр:
Анализ психолого-педагогической деятельности
педагога-психолога
за 2019-2020 учебный год
Цель работы педагога-психолога – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
В соответствии с целью выделила задачи:
- Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация коррекционно – развивающих программ.
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
- Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
- Повышение психолога – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с основными направлениями работы педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционная и развивающая работа, консультирование, профилактическая и просветительская работа, экспертная деятельность и организационно-методическая работа.
Работа психологанаправлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.
Работа осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым
Задачи работы с родителями:
1. Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Повышать психолого-педагогическую осведомлённость в вопросах подготовки ребёнка к школе.
Задачи работы с педагогами:
1. Способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе детского сада.
2. Повышать психологическую компетентность педагогов в вопросах развития эмоционально- личностной и познавательной сфер ребёнка дошкольного возраста.
В течение учебного года выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
-психодиагностическая;
-коррекционно-развивающая;
-консультативная;
-профилактика и просвещение.
Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
- Диагностика развития школьно-значимых умений.
- Определение соответствия возрастным нормам, уровня тревожности, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.
- Определение психологической готовности к обучению в школе.
- Углубленная диагностика причин отклонения в интеллектуальном и личностном развитии
- Определить степень адаптации детей в детском саду
Психодиагностическая работа с родителями проводилась по следующим направлениям:
- Выявить уровень педагогической осведомленности родителей, понимания готовности детей к школе
Психодиагностическая работа с педагогами проводилась по следующим направлениям:
- Определить стиль общения педагогов с детьми и родителями
- Выявить барьеры педагогической деятельности.
С целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития и дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности была проведена диагностика. Так же была проведена диагностика для детей подготовительной к школе группы «Готовность к школьному обучению».
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей с ОВЗ. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школьному обучению.
Психолого-педагогическое обследование уровня готовности воспитанников подготовительных групп к началу школьного обучения проводилось по методике Н. Семаго, М. Семаго. В обследовании принимали участие 43 воспитанника, седьмого года жизни групп общеразвивающей и компенсирующей направленности. Результаты показали, что уровень готовности познавательных универсальных действий по методике-Н. Семаго, М. Семаго:
- Готово: 37 воспитанников (88%)
- Условно готово:6 детей (12%)
- Условно не готово:0%
- Не готово: 0%
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
На начало октября 2019 г. 70% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 30%, тяжелая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.
В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Для создания условий раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития в течении года проводилась коррекционная и развивающая работа. Занятия по коррекции психических процессов были направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи у детей, а также активизации познавательной деятельности.
Работа по коррекции эмоциональной сферы проводилась с целью снижения тревожности, агрессии, психоэмоционального напряжения, развития произвольности и самоконтроля, формирования положительной самооценки, коррекции поведения детей. Данные занятия позволили ввести ребенка в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми.
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.
Профилактическая и просветительская работа.
Явлюсь активным пользователем педагогического интернет сообществ, систематически размещаю на сайте https://nsportal.ru/zandakova-milana-rasulovna, https://www.maam.ru/users/363294, http://www.shkollegi.ru, http://infourok.ru психологический материал для родителей и педагогов.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей, посещающих и не посещающих ДОУ.
В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.
Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.
В данный период все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникают много сложностей, вопросов, непониманий. Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома, а дети будут вынуждены не посещать дошкольное учреждение. Это то время, когда есть возможность, узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения. В период самоизоляции родителям (законным представителям) работа велась дистанционная на сайте детского сада, на официальных сайтах педагогических работников и на просторах социальных сетей родителям даны следующие консультации и рекомендации по занимательной деятельности с детьми:
- Консультация «Дети и самоизоляция: как сохранить здоровье и активность»
- Памятка как организовать досуг ребенка во время самоизоляции
- Консультация «9 практик расслабления у детей»
- Консультация «Создание благоприятной семейной атмосферы»
- Памятка «Искусство быть родителем»
- «Пальчиковые игры»
- Графические диктанты для старших дошкольников
- Задания для проверки знаний и представлений ребенка
- Игры «Всей семьей»
- Загадки для детей
- Совместная деятельность «Веселая кухня»
- Примеры игр во время самоизоляции
Задачи на следующий 2020-2021 учебный год
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы педагога - психолога на 2019 - 2020 учебный год
Перспективный план работы предназначен для педагога – психолога ДОУ. План включает в себя работу с детьми, взаимодействие с педагогами и родителями....
Годовой план педагога-психолога на 2019-2020 учебный год
План работы педагога-психолога на 2019-2020 годЦель работы педагога-психолога:Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных...
Рабочая программа педагога – психолога на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области ПРИНЯТО...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога на 2019 – 2020 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫпедагога-психолога на 2019 – 2020 учебный год...
Рабочая программа педагога - психолога на 2019 – 2020 учебный год
Содержание: Разделы Содержание I. Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка 1.1.1.Цель и задачи 1.1.2. Принципы к формированию. Программа 1.1.3. Возрастные особенности развития дет...
Рабочая программа педагога-психолога на 2019-2020
Рабочая программа является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему психолого-педагогической работы с детьми по реализации Основной общеобразовательной программы «Образоват...
Отчет педагога-психолога за 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 уч. год
Отчет педагога-психолога за 2019-2020 уч.годОтчет педагога-психолога за 2020-2021 уч.годОтчет педагога-психолога за 2021-2022 уч.год...