«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности»
статья

Лемешева Екатерина Сергеевна

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Немаловажная роль в этом принадлежит театру. Театрализованная деятельность является одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Лемешева Е.С.

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности»

«Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».

К. С. Станиславский (основатель русской актерской школы)

          С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Немаловажная роль в этом принадлежит театру. Театрализованная деятельность является одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи.

 Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь.

Инсценируя сказки, совершенствуется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, развивается умение внимательно наблюдать за процессом. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении.

Методами руководства театрализованной игрой являются приемы: прямые — воспитатель показывает детям способы действия, и косвенные — воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию. Роль педагога в организации и проведении театральных игр очень велика. Она заключается в привлечении детей к выбору сказки и подготовке атрибутов и персонажей. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставляя без внимания ни одного детского вопроса. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

          На занятиях в студии «Солнечные лучики»  задания детям предлагаются в виде театральных и речевых игр: «Телеграмма», «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», «Иностранец», «Узнай по голосу», «Весёлые обезьянки», «Телепаты», выполняем артикуляционную гимнастику, готовим сказки для показа зрителям.

        Работа студии позволила мне в организованной деятельности решать многие речевые задачи. Так в процессе знакомства с культурой и техникой речи у детей развивается и укрепляется речевой аппарат, улучшается дикция, точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков, расширяется диапазон и сила звучания голоса, дети учатся пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.  

Разные театральные игры учат детей вести себя естественно, не только развивают способность создавать образы с помощью жеста и мимики, но и строить диалог между героями. Знакомство с основами театрального искусства расширяет кругозор, пополняет пассивный и активный словарь детей.

      Работа над спектаклями и показ их зрителям помогает преодолеть страх выступления перед большой аудиторией. Работу я начинаю с отбора художественного произведения, т. к. далеко не каждое подходит для драматизации. Необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями. Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка.        

Всю подготовительную работу по подведению детей к драматизации осуществляю поэтапно. Вначале в процессе чтения и рассказывания произведения знакомлю детей с текстом. В дальнейшем упражняю в пересказе, импровизации диалогов. Для лучшего понимания образа предлагаю детям нарисовать героев сказки, подобрать для каждого героя прилагательные, характеризующие их. Задачей на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять.  Пройдя все начальные этапы, распределив роли и выучив текст, мы работаем над выразительностью речи, неуверенность и скованность движений сглаживается по мере того, как приобретается уверенность. Дети активно помогают и предлагают свои варианты выполнения той или иной сцены. Для большого показа (в зале перед большой аудиторией) подключаю родителей, они готовят костюмы и декорации, задействую музыкального работника. В результате нашу сказку украшают песни и танцы.  

      Ежегодно в рамках театральной недели в марте в нашем детском саду мы показываем  зрителям сказки: «Кто сказал: Мяу?», «Сказка о глупом мышонке», «Муха Цокотуха», «Колечко», «Колобок на современный лад» и другие.  Игры-драматизации проходят согласно циклограмме в вечернее время. За основу берутся русские народные сказки, стихи-диалоги, потешки, игры и упражнения творческого характера, за счёт чего пополняется активный словарь детей, развивается диалогическая и монологическая речь, грамматический строй. А также эти игры и упражнения позволяют раскрепостить детей, совершенствовать актёрские навыки – мимику, жест, пантомиму.

         

  Учитывая разный речевой уровень детей, много времени уделяется индивидуальной работе. Это разные упражнения, позволяющие ребёнку открыться и вести себя смелее на публике, а также решать разные речевые проблемы: укрепление речевого аппарата, а соответственно улучшение дикции, развитие выразительности речи и работа над интонацией, умение строить диалог (артикуляционная гимнастика, диалогические скороговорки, «Придумай диалог сказочных героев», «Вкусные слова», «Сочиним вместе сказку», «Чудо лесенка»). С каждым годом  речевой центр пополняется.

    Чтение и обсуждение сказок обогащает речь детей, знакомит со стилистическим богатством русского языка, помогает лучше понять характеры героев, их настроение.  

    В тесной связи с чтением художественной литературы идёт сочинение и рисование сказки, точнее является логическим её продолжением, которое помогает понять структуру сказки, а также лучше представить сказочный сюжет  и вжиться в роль.

     

   Таким образом, опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на развитие всех компонентов речи: происходит обогащение словаря, совершенствуется способность к монологической и диалогической речи, формируется грамматический строй, речь стала более выразительной, эмоциональной. Улучшились актёрские качества, такие как: естественное поведение на сцене, умение владеть своим телом, способность создавать образы с помощью жеста и мимики.

   В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является чудом. И идя вместе с ним дорогой театрального искусства, у нас появляются неограниченные возможности в речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является  театрализованная  деятельность,  самый распространенный вид детского творчества....

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является ...

«Коррекция связной речи средствами театрализованной деятельности»

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции с...

опыт работы по теме "Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности"

Идея изменить формы и методы работы с детьми связана, прежде всего, с тем, что следуя социальному  заказу родителей у современных детей стоит развивать:-адекватное восприятие широкого мира визуал...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности» презентация

laquo;Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит ...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе»

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Оно вбирает в себ...

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности в разновозрастной группе детского сада

Условия для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....