Исследовательская работа "Какая будет погода?"
проект (подготовительная группа)
В ходе исследования дошкольником было проведено сопоставление народных примет с результатами наблюдения за погодой. Лев работал над проектом несколько месяцев, были изготовлены своими руками несколько приборов: барометр, гигрометр. В конце проекта были сделаны выводы и работа представлена на конкурсе для дошкольников, научно-исследовательской конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_primety_pogody.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Однажды летом, когда утром мы собирались в детский сад, мама сказала мне обязательно взять куртку с капюшоном, а я не хотел. Я сказал маме: «Ну, зачем мне куртка»? Но мама сказала: «Скоро будет дождь»! Я стал спорить: «Посмотри, как солнышко ярко светит. На улице нет дождя, а на небе - ни одной тучки. Откуда ты знаешь, что будет дождь»? Мама ответила:
«Посмотри на одуванчики – видишь, у них цветы закрытые стоят, значит, будет дождь». Я ужасно удивился: «Разве можно по одуванчикам узнать про дождик?» Мама сказала: «Потом сам увидишь». Мы пошли в садик, в садике мы гуляли на участке, и вдруг стало темнеть, и закапал дождик. Значит, одуванчики и правда знают про дождик раньше людей. Мне стало интересно: А как еще можно узнать, какая будет погода? Ведь если знать про погоду заранее, можно будет всегда правильно одеваться.
Цель: научиться узнавать, какая будет погода.
Гипотеза: Если научиться заранее узнавать, какая будет погода, тогда всегда будешь одеваться правильно.
Задачи:
- Узнать о способах определения погоды.
- Познакомиться с народными приметами о погоде.
- Понаблюдать за природой.
- Сделать приспособления, предсказывающие погоду.
- Сделать выводы.
Вечером дома я стал у всех спрашивать: А как еще, кроме одуванчиков, можно узнать про погоду? Бабушка мне объяснила, что есть народные приметы про погоду. Это когда еще очень давно люди стали замечать (или как раньше говорили «примечать» - от этого слова получилось слово «приметы»), как себя ведут растения или животные перед дождем, или, наоборот, перед ясной или жаркой погодой. Вот какие народные приметы мне рассказала бабушка:
-Если вороны нахохлились и опустили крылья – быть дождю.
-Голуби воркуют - к теплой солнечной погоде.
-Утром обильная роса - к хорошей погоде.
-Закат красный - будет ясно.
-Стрижи летают до поздних сумерек - к хорошей погоде.
Мама предложила вместе понаблюдать за природой и проверить, правду ли говорят приметы.
Я живу на 1 квартале, у нас очень много голубей и ворон. И мы с сестрой стали каждый день смотреть, как они себя ведут. Наблюдать за птицами было очень интересно. Они ходят на своих лапках, почти, как люди. И друг с другом разговаривают на своем птичьем языке. И даже, бывает, ссорятся и дерутся, особенно вороны. Голуби почти всегда гуляют большими стаями, а вороны чаще поодиночке. Иногда вороны сидят на столбах и деревьях, опустив крылья и голову. А через какое-то время начинается дождь. Однажды мы с мамой пошли в магазин. Возле этого магазина всегда много голубей, потому что многие люди им там сыплют крошки от хлеба, крупу и семечки. Мама зашла в магазин, а я остался на крыльце и смотрел, как голуби важно расхаживали и громко ворковали. Я вспомнил, как в одной примете говорилось, что голуби воркуют к теплой солнечной погоде. И обрадовался, ведь тогда мы пойдем гулять на детскую площадку. На улице было очень тепло, и мы играли на площадке допоздна. А когда пошли домой, мама еще показала, как высоко в небе быстро туда-сюда летают птицы, которые называются стрижи. И объяснила, что они так летают перед хорошей погодой. Значит, и завтра будет хорошая погода.
Как-то на прогулке в детском саду мы увидели дождевого червя. Ольга Аркадьевна нам рассказала, что дождевые черви живут в земле и очень любят сырость и дождь. Их поэтому и называют дождевыми. И выползают они из земли только, когда чувствуют, что скоро будет дождь. Поэтому, если черви выползают на поверхность земли - ждите ненастья, дождя.
