МАСТЕР_КЛАСС Тема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича ».
презентация к уроку (средняя группа) на тему
МАСТЕР_КЛАСС
Тема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovrograf.docx | 305.99 КБ |
kareva_tsro_marafon2017.pptx | 416.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР_КЛАСС
Тема: «Развитие речи дошкольников посредством коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича ».
Цель мастер - класса: Систематизация представлений о развивающих играх В.В. Воскобовича, способствующих речевому развитию дошкольников.
Задачи:
➢познакомить с развивающими играми, направленными на речевое развитие;
➢развивать коммуникативные навыки через игровое взаимодействие;
➢упражнять в ясном и последовательном выражении своих мыслей, умозаключений;
➢поддерживать инициативность и интерес к развивающим играм;
➢нацелить на систематическое использование развивающих игр в образовательном процессе.
Добрый день, уважаемые коллеги. Начать свой мастер- класс хочу со слов Е. Щукиной.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей.
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В этом учебном году мы продолжаем заниматься с играми В.Воскобовича. Главным приоритетом стало развитие речи детей с помощью игр В.Воскобовича.
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
.
Коврограф «Ларчик» очень хорошо способствует развитию речи детей. Коврограф «Ларчик» — это игровое поле из ковролина размером 1 Х 1 м с нанесенной на него сеткой. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал: «Забавные буквы», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы». Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей В процессе игры коврограф превращается в волшебную ковровую полянку, на которой происходят разные чудеса. На коврике «Ларчик» можно творить чудеса собственными руками. В первую очередь это «Верѐвочкины сказки», которые можно использовать уже готовые, а можно и придумать свои вместе с детьми. С помощью приложений, входящих в комплект «Ларчик», можно проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а так же эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников
Все детки любят слушать сказки, особенно малыши. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Вот как я использовала цветные квадраты и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев из сказок «Колобок» и «Теремок».
Игра «Расскажи сказку».
Задачи: развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Детям предлагается выбрать квадрат любого цвета (н/р оранжевый) и назвать животное по окраске (лиса,белка).
Затем квадрат «оживляем»,приделав к нему части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Таким же способом «оживляем» серый квадрат (волк,белый (заяц,черный (медведь).Из веревочки желтого цвета скручиваем круг по спирали и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. (можно прямую или волнистую). Герои готовы, можно рассказывать сказку.
Стараюсь привлечь каждого ребенка в «оживлении» героев и рассказывании сказки.
В сказке «Теремок» используется «Двухцветный квадрат» для изготовления домика, и те же цветные квадраты
Всем известна игра «Какая цифра пропущена».Цифры выставляются по порядку и несколько цифр переворачивают. Дети определяют какая цифра пропущена. Чтобы разнообразить эту игру,я решила ее немного видоизменить.
Игра «Раскрути спираль»
Фрагмент: «Медвежонок Мишик решил навестить своих друзей зверят-цифрят. А жили они по улице Спиральной. Как вы думаете,почему эта улица так называется (ответы детей)
(из веревочек на коврографе изображается спираль, на которую выставляются изображения зверят- цифрят от 1 до 9, некоторые изображения перевернуты).Дети определяют кого из зверят- цифрят не оказалось дома. (обосновать ответ).(н/р дома не оказалось «зайки-двойки»).
-А как вы это определили? (после числа 1 следует число 2 или числу 3 предшествует число 2)
Чтобы проявить творчество детей, задаю вопрос:- А как вы думаете, почему его не оказалось дома? Где он находился (размышления детей)
Как располагались дома, когда Медвежонок Мишик шёл в гости (от 1 до 9 в прямом порядке)
Как располагались дома, когда Медвежонок Мишик шёл обратно (от 9 до 1 в обратном порядке)
В этой игре можно решить сразу несколько образовательных задач:
закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный счет)
закрепить умение доказывать правильность своих решений;
формировать речевую деятельность,
развивать внимание, память пространственное и творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Игра «Цветные рассказы»
Задачи:развитие детского литературного творчества. В ходе игры,я придумывала первое предложение, а все остальное сочиняли дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.
Вот наиболее интересные рассказы, придуманные детьми:
Маленький, желтенький цыпленок (желтый квадрат) вылупился из яйца (белый квадрат). Побежал цыпленок на полянку, пощипал травки (зеленый квадрат). Вдруг он увидел божью коровку (красный квадрат).Он никогда ее не видел и спросил: Ты, кто?
-Я, божья коровка!-ответила она. Я ползаю по траве и еще летаю. Побежал цыпленок дальше и увидел колючий клубок (серый квадрат).Он его потрогал и укололся. Он заплакал. Ежик развернулся и сказал: Я не злой. Это я так от врагов прячусь
Еще один рассказ:
Наступила весна. Пригрело теплое солнышко и растаял снег. Из-под снега появились первые подснежники. Скоро на деревьях появятся почки, а на земле травка. Проснутся ежи. А у ежихи появятся ежата.
