Коврограф " Ларчик"
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Методическое пособие « Коврограф Ларчик» Данное методическое пособие раскрывает специфику использования универсальных средств -игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и игрового комплекса « МиниЛарчик», разработанных В.В. Воскобовичем ,в практике дошкольного образования ,в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ,в контексте ФГОС дошкольного образования ,а также в аспекте преемственности с ФГОС начального образования. Описываемые универсальные игровые средства относятся к категории развивающего обучения.
Целью данного методического пособия являются раскрытие особенностей, возможностей универсальных средств В.В. Воскобовича -игрового комплекса « Коврограф Ларчик» и игрового комплекса « МиниЛарчик»,способов работы с ними в детских образовательных учреждениях (детский садах ,развивающих центрах, школах) и семье.
Данные универсальные средства обладают рядом особенностей:
Многофункциональность – каждый из них решает множество образовательных задач.
Широкий возрастной диапазон участников игры- от самых маленьких(3-4 года) до младших школьников.
Образность и мотивация- « Коврограф Ларчик» и « МиниЛарчик» сопровождают неповторимые образцы –персонажи ,с которыми ребенок «проживает всю игровую ситуацию: Слон Лип -Лип, Слоник Ляп-Ляп и др. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий. Образность и универсальность -игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику ,логику ,начала знакомства со звуками буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ,овладевать образностью речи. Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет ,путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождением верного решения. Вариативность – наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способов их разрешения. Незавершенность игровых действий -использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих все новых неоднозначных решений. Творческий потенциал - реализациях всех задумок составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание. Возможность разнообразного использования- как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.
Рассматривая данные универсальные средства с точки зрения основных направленностей работы с ними , хочется выделить главные из них: Во-первых, соответствие ФГОС ДО и раскрытие каждой из образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие. Немаловажен аспект именно интеграции данных областей при использовании игрового комплекта « Коврограф Ларчик» и комплект « МиниЛарчик».Например при использовании пространственных карточек « Лев-Павлин-Пони и Лань» педагог учит детей общаться друг с другом посредством использования сказочных персонажей ( социально-коммуникативное развитие);знакомит детей с основными пространственными областями: правая верхняя, правая нижняя, левая верхняя, левая нижняя (познавательное развитие);мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев ( речевое развитие); побуждает детей построить для главных героев сказки дома из разноцветных веревочек ( художественно-эстетическое развитие);расположить угощения для животных возле « колодца»,используя набор « Разноцветные кружки» ( физическое развитие). Во –вторых, данные универсальные средства способствуют проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов( внимания, памяти ,мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития ( цвет, форма, величина),логико-математического развития ребенка (классификация, пространственные отношения и др.) ознакомлению с окружающим миром, совершенствованию речи и обучению чтению, а также развитию творчества. В-третьих , детальный анализ и результаты работы практиков показывают , что « Коврограф Ларчик» и « МиниЛарчик» применимы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллекта и пр.) Специалисты дефектологического профиля успешно используют « Коврограф Ларчик и « МиниЛарчик» в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития, интеллекта, детским церебральным параличом и пр.
Учителя-логопеды характеризуют « Ларчик» как своеобразную доску ,необходимую при постановке или дифференциации звуков. Наборы букв на картонной и прозрачной основах, держатели и веревочки разных цветов, кармашки помогают обучать детей с речевой недостаточностью звукобуквенному, слоговому анализу и синтезу слов, содействовать преодолению нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте.
Педагоги, работающие с детьми с детским церебральным параличом , используют «Коврограф Ларчик» как средство развития через сказочный сюжет мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей, тактильной чувствительности.
В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость) « Коврограф» может использоваться для формирования временных представлений .Так, можно предложить детям выложить дорожку из «Разноцветных квадратов»: весна-зеленый квадрат, лето- красный квадрат, осень- желтый квадрат, зима -белый. С помощью комплекса « Разноцветные веревочки» на « Коврографе» можно изобразить предмет или объект , относящийся к определенному времени года. Игры ,описанные в методических рекомендациях расписаны по определенному шаблону: задачи, материалы и оборудование, игровая ситуация и задание.
Игровая ситуация «Назови правильно» (речевое развитие)
Задачи: - формирование у детей умения составлять предложения с простыми предлогами перед, после, между. Материалы и оборудование: игровое поле « Коврограф Ларчик», пособие « Разноцветные квадраты», персонаж « Медвежонок Мишик». Игровая ситуация: Однажды Медвежонок Мишик забрел в Город Разноцветных домов.(Цветные квадраты располагаются на « Коврографе» следующим образом: три ряда по три квадрата в каждом, между ними Медвежонок Мишик. Задание: Называть, где находится Мишик, его местоположение между домами составляя предложения с предлогами перед, после, между. Например: Медвежонок стоит между красным и зеленым квадратом.
Игровая ситуация «Спаси королеву Мурану» (физическое развитие) Задачи: - развитие основных движений; -развитие мелкой моторики; - развитие зрительного и слухового внимания; -воспитывать чувство сопереживания. Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»,набор « Разноцветные кружки»,комплект «Карточки отрицания»,схема башни. Игровая ситуация: Далеко- далеко, в одной сказочной стране злой дракон похитил королеву Мурану и не отпускал ее. Королева очень скучала по своим родным. Просила, чтобы дракон ее отпустил. Но он решил согласиться только в том случае, если ему построят такую же башню , как у королевы. Королева просит ей помочь. Вы сможете? Задание: Нужно добежать до « Коврографа «,прикрепить кружок и вернуться обратно. Усложнение: « Игра на отрицание»:нельзя ставить рядом круги того или иного цвета и размера. Играть можно индивидуально с ребенком или с группой детей. «Коврограф» можно использовать дома и в учреждении, играть можно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича.
Мастер- класс.Игровая технологияинтеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования«Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича....
Картотека игр к коврографу "Ларчик " В.В.Воскобовича
Картотека игр к коврографу "Ларчик " В.В.Воскобовича...
Презентация опыта работы с коврографом "Ларчик"
В презентации продемонстрированы методы и приемы работы с коврографом "Ларчик" в ДОУ....
"Коврограф Ларчик" В.В.Воскобовича.
Призентация "Коврограф Ларчик"...
МАСТЕР_КЛАСС Тема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича ».
МАСТЕР_КЛАССТема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича »....
«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».
Презентация мастер-класса для педагогов на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»)...
«Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в образовательной деятельности с детьми»
Использовании развивающих игр В.В.Воскобовича по художественно - эстетическому направлению...