Однажды вечером мы гуляли во дворе. И я заметил, как комарики сбились в стайку и вьются над одним местом. Мама объяснила мне, что комары вьются столбом - к хорошей погоде. На следующий день, и правда, весь день светило солнце.
Еще мы с мамой стали каждое утро рассматривать траву по дороге в садик, потому что в одной из примет говорилось, что обильная роса утром - к хорошей погоде. Мы смотрели на траву несколько дней: иногда росы было много, а иногда не было совсем. И потом разговаривали, был дождь или нет, и правду ли говорит примета про росу. Оказалось, все правда.
А еще потом мне папа объяснил, что предсказанием погоды занимаются специальные люди - метеорологи. Это их работа: узнавать об изменениях погоды с помощью специальных приборов. Это называется прогноз. Его потом рассказывают по телевизору и в интернете.
Моя сестра Алиса - уже школьница. Она мне прочитала в энциклопедии Почемучек и показала мне на картинках метеорологические приборы: термометр, барометр, осадкомер, гигрометр. Нам с Алисой стало интересно, как работают эти приборы, и можно ли их сделать самим? Я спросил об этом у воспитателя в детском саду. Ольга Аркадьевна посмотрела в интернете, потом мы взяли дощечку и укрепили на ней две кнопки на расстоянии 8 – 10 см. К нижней прикрепили проволоку, так, чтобы она могла двигаться. К верхней кнопке прикрепили кончик волоса, затем протянули его вокруг проволоки и закрепили на верхней кнопке. В интернете написано, что человеческий волос при высокой влажности удлинится, и стрелка опустится вниз. А при низкой влажности волосок станет короче, и поднимет проволочную стрелку вверх. Мы поставили его на окно и стали в течение дня наблюдать за стрелкой. Стрелка приподнялась вверх, и мы обрадовались, значит, будет солнышко, и мы пойдем на прогулку.
Ольга Аркадьевна предложила сделать еще барометр, чтобы наблюдать за изменением атмосферного давления. Мы взяли стеклянную банку, у воздушного шарика отрезали хвостик. Закрепили шарик на горлышке банки канцелярской резинкой – получилась крышка. На эту крышку прикрепили скотчем пластиковую трубочку от сока. На картонке Ольга Аркадьевна расчертила шкалу, вверху нарисовали солнышко, а внизу шкалы - тучку. Барометр тоже поставили на подоконник. В течение месяца мы наблюдали за нашими приборами и отмечали наблюдения в блокноте. Перед дождем трубочка-стрелка на банке-барометре опускалась ниже красной отметки, ближе к нарисованной тучке. Теперь я знаю: это означает, что атмосферное давление падает и будет дождь.
Дома мама мне и Алисе предложила провести опыт. Мама дала Алисе еловую ветку и сказала поднести её к горячей плитке. От тепла ветка выпрямилась и поднялась вверх. Затем мы поднесли к струйке пара от чайника. От пара ветка опустилась вниз. Так мы увидели, что ветка елки изгибается то вверх, когда приближается тепло, то вниз, когда на нее действует сырой воздух. Значит, и с помощью еловой ветки можно предсказывать погоду. Мы решили прикрепить эту ветку на балконе, чтобы она нам помогала.
Вывод: Из своих наблюдений я узнал, что узнать об изменениях погоды можно, если знать народные приметы, наблюдать за природой и за специальными приборами.
Приложения: блокнот с зарисовками наблюдений, приборы, мультик «Народные приметы погоды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Тема: "Пейте, дети, молоко будете здоровы".
Презентация исследовательской работы на конкурс....
Исследовательская работа "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!
Исследовательская работа "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!...
Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»
Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы» Продолжительность проекта – 3 недели. Тип проекта - иссл...
Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...
Детский индивидуальный исследовательский проект "Пейте в меру вкусный сок и будете здоровы!"
Индивидуальный исследовательский проект выполнен совместно воспитанницей подготовительной группы и педагогом при участии заинтересованных детей в группе. Девочку заинтересовали вопросы: «Почему ...
Исследовательский проект в старшей (разновозрастной) группе «Пейте, дети, молоко - будете здоровы!»
Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма....
Познавательно-исследовательская деятельность "Пейте дети молоко-будете здоровы!"
Исследовательская деятельность детей о пользе молока и его свойствах....