Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая группа)
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva_slaydy_k_attestatsii.pptx | 636.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Предмет исследования: Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Цель исследования: Теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста
Задачи: 1)Путем теоретического анализа психолого – педагогической литературы определить особенности восприятия фактуры у детей дошкольного возраста 2)Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития восприятия фактуры у детей четвертого года жизни 3)Подобрать педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста и проверить их на практике 4)Определить динамику развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста
Методы исследования: 1) Теоретический анализ литературы. 2) Диагностические задания. 3) Педагогический эксперимент. 4) Методы математической обработки данных
Цель констатирующего этапа: Выявить уровень развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Задачи: 1. Подобрать критерии и показатели уровня развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста 2. Подобрать диагностические методики для определения уровней развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста 3. Провести обследование и выявить уровень развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста
Критерии для оценки развития восприятии фактуры материалов (С.Л.Рубинштейн, Л.А.Венгер и В.В.Холмовская) Информативный Деятельностный Называние качественной характеристики фактуры Целостность описания качественных характеристик фактуры Точность выбора элемента по фактуре Последовательность опробования элементов по особенности фактуры Характер поисковых действий (идентификация, соотнесение)
Комплексная диагностическая методика «Найди такой же». Цель: определить характер поисковых действий при обследовании материалов и обозначение качеств фактуры словом. 1 серия «Найди домик». Оценивалось: узнавание и называние качественных характеристик фактуры, точность поиска, последовательность опробования элементов. 2 серия «Чудесный мешочек» Оценивалось: узнавание и называние материалов и качественных характеристик их фактуры, целостность описания характеристик, точность поиска. Комплексная диагностическая методика «Разложи по местам». Цель: определить характер поисковых действий при обследовании предметов и обозначение материала и качеств фактуры словом. Оценивалось: узнавание и называние фактуры материалов, точность поиска, последовательность опробования элементов.
Результаты констатирующего обследования уровня развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста: на высоком уровне – ни одного ребенка на среднем уровне - 2 детей. на низком уровне - 6 детей
Цель формирующего этапа: Провести опытно-экспериментальную работу по созданию и апробации педагогических условий развития восприятия фактуры у детей второй младшей группы детского сада. Задачи: Определить принципы опытно – экспериментальной работы по развитию восприятия фактуры у детей второй младшей группы. Отобрать содержание, методы и формы организации деятельности детей и педагога, направленные на развитие восприятия фактуры. Организовать работу по развитию восприятия фактуры у детей второй младшей группы.
Принципы организации работы по развитию восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста : Принцип обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания Принцип сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей Принцип сообщения детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности Принцип систематизации
Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Содержательность работы по развитию восприятия фактуры: Определение содержания ознакомления с различными видами материалов, их названиями и разнообразными характеристиками их фактуры Определение видов деятельности детей, позволяющих стимулировать восприятие материалов с различной фактурой (продуктивная, познавательная, игровая, трудовая, бытовая)
Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Этапность работы по развитию восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста: 1 этап: обучение специальным обследующим движениям, обозначение словом особенностей фактуры 2 этап: обучение нахождению наощупь необходимого предмета по описанию его фактуры 3 этап: группировка предметов со сходной фактурой (с открытыми и закрытыми глазами).
Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Создание предметно-пространственной развивающей среды: Настенное сенсорное панно «Морское дно»
Настенное сенсорное панно «Кот в сапогах» Настольные сенсорные панно «Аквариум», «Волшебный цветок», «Заяц», «Пирамидка»
Дидактические пособия и экспериментирование с ними коллекция сортов бумаги коллекция сортов ткани коллекция природного материала
Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Включение заданий на восприятие фактуры материала в организованную образовательную деятельность: Аппликация Рисование Лепка
Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Использование дидактических игр для упражнений в восприятии фактуры: Дидактические игры на нахождение предмета с заданной фактурой по предлагаемому образцу (идентификация): «У кого какой листочек», «Собери пирамидку», «Чудесный мешочек». Дидактические игры на нахождение предмета с несколькими одновременно заданными характеристиками (твердость, гладкость): «Собери бусы», «Чудо - прихватки». Дидактические игры на группировку предметов со сходной, но не идентичной фактурой (соотнесение): «Подбери и назови», «Сложи цветок».
«Чудесный мешочек» Цель: определить предмет наощупь по описанию фактуры «Пирамидка» Цель: найти предмет с идентичной фактурой
Педагогические условия развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Задания для выполнения в процессе бытовой и трудовой деятельности: Обследование фактуры тканей одежды, полотенец, салфеток; Обследование фактуры предметов и игрушек в хозяйственно-бытовом труде; обследование тряпочек, рукавичек, фактуры природных объектов в процессе ухода за растениями
Цель контрольного этапа: Выявить динамику в развитии уровня восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста Задачи: Отобрать диагностический инструментарий для определения уровня развития восприятия фактуры у детей дошкольного возраста. Выявить уровни развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов опытно – экспериментальной работы и выявить изменения в развитии восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста.
Сравнительные результаты обследования уровня развития восприятия фактуры у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах: повысили уровень – 7 детей на прежнем уровне – 1 ребенок
Педагогические условия развития восприятия фактуры материалов у детей младшего дошкольного возраста: создание предметно-пространственной развивающей среды, насыщенной предметами с различной ярко выраженной фактурой; включение заданий в непосредственную образовательную деятельность на определение фактуры различных материалов; подбор разнообразных дидактических пособий и игр, направленных на развитие восприятия фактуры; акцентирование внимания детей на фактуре материалов в процессе бытовой, продуктивной (в том числе трудовой) деятельности; организация связи чувственного опыта при ознакомлении детей с фактурой материалов с развитием соответствующего словарного запаса - терминов, обозначающих разнообразие фактуры материалов.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».
Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...
"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы МКДОУ детский сад №15 являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...
Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»
Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...
Педагогические условия этноэкологического сознание детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности
Экологическое сознание – это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э. В. Гирусов, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этап...