Исследовательская работа "Какая будет погода?"
проект (подготовительная группа)

Якушева Ольга Аркадьевна

В ходе исследования дошкольником было проведено сопоставление народных примет с результатами наблюдения за погодой. Лев работал над проектом несколько месяцев, были изготовлены своими руками несколько приборов: барометр, гигрометр. В конце проекта были сделаны выводы и работа представлена на конкурсе для дошкольников, научно-исследовательской конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_primety_pogody.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Однажды летом, когда утром мы собирались в детский сад, мама сказала мне обязательно взять куртку с капюшоном, а я не хотел. Я сказал маме: «Ну, зачем мне куртка»? Но мама сказала: «Скоро будет дождь»! Я стал спорить: «Посмотри, как солнышко ярко светит. На улице нет дождя, а на небе - ни одной тучки. Откуда ты знаешь, что будет дождь»? Мама ответила:

«Посмотри на одуванчики – видишь, у них цветы закрытые стоят, значит, будет дождь». Я ужасно удивился: «Разве можно по одуванчикам узнать про дождик?» Мама сказала: «Потом сам увидишь». Мы пошли в садик, в садике мы гуляли на участке, и вдруг стало темнеть, и закапал дождик. Значит, одуванчики и правда знают про дождик раньше людей. Мне стало интересно: А как еще можно узнать, какая будет погода? Ведь если знать про погоду заранее, можно будет всегда правильно одеваться. 

Цель: научиться узнавать, какая будет погода.        

Гипотеза: Если научиться заранее узнавать, какая будет погода, тогда всегда будешь одеваться правильно.

        Задачи:

  1. Узнать о способах определения погоды.
  2. Познакомиться с народными приметами о погоде.
  3. Понаблюдать  за природой.
  4. Сделать приспособления, предсказывающие погоду.
  5. Сделать выводы.

Вечером дома я стал у всех спрашивать: А как еще, кроме одуванчиков, можно узнать про погоду? Бабушка мне объяснила, что есть народные приметы про погоду. Это когда еще очень давно люди стали замечать (или как раньше говорили «примечать» - от этого слова получилось слово «приметы»), как себя ведут растения или животные перед дождем, или, наоборот, перед ясной или жаркой погодой. Вот какие народные приметы мне рассказала бабушка:

-Если вороны нахохлились и опустили крылья – быть дождю.

-Голуби воркуют - к теплой солнечной погоде.

-Утром обильная роса - к хорошей погоде.

-Закат красный - будет ясно.

-Стрижи летают до поздних сумерек - к хорошей погоде.

Мама предложила вместе понаблюдать за природой и проверить, правду ли говорят приметы.

Я живу на 1 квартале, у нас очень много голубей и ворон. И мы с сестрой стали каждый день смотреть, как они себя ведут. Наблюдать за птицами было очень интересно. Они ходят на своих лапках, почти, как люди. И  друг с другом разговаривают на своем птичьем языке. И даже, бывает, ссорятся и дерутся, особенно вороны. Голуби почти всегда гуляют большими стаями, а вороны чаще поодиночке. Иногда вороны сидят на столбах и деревьях, опустив крылья и голову. А через какое-то время начинается дождь.  Однажды мы с мамой пошли в магазин. Возле этого магазина всегда много голубей, потому что многие люди им там сыплют крошки от хлеба, крупу и семечки. Мама зашла в магазин, а я остался на крыльце и смотрел, как голуби важно расхаживали  и громко ворковали. Я вспомнил, как в одной примете говорилось, что голуби воркуют к теплой солнечной погоде. И обрадовался, ведь тогда мы пойдем гулять на детскую площадку. На улице было очень тепло, и мы играли на площадке допоздна. А когда пошли домой, мама еще показала, как высоко в небе быстро туда-сюда летают птицы, которые называются стрижи. И объяснила, что они так летают перед хорошей погодой. Значит, и завтра будет хорошая погода.

Как-то на прогулке в детском саду мы увидели дождевого червя. Ольга Аркадьевна нам рассказала, что дождевые черви живут в земле и очень любят сырость и дождь. Их поэтому и называют дождевыми. И выползают они из земли только, когда чувствуют, что скоро будет дождь. Поэтому, если черви выползают на поверхность земли - ждите ненастья, дождя.

