Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Очень важно чтобы дети общались, а задача педагога помочь детям учиться простраивать личностные, деловые, оценочные отношения, быть наравне со всеми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.rekom_.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры общения у детей

старшего дошкольного возраста

Введение

Дефицит воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственные критерии в воспитании детей – проблема в становлении межличностного общения. В словаре под редакцией Б.М. Бим – Бада общение определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка».

Становление личности происходит при взаимодействии с другими людьми. Дети стремятся к общению, но не умеют вступать в контакт, быть вежливыми, доброжелательными, слушать партнера. А это ведет к возникновению конфликтов.

Проблемой воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, занимались педагоги и психологи: Л.С. Выготский, В.Г. Нечаева, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.

Они отмечали, что потребность ребенка в общении ни чем не компенсируется, отсутствие общения тормозит психику ребенка, способствует появлению тревожности и агрессивности.

Вот почему так важно чтобы дети общались, а задача педагога помочь детям учится простраиватьличностные, деловые, оценочные отношения, быть наравне со всеми.Одним из компонентов общения выступает культура речевого общения.

Воспитание культуры речевого общения определяет:

  1. Умение общаться с окружающими. ( Управлять своим поведением)
  2. Желание вступать в контакт.
  3. Знание норм и правил, при общении с окружающими.

Уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации, человека в любой социальной среде.

Этикет – часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Важно научить ребенка уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности – очень важно.

Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Актуальность обусловила выбор темы « Воспитание культуры общения у старших дошкольников»

Цель определила задачи:

  1. Выявить особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Культура речевого общения детей дошкольного возраста.

  1. Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст это своего рода ступенька для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения, т.е. культуре общения.

Культура общения- это выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса  и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения учит не только делать все нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Очень хорошо если ребенка учат состояние других людей.

С первых лет жизни ребенку необходимо понимать, когда можно побегать, а когда нельзя этого делать, потому что в определенной обстановке, поведение недопустимо.

Культура общения предполагает и культуру речи, которая предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста, достаточного запаса слов, умение говорить вежливо, сохраняя спокойный тон. Культура речи помогает детям общаться в совместных играх и избегать конфликтов в общении.

Изначально общение детей происходит в семье. Поступая в детский сад, ребенок расширяет свой круг общения, добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и работниками дошкольного  учреждения. А у родителей и педагогов возможность помочь ребенку усвоить культуру общения, ведь ему необходимо учиться жить в обществе, которое его окружает.

Ребенок узнает, что культура общения сочетает в себе:

Вежливость. Важная нравственная черта личности. Это доброжелательное отношение к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми. Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и дружить с ними.

Деликатность. Деликатность сестра вежливости. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Скромность. Показатель подлинной воспитанности. В скромности сочетаются уважение и чуткость к людям.

Условием для всестороннего развития ребенка, является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека:

Сдержанность, взаимопомощь, навыки общественного поведения.

В обществе сверстников, ребенок учится трудиться, достигать поставленных целей, заниматься.

Возникают во время общения сверстников и проблемные ситуации. И если ребенок осознает, что с ним рядом такие жедети как и он, то свои желания ему придется соизмерять с желанием других, тогда в ребенке возникает основа для усвоения необходимых форм общения.

  1. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание культурного общения надо начинать с формирования у детей навыков коллективизма, формируя у них стремление к общению, поощрять даже незначительные попытки играть друг с другом. Очень хорошо когда дети объединяются вокруг какого-то дела, которое радует и приносит чувство удовлетворения, проявляет доброжелательность или заставляет переживать. А если педагог будет использовать игровые приемы, то это разнообразит жизнь детей во время пребывания в детском саду.

Воспитатель встречает детей приветливой улыбкой, старается увлечь интересным делом, игрой, утро начинается с положительных эмоций, которые будут в течении всего дня.

Поэтому и общение между детьми будет проходить в атмосфере дружелюбия и приветливости. А у детей есть много поводов для общения - это и совместные постройки из крупного и мелкого конструктора, настольные игры, подвижные игры побуждают детей к обмену впечатлений, опыту, совместные игры объединяют.

Взрослые помогают направлять отношения детей так, чтобы они формировали навыки коллективизма.

Очень важно если ребенок владеет элементарной культурой общения, которая помогает ему устанавливать связь со сверстниками: без ссор и шума договориться, уступать, обращаться с просьбой, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игру других детей.

Дети старшего дошкольного возраста, умеют проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость и т.д.

Хорошо когда взрослый является активным участником игры или совместной деятельности и помогает приобретать опыт положительного общения.

В выборе и организации детской игры, педагогу следует учесть каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют разрешения.

А в коллективной игре, надо учитывать состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.д.

Выбор игру зависит от времени ее проведения, природные условия, наличие игровых атрибутов и т.д.

 В игре дети получают удовольствие, независимо от того подвижная игра или интеллектуальная, а результат может быть конструктивным.

Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностно, игровое творчество и дух соревнования. В играх осуществляются цели нескольких условий, взаимосвязанных межу собой.

  1. Культура речевого общения детей дошкольного возраста

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Речь дана нам природой и отличает нас от всех других представителей живого мира.

Судишь о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры, т.е. может выражать свои мысли, пользоваться обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы, объяснять, спорить.

Формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, поэтому что именно в это время ребенок формируется как личность обладающая определенными нравственными качествами.

Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникаций, который направлен  на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включаются во все виды деятельности.

Большую роль играют обучающие занятия, особенно специальные занятия по обучению родной речи.

При организации занятий следует помнить, что занятия в детском саду, должны кардинально отличаться от школьных уроков.

Форма занятия должна соответствовать его содержанию:

дети могут свободно передвигаться по комнате, сидеть на ковре или стульях, переходить от столика к столу и т.д.

Вся работа с детьми – подбор языкового материала и методических пособий должны способствовать развитию коммуникативно  - речевых способностей. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план методы речевого высказывания.

Для ребенка речь воспитателя является образцом. К речи педагога предъявляются высокие требования:

 - содержательность,  логичность;

-эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, достаточная громкость;

- хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета.

        Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры.

        В течении всего дня педагогу следует быть очень внимательным к своей речи и к речи детей.

        Детям необходимо слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их. Необходимо подводить детей к умению говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, дать высказаться другому, быть сдержанным, не перебивать говорящего.

Заключение

        Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех деятельности. Общение оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

        Если общение недостаточно, темп формирования психических процессов замедляется. Если применить коррекционное вмешательство, можно изменить весь ход психического развития ребенка.

Воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов между детьми и взрослыми и сверстниками.

Высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

- владение нормами и правилами родного языка;

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;

- знание норм и правил «речевого этикета».

Развитие речевых способностей проявляется в коммуникативных качествах личности: дружелюбием, готовности к социально – эмоциональному взаимодействию, общительности, коммуникативной направленности к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

Главная задача моей работы заключается в том, чтобы помочь детям дошкольного возраста овладеть этикетными средствами нашей речи, правилами культуры поведения....

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для воспитателей "Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста"....

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыты понятия культуры общения, как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры. Рассмотрены идеи педагогической поддержки, её влияние на формирование культуры общени...

Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста....

«Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста»

laquo;Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста»...

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.«В человеке всё должно быть всё прекрасно:И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-А. П. Чехов. Дошкольный возраст – это перио...

Педагогический проект «Воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста».

Общение -  сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку едино...