"Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"
материал (младшая группа)

Показеева Наталья Ивановна

Тема самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_soobrazovaniyu.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

          В каком бы возрасте ребенке ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. В этот период ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок почувствовал себя спокойно и уверенно, т.к. успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем следует в течении дня и как это будет происходить.

         Второй чрезвычайный психотравмирующий факт – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

          Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родители не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответственен выход ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.

          Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».

          К воспитателю ребенок также должен иметь возможность привыкнуть и удостовериться в том, что он готов взять на себя заботу о его благополучии, что на него «можно положиться». Это требует времени и терпения со стороны взрослого.

          Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляют значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей. Важно отдавать себе отчет, что даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором.

          Чтобы привыкание ребенка к ДОУ было максимально бесболезненным, нужно сделать его постепенным.

         

Особенности взаимодействия мамы и ребенка на каждом этапе становления психологической автономности.

 

         Мы играем только вместе. В первое время, когда ребенок еще настороженно относится к новой для него обстановке, мама является его «проводником и защитником». Она побуждает его включаться во все виды деятельности и сама активно играет во все игры. На данном этапе мама и ребенок – одно целое. Они играют или рисуют в четыре руки, танцуют или бегают в паре. В свободной деятельности именно мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, она знакомит его с играми и игрушками, представленными в группе.

         На данном этапе  мама пытается понять возникающие потребности ребенка, сопровождает его в туалет, одевает и раздевает, дает попить и т.д.

         Я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая окружающая обстановка не несет для него никакой опасности. Игры и игрушки вызывают у него острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отрываться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается к ней, ищет ее взглядом, подходит за эмоциональной «подпиткой». Мама все еще является защитой и поддержкой ребенка. Такие эпизоды – лишь первые пробы малыша своей независимости. Здесь важно научить маму, отпуская ребенка, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы.

         Сначала проявления самостоятельности очень недолговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх с педагогом, другими детьми и чужими мамами.

         Иди, я немножко поиграю один. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельности в играх. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо взаимодействует с педагогом, ориентируется в обстановке в группе. У него появились любимые игрушки и уголки, он запомнил и выполняет простейшие правила.

         Когда наступает такой момент, маме можно предложить подождать ребенка в приемной. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго отлучится. И действительно ненадолго отлучается, если ребенок согласен на это.

         Важно обратить внимание на возвращение мамы. При этом следует обратить внимание ребенка, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия можно увеличивать.

         Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя. На этом этапе, собираясь в детский сад, ребенок уже знает, что он будет находиться в группе один и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимодействие с педагогом, при необходимости обращается за помощью к нему или к маме другого ребенка.

         Именно этот этап является завершающим в процессе становления психологической автономности ребенка. Для ее укрепления необходимо достаточно продолжительное время. Здесь важна стабильность в работе группы. Она заключается в том, что с детьми всегда встречается знакомый педагог, последовательность видов деятельности остается неизменной. Если в работе группы происходят какие-то события (праздник, смена воспитателя и др.), ребенка к этому необходимо подготовить. Малышу нужно объяснить, что произошло, и даже побыть с ним некоторое время, пока он не почувствует себя хорошо.

Игрушки для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.

Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

·              становление орудийных действий;

·              развитие наглядно-действенного мышления;

·              развитие познавательной активности;

·              формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

·              совочки, лопаточки;

·              метелочки, грабельки;

·              сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;

·              удочки с магнитом для "ловли рыбок";

·              игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

·              кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры.

Это:

·              пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

·              вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

·              матрёшки 3-4-местные;

·              "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

·              столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

·              крупные пазлы и мозаики;

·              кубики крупные пластмассовые и деревянные;

·              шнурок и бусины для нанизывания;

·              народные игрушки с подвижными частями;

·              желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

·              коробочки с секретом;

·              детские музыкальные центры;

·              механические игрушки;

·              клавишные игрушки;

·              игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;

·              материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

·              фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

·              пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

·              составные игрушки - машинки, домики и пр.;

·              строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

·              бусы для нанизывания;

·              шнуровки и застёжки.

Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.

Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:

·              картинки с изображением животных и людей;

·              сюжетные картинки с изображением действий;

·         наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;

·              элементарные виды детского домино и лото;

·              последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;

·              наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;

·              звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;

·              диафильмы;

·              игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых могут быть:

·              тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);

·              пластиковые - гибкие;

·              кукла-голыш с набором одежды;

·              кукла в одежде;

·              маленькие "пупсики" в разных позах.

Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

·              набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);

·              мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);

·              "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;

·              "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;

·              игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию:

·             Мячи (разных размеров).

·             Обручи.

·             Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).

Скамеечки для ходьбы.

·               Коврики с разной поверхностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей "Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения" поможет родителям и воспитателям правильно подготовить ребенка к посещению детского сада. Здесь содержатся полезные рек...

"Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения"

Консультация для родителей по вопросу адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Даются некоторые рекомендации....

Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения

Ребенок подрос и может посещать детский сад.Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - ...

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Консультация для родителей младшей группы. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения....

Заповеди воспитателя на период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

1. Проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже приказам ребенка заслужить его доверие!   2. Сохранять постоянство обстановки в группе - и порядка следования разных режимных мом...