Педагогический проект "Родной свой край люби и знай"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города: познакомить с символикой, достопримечательностями.
- Дать знания детям о родном крае: история, символика города, экологическая обстановка.
- Формировать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира в рамках ознакомления промыслов (Смоленской области)
- Воспитание у ребёнка любви и чувства сопричастности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Пополнить знания педагогов и родителей о Смоленской области, о своём городе.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
- Педагоги и родители пополнят знания о Смоленской области, о своём городе.
Продукт проекта: пополнение материалом патриотического уголка
Участники проекта
- Дети старшего возраста
- Родители (законные представители) и семьи воспитанников
Сроки реализации
17.09.2018 г.-17.05.2019 г.
Ход проекта:
1 этап Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
o Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Анкетирование родителей.
Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания; уровень готовности родителей к проблеме.
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
3. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы :
с детьми:
Игровая деятельность:
1. Дидактические игры:
- «Достопримечательности города Смоленска»
- «Дымковская мозаика»,
- «Домино»,
- «Что изменилось?»,
- «Художественный салон»,
- «Третий лишний»,
- «Цветные капельки»,
- «Разрезные картинки»,
- Развивающие кубики «Промыслы»
2. Дидактическая книга «Смоленская область»
3. Сюжетно – ролевые игры
с родителями:
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Альбом «Смоленск»,
3. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
4.Конкурс совместных творческих работ «Мой город».
5.Семейный фото – коллаж «Путешествие нашей семьи по родному краю»
6.Консультация для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании»
7.Консультация для родителей «Художественно – эстетическое воспитание в семье»
8.Выставка «Любимая бабушкина игрушка»
с социумом
1. Экскурсия « в парк»
2.Экскурсия к Вечному огню
5.Экскурсия в библиотеку
4 этап. Презентационно - завершающий
1. Представление проекта в форме слайд-шоу на родительском собрании
2. Оформление патриотического уголка
3. Открытое занятие “Моя Родина – Смоленщина ”
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
3. Анкетирование родителей
4. Педагогическая диагностика
Перспективный план работы по проекту
2018-2019 учеб.г.
Знакомство с городом Смоленск
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Октябрь | Растения | Птицы | |||
Беседа: «Растения нашего города» Целевая прогулка Создание гербария | д/и «Узнай, чей лист?» | Целевая прогулка «наблюдение за птицами» | д/и «Птички на ветках» | ||
Ноябрь | Реки и озёра | Рыбы | |||
Беседа: «Реки и озёра нашего города» Рассматривание альбома | Макет: «Реки и озёра Смоленска» | видео презентация «Рыбы наших рек и озёр» | д/и «Весёлая рыбалка» | ||
Декабрь | Мой город | Архитектура прошлого и настоящего | |||
Беседа: «Мой город Смоленск» Рассматривание альбома «Смоленск» Знакомство с гербом города Смоленск | Макет: «Смоленск– город в котором мы живём» | Видео-Экскурсия в Краеведческий музей: «Историческое прошлое города» | д/и «Достопримечательности города Смоленска» | ||
Январь | Великие люди города | ||||
Рассматривание альбома «Знаменитые люди Смоленска» | д/и «Чем прославились эти люди» | Экскурсия к памятнику | д/и «Памятники города Смоленск» | ||
Знакомство с Смоленской областью | |||||
Февраль | Гжель | Знакомство с городом Гагарин | |||
Беседа: «Гжель» Рассматривание альбома | д/и «Гжель» | Компьютерная презентация: г.Гагарин –Знакомство с гербом города Гагарин | Дидактическая книга (внесение на карту Смоленской области) Д/и «Собери герб города» | ||
Март | Знакомство с городом Рославль | ||||
Беседа: «Изготовление хрусталя» | д/и «Третий лишний» | Видео-Экскурсия в Краеведческий музей | Дидактическая книга (внесение на карту Смоленской области) Д/и «Собери герб города» | ||
Апрель | Великие Люди области | ||||
Компьютерная презентация: Ю. Гагарин, | д/и «Чем прославились эти люди» | Экскурсия в библиотеку | Дидактическая книга(создание страницы - Великие люди области) |
В результате решения проблемы:
- У детей сформированы знания о родном городе, крае.
- Дети и родители приняли активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобрели навыки социального общения с взрослыми.
- Педагоги и родители пополнели знания о Смоленской области, о своём городе.
Рефлексивная записка.
В ходе реализации проекта, понимаешь, что взаимосвязь с родителями нам необходима. Педагоги и родители должны взаимодействовать в деле воспитания и развития детей. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделится опытом воспитания, помогло творческому общению родителей и детей. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Особенностью данного проекта, является то что вместе мы можем развиваться и познавать и осваивать новое. И одним из главных результатов является то что родители активно принимают участие в жизни детей в детском саду.
Главный результат, заключается в том что у детей появился интерес к истории и культуре родного края, пополнились знания родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"
Данный проект предназначен к приобщению ребенка к истории и культуре своего города; пополнитю знаний детей о городе, в котором мы живем, ...
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Воспитание чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....
Педагогический проект в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель...
Педагогический образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай».
Актуальность темы:Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ...
Педагогический проект взаимодействия ДОУ с семьей в подготовительной к школе группе по теме: «Родной свой край люби и знай»
авторский проект по патротическому воспитанию. В материале также представлен педсовет в форме деловой игры по теме: "Родной свой край люби и знай"....
Конспект педагогического мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край - люби и знай".
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Каждому человеку нужно з...