Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
проект (старшая группа) на тему
Воспитание чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида « Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей
г. Пыть- Ях
Проект
«Родной свой край люби и знай»
Воспитатели: Таюнда Т.М.,
Лымарева Н.В.
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Мы провели среди детей и родителей воспитанников опрос вот, что он показал:
- у детей низкий уровень знаний об истории и культуре нашего города, края;
- многие родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- многие родители не знают истории города, края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.
На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является- Викторина, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- дать знания детям о Родине, родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в стране, городе;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил наш, город, округ;
- расширить знания детей о флоре и фауне Ханты-Мансийского края;
- воспитывать любовь к своей стране, родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться ими;
- познакомить с культурой и традициями, Ханты-Мансийского края;
- формировать экологическую культуру детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей – подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года ( 2016- 2017г.г.)
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный
- Изучение интереса детей для определения целей проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Пыть - Ях – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ханты-Мансийский край!»;
- Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга ХМАО», «Животный и растительный мир Ханты-Мансийского края»;
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»;
- Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»;
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);
- Лепка «Животные и птицы Ханты-Мансийского края»;
- Экскурсии и фото экскурсии по городу;
- Разучивание стихов песен о нашем городе;
- Оформление музыкального уголка в русских традициях;
- Оформление центра в группе «К Юбилею Ханты-Мансийского края»;
- Изготовление поделок и рисунков « Ко дню Ханты-Мансийского округа»;
- Проведение развлечения посвящённого ко дню округа «В гостях у хозяйки тайги».
III. Завершающий
- Презентация проекта, отчёт о проделанной работе;
- Викторина «Путешествие по городам нашей малой родины»;
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Рефлексивный
- Подведение итогов;
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Взаимодействия со специалистами детского сада.
Методы проекта:
- наблюдение;
- совместные игры;
- анкетирование;
- познавательные игровые занятия;
- беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
- данный проект будет проводиться в течении учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;
- совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
- самостоятельной детской деятельности;
- деятельности детей и родителей.
Достигнутые результаты на начальном этапе:
На данном этапе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность :
- объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
-рост познавательной активности детей повысился;
-родители с детьми активно участвовали в конкурсе рисунков и поделок к юбилею округа;
-проведено развлечение «В гостях у хозяйки Тайги».
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа - потешками, поговорками , песнями , танцами и т.д. Занятия по изобразительной деятельности приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д ) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из пяти блоков:
1.«Профессии, труд людей»
2.«Моя семья», «Моя мама» - Праздник международный женский день 8 марта.
3.«Моя страна, округ, город, в котором я живу»
4.«Народные праздники, культура и традиции»
5.« День защитника отечества- 23 февраля», «Этот День Победы…»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы;
- подбор произведений русского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка разного вида бросового материала;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Методическая литература:
1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Интернет- материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Родной свой край люби и знай!"
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Инновационно - педагогический проект "Родной свой край - люби и знай"
Данный проект предназначен к приобщению ребенка к истории и культуре своего города; пополнитю знаний детей о городе, в котором мы живем, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-921226-1702571863.jpg)
Педагогический проект в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482159-1410887654.jpg)
Педагогический образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай».
Актуальность темы:Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1221125-1582196098.jpg)
Педагогический проект взаимодействия ДОУ с семьей в подготовительной к школе группе по теме: «Родной свой край люби и знай»
авторский проект по патротическому воспитанию. В материале также представлен педсовет в форме деловой игры по теме: "Родной свой край люби и знай"....
Конспект педагогического мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край - люби и знай".
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Каждому человеку нужно з...