Квадраты можно выставлять по-разному. Детям это увлечение очень нравится. Они иной раз так увлекаются придумыванием рассказов,что невозможно их остановить.
Коврограф «Ларчик» и ленточки – липучки. Он распространен в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности, как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий. На коврике "Ларчик" можно творить чудеса собственными руками. Специальные приспособления крепко как репейник, удерживают на игровом поле карточки приложений, превращая занятие веселую игру. На примере «Ларчика» и ленточек хочу показать Вам, каким образом можно решить такие коррекционные задачи, как развитие мелкой моторики и автоматизация звуков. Возьмите ленточку, потрогайте её, какая она на ощупь? (ответы родителей) Возьмём «Ларчик» выложим с помощью ленточки прямую линию. Таким образом, мы развиваем мелкую моторику. Параллельно с развитием мелкой моторики, можно автоматизировать поставленные звуки (представляем, что линия-дорожка, по которой ползёт змея и шипит). В это время пальцем проводим по дорожке и произносим звук «ш». Задачу можно усложнить следующим образом: с помощью второй ленточки выкладываем кривую, волнообразную, ломаную линию. Придавливаем ленточку пальцем, нажимаем на неё (массажируем кончики пальцев, развиваем мелкую моторику кистей рук, а, следовательно, развиваем речь у детей). Змея ползёт вверх, спускается вниз, произносим громко и тихо звук «ш». С помощью ленточек можно обводить и соединять картинки, создавать из них различные фигуры и узоры; изучать новые и повторять знакомые буквы. Например: "Росли в лесу два дерева - одно высокое, другое - низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я - самое высокое дерево. Я - самое сильное." Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и...". Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо". Какой звук? - Звук И. А какую мы букву построили? - Букву И. Звук и буква - через сказку, через образ, через детские руки. На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
• Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
• Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
• Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся» от игры. Я думаю, что все игры, о которых мы сегодня поговорили, Вам пригодятся и понравятся вашим детям. Желаю всем удачи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (ФГОС ДО)
« Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить ». М.Горький.
Игровой комплект «Ларчик» развивающие игры Воскобовича универсальные средства
Преимущества коврографа большая сила сцепления с контактной лентой; разнообразные элементы , наглядность, динамизм игр; игровое поле можно обработать противопожарным составом; сетка на поле способствует развитию пространственных и количественных отношений; элементы: конструктивные, сенсорные, образные, знаковые, вспомогательные.
Ларчик – фольклорный образ, символизирующий бесконечность
Цель : интеллектуально-творческое развитие детей в игре. многофункциональность; широкий возрастной диапазон; образность и мотивация; универсальность; сказочность; вариативность;
Использование в работе с детьми с ОВЗ речевая недостаточность; задержка психического развития; интеллектуальная недостаточность;
- - развитие речи, обучение чтению; - формирование математических навыков; - развитие логического мышления и воображения; - направлены на конструирование и моделирование; - развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала . Направленность игр Воскобовича
«Расскажи сказку» Задачи: - развивать речь, умение рассказывать сказку, - развивать память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, - развивать мелкую моторику пальцев руки. Материалы и оборудование: Игровое поле, цветные квадраты, разноцветные липучки и верёвочки. Игровая ситуация: Детям предлагается выбрать квадрат любого цвета ( н / р оранжевый) и назвать животное по окраске ( лиса,белка ) .Затем квадрат «оживляем» ,приделав к нему части тела : ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Таким же способом «оживляем»другие квадраты (серый (волк),белый (заяц),черный (медведь) . Герои готовы, можно рассказывать сказку. Задание: Расскажи сказку.
«Раскрути спираль» (5 - 7 лет) Задачи: -закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный счет), -закрепить умение доказывать правильность своих решений, -формировать речевую деятельность, -развивать внимание, память пространственное и творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев руки; Материалы и оборудование: Игровое поле, комплекты: «Деревья», «Цветы». Игровая ситуация: «Красная Шапочка решила навестить своих друзей зверят- цифрят . А жили они по улице Спиральной.
«Цветные рассказы» Задачи: развитие речи и детского литературного творчества, обогатить словарный запас детей, умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы; Материалы и оборудование: Игровое поле, цветные квадраты. Игровая ситуация: На основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата дети сочиняют рассказ с реалиями окружающего мира. Задание: Составить рассказ.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....
Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».
Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....
Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством метода "Синквейн" и метода фокальных объектов
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования по использованию метода "Синквейн" и метода фокальных объектов в развитии речи дошкольников....
Мастер-класс на тему «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического развития».
Сценарий мерроприятия ко дню матери с участием родителей....
Мастер -класс на тему "Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического развития"
материал (средняя группа)...
мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
данный материал будет интересен для педагогов...
Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр»
повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы....