Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.
«В человеке всё должно быть всё прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-
А. П. Чехов.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.
Резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования моральных принципов, нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности. Особая роль в этом отводится дошкольным образовательным учреждениям, в задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.
В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Общение является важнейшим фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение играет важную роль в формировании личности, что получило свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.
Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.
Одним из компонентов общения выступает культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
У детей старшего дошкольного возраста, в отличие от младших и средних дошкольников, отношения со сверстниками и взрослыми сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая. В этот период складываются основные черты морального облика ребёнка, которые проявляются в течение всей последующей жизни.
Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:
1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.
2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
3) Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.
Эффективность воспитания культуры общения зависит от сформированности у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к овладению правилами культуры общения, отношения и профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Одним из направлений развития культуры общения ребёнка становится его взаимодействие со взрослыми – родителями и педагогом детского сада. Взрослый для ребёнка – эталон поведения, поступков, пример для подражания. В процессе взаимодействия с детьми он должен проявлять мудрость, культуру, честность, великодушие, способность к компромиссу, терпению, жертвованию. Эти качества ребёнок впоследствии начинает проецировать и на взаимоотношения с другими людьми.
В вопросах воспитания культуры общения дошкольников ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального звена развития ребёнка. Педагогу дошкольного учреждения при построении взаимодействия с детьми необходимо чётко знать и учитывать теоретические основы развития культуры общения, использовать на практике формы, методы и приёмы, которые будут способствовать наиболее эффективному развитию коммуникативной деятельности детей. Исследования Ф.А. Сохина доказывают, что ребёнок самостоятельно не может овладеть речевыми нормами, поэтому в процессе воспитания дошкольников обязательно нужно уделять огромное значение формированию навыков культуры речевого общения.
Для успешного развития речевой культуры у дошкольников необходимо учить их различать ситуации речевого общения, ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей, включая выражения речевого этикета; способствовать усвоению норм нравственного поведения: проявление доброжелательности через невербальные средства (мимику, жесты, интонацию). Культура речевого общения, являясь одной из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением языка детьми дошкольного возраста, направлена прежде всего на диалог с другими людьми, культурами, познание, творчество, саморазвитие.
Организуя процесс воспитания культуры общения старших дошкольников в группе детского сада, необходимо создать определённые педагогические условия. Прежде всего, установление правил культурного обращения, выполнение которых является необходимым как детям, так и взрослым. К примеру, при входе в группу нужно приветствовать друг друга фразами «здравствуйте», «доброе утро, я рад вас видеть», а во время прощания – «до свидания», «до скорых встреч» и так далее .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека.
В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые являются в некоторой степени показателями культуры общения.
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, большинство трудов посвящены формированию культуры общения в подростковом и младшем школьном возрасте. Данные, касающиеся периода старшего дошкольного возраста, представлены недостаточно, неполно раскрыты возможности игровой деятельности, являющейся важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста.
«В человеке всё должно быть всё прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-
А. П. Чехов.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.
Резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьёзными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования моральных принципов, нравственной культуры, развития эмоционально-волевой сфера личности. Особая роль в этом отводится дошкольным образовательным учреждениям, в задачи которых входит развитие социальной активности ребёнка, воспитание его культуры общения, высокий уровень которых составляет основные условие успешной адаптации человека в любой социальной среде.
В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Общение является важнейшим фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение играет важную роль в формировании личности, что получило свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.
Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.
Одним из компонентов общения выступает культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
У детей старшего дошкольного возраста, в отличие от младших и средних дошкольников, отношения со сверстниками и взрослыми сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, действенно-практическая. В этот период складываются основные черты морального облика ребёнка, которые проявляются в течение всей последующей жизни.
Основные нравственные качества, которые отражают культуру общения человека и которые воспитываются у детей с дошкольного возраста это:
1) Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Без вежливости невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.
2) Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделённый этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
3) Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
4) Скромность – эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.
5) Общительность – в её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость.
Эффективность воспитания культуры общения зависит от сформированности у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к овладению правилами культуры общения, отношения и профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения и родителей.
Одним из направлений развития культуры общения ребёнка становится его взаимодействие со взрослыми – родителями и педагогом детского сада. Взрослый для ребёнка – эталон поведения, поступков, пример для подражания. В процессе взаимодействия с детьми он должен проявлять мудрость, культуру, честность, великодушие, способность к компромиссу, терпению, жертвованию. Эти качества ребёнок впоследствии начинает проецировать и на взаимоотношения с другими людьми.
В вопросах воспитания культуры общения дошкольников ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центрального звена развития ребёнка. Педагогу дошкольного учреждения при построении взаимодействия с детьми необходимо чётко знать и учитывать теоретические основы развития культуры общения, использовать на практике формы, методы и приёмы, которые будут способствовать наиболее эффективному развитию коммуникативной деятельности детей. Исследования Ф.А. Сохина доказывают, что ребёнок самостоятельно не может овладеть речевыми нормами, поэтому в процессе воспитания дошкольников обязательно нужно уделять огромное значение формированию навыков культуры речевого общения.
Для успешного развития речевой культуры у дошкольников необходимо учить их различать ситуации речевого общения, ориентироваться в них; обогащать и активизировать словарь детей, включая выражения речевого этикета; способствовать усвоению норм нравственного поведения: проявление доброжелательности через невербальные средства (мимику, жесты, интонацию). Культура речевого общения, являясь одной из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением языка детьми дошкольного возраста, направлена прежде всего на диалог с другими людьми, культурами, познание, творчество, саморазвитие.
Организуя процесс воспитания культуры общения старших дошкольников в группе детского сада, необходимо создать определённые педагогические условия. Прежде всего, установление правил культурного обращения, выполнение которых является необходимым как детям, так и взрослым. К примеру, при входе в группу нужно приветствовать друг друга фразами «здравствуйте», «доброе утро, я рад вас видеть», а во время прощания – «до свидания», «до скорых встреч» и так далее .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека.
В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые являются в некоторой степени показателями культуры общения.
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, большинство трудов посвящены формированию культуры общения в подростковом и младшем школьном возрасте. Данные, касающиеся периода старшего дошкольного возраста, представлены недостаточно, неполно раскрыты возможности игровой деятельности, являющейся важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы видим, что развитие культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения. Несмотря на традиционное декларирование важности формирования основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ. Ее актуальность возрастает в современных условиях, в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание речевого общения у детей дошкольного возраста " (из опыта работы)
Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения ,развитие : навыков общения в различных жизненных ситуациях;творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности;коррекция у детей ...
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
Главная задача моей работы заключается в том, чтобы помочь детям дошкольного возраста овладеть этикетными средствами нашей речи, правилами культуры поведения....
План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...
Особенности формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности.Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают,что именно в эти годы при условии целеноправленного воспи...
Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.
Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста....
«Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста»
laquo;Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста»...
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
Окружающей среда является ключевым фактором в формировании культуры общения у детей дошкольного возраста. Взрослые и сверстники служат примером для малышей, а организованная обстановка в дошкольных уч...