 Однажды вечером мы гуляли во дворе. И я заметил, как комарики сбились в стайку  и вьются над одним местом.  Мама объяснила мне, что комары вьются столбом - к хорошей погоде. На следующий день, и правда,  весь день светило солнце.

Еще мы с мамой стали каждое утро рассматривать траву по дороге в садик, потому что в одной из примет говорилось, что обильная роса утром - к хорошей погоде. Мы смотрели на траву несколько дней: иногда росы было много, а иногда не было совсем. И потом разговаривали, был дождь или нет, и правду ли говорит примета про росу. Оказалось, все правда.

А еще потом мне папа объяснил, что предсказанием погоды занимаются специальные люди - метеорологи. Это их работа: узнавать  об изменениях погоды с помощью специальных приборов. Это называется прогноз. Его потом рассказывают по телевизору и в интернете.

Моя сестра Алиса - уже школьница. Она мне прочитала в энциклопедии Почемучек и показала мне на картинках метеорологические приборы: термометр, барометр, осадкомер, гигрометр. Нам с Алисой стало интересно, как работают эти приборы, и можно ли их сделать самим? Я спросил об этом у воспитателя в детском саду. Ольга Аркадьевна посмотрела в интернете, потом мы взяли дощечку и укрепили на ней две кнопки на расстоянии 8 – 10 см. К нижней прикрепили проволоку, так, чтобы она могла двигаться. К верхней кнопке прикрепили кончик волоса, затем протянули его вокруг проволоки и закрепили на верхней кнопке. В интернете написано, что человеческий волос при высокой влажности удлинится, и стрелка опустится вниз. А при низкой влажности волосок станет короче, и поднимет проволочную стрелку вверх. Мы поставили его на окно и стали в течение дня наблюдать за стрелкой. Стрелка приподнялась вверх, и мы обрадовались, значит, будет солнышко, и мы пойдем на прогулку.

  Ольга Аркадьевна предложила сделать еще барометр, чтобы наблюдать за изменением атмосферного давления. Мы взяли стеклянную банку, у воздушного шарика отрезали хвостик. Закрепили шарик на горлышке банки   канцелярской резинкой – получилась крышка. На эту крышку прикрепили скотчем пластиковую трубочку от сока. На картонке Ольга Аркадьевна расчертила шкалу, вверху нарисовали солнышко, а внизу шкалы - тучку. Барометр тоже поставили на подоконник. В течение месяца мы наблюдали за нашими приборами и отмечали наблюдения в блокноте. Перед дождем трубочка-стрелка на банке-барометре опускалась ниже красной отметки, ближе к нарисованной тучке. Теперь я знаю: это означает, что атмосферное давление падает и будет дождь.

Дома мама мне и  Алисе предложила провести опыт. Мама дала Алисе еловую ветку и сказала поднести её к горячей плитке.  От тепла ветка выпрямилась и поднялась вверх. Затем мы поднесли к струйке пара от чайника. От пара ветка опустилась вниз. Так мы  увидели, что ветка елки  изгибается то вверх, когда приближается тепло,  то вниз, когда на нее действует сырой воздух. Значит, и с помощью еловой ветки можно предсказывать погоду. Мы решили прикрепить эту ветку на балконе, чтобы она нам помогала.          

Вывод: Из своих наблюдений я узнал, что узнать об изменениях погоды можно, если знать народные приметы, наблюдать за природой и за специальными приборами.

Приложения: блокнот с зарисовками наблюдений, приборы, мультик «Народные приметы погоды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Тема: "Пейте, дети, молоко будете здоровы".

Презентация исследовательской работы на конкурс....

Исследовательская работа "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!

Исследовательская работа "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!...

Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»

Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»       Продолжительность проекта – 3 недели. Тип проекта -  иссл...

Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Исследовательский  проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...

Детский индивидуальный исследовательский проект "Пейте в меру вкусный сок и будете здоровы!"

Индивидуальный исследовательский проект выполнен совместно воспитанницей подготовительной группы и педагогом при участии заинтересованных детей в группе. Девочку заинтересовали вопросы: «Почему ...

Исследовательский проект в старшей (разновозрастной) группе «Пейте, дети, молоко - будете здоровы!»

Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в развитии организма....

Познавательно-исследовательская деятельность "Пейте дети молоко-будете здоровы!"

Исследовательская деятельность детей о пользе молока и его свойствах....