Педагогический проект "Крошки - матрёшки".
проект (старшая группа)
Сформировать у детей интерес к матрёшкам, как одному из видов декоративно - прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Крошки - матрёшки" | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района
Санкт-Петербурга
Педагогический проект «Крошки – матрёшки».
Старшая группа
Время проведения: 3 -7 апреля 2017г.
Выполнила воспитатель:
Мацала Е.П.
Санкт-Петербург
2016 год
Проблема и актуальность проекта
Матрёшка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Матрёшка стала как бы формулой культурного явления, которое само по себе полна смысла и замечательна своей уникальностью. Современная и иностранная кукла не несёт в себе духовного смысла и нравственного развития для ребёнка. Как, например популярные куклы с модельной внешностью и узкой талией, навязывая ребёнку единый эталон красоты, а так же куклы с фиолетовыми и зелёными лицами и волосами, звериными ушами и перепончатыми руками, бессмысленные, агрессивные, закладывают в ребенке неправильное отношение к семье, какой должна быть будущая мама, небрежное отношение, плохой вкус. Отношение ребёнка к традициям русского народа начинают формироваться в семье от самых близких людей, к сожалению, современные родители мало уделяют внимания этой проблеме. Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь сто лет назад, матрёшки вообще не существовало. Но, главное, это куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мало – мало меньше. Матрёшка – настоящая русская красавица. Матрёшка совершенствует знание дошкольника о форме, величине, воспитывает эстетический вкус. Формирует коммуникативные навыки. Матрёшку ребёнок может вертеть, трогать, можно придумывать занимательные истории. Сформирование мелкой моторики способствует успешному развитию речи. Поскольку речевой центр и центр, отвечают за координацию движения пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. Очень важно познакомить детей в дошкольном возрасте, с матрешкой. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет современным родителям в воспитании ребёнка, начиная с детства развивать у детей интерес, где родился, традиции, уважение к народному художественному творчеству. Мы решили познакомить детей с русской матрёшкой более подробно, так как она является символом России и семьи и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
Цель проекта: Сформировать у детей интерес к матрёшке, как одному из видов декоративно-прикладного искусства и приобщение детей к национальной русской культуре.
Задачи:
*Познакомить с матрёшкой Полхов - Майдана, Семёновской, Загорской, сравнить с другими игрушками, формировать у детей умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.
* Познакомить с материалом «деревянной болванкой», структурой её поверхности, с особенностями узора и способами выполнения по мотивам Полхов – Майдана.
* Выполнять музыкально – ритмичные движения с предметами под русские народные мелодии, развивать навык исполнения несложных песен
* Широко использовать все виды фольклора при ознакомлении детей с матрёшкой.
* Активизировать словарь детей за счёт слов: Матрёна, Полхов – Майдан, роспись, болванка, ремесленник.
* Приобщить родителей к совместной деятельности в разных видах детской деятельности по теме проекта.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, групповой
Продолжительность: краткосрочный (1неделя)
Ожидаемый результат:
На уровне ребенка:
- Расширятся представления детей о русских матрёшках.
- Познакомятся с особенностями и способами выполнения узора по мотивам Полхов – Майдана.
- Приобретут умение ладить друг с другом, участвуя в совместных народных играх, песнях, хороводах.
- Проявят эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения. Приобретут умение наблюдать и анализировать с помощью взрослого результаты своего труда, радоваться результату.
На уровне педагогов:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей, интереса к народному художественному творчеству.
- Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития патриотического, нравственного воспитания детей.
На уровне родителей воспитанников:
- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к народному художественному творчеству, к традициям, обычаям русского народа, истории родной культуры.
На уровне предметно-развивающей среды:
- Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Этапы реализации проекта «Весёлая карусель»
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап - подготовительный | Проблема | Выбор темы проекта. Изучение знаний родителей и детей по данной теме; пополнение знаний воспитателя об истории и особенностях выполнение узора матрешки Полхов - Майдана, планирование работы выбор форм и методов. | Выявление проблемы, формировка цели, задач. Анкетирование родителей «Приобщение детей к русской народной культуре». Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте |
2 этап проектиро-вочный | Планирование | Составление плана по реализации проекта. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно - развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме. | Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми. Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать русские народные игры. Подобрать: сказки, песни, потешки, скороговорки, загадки. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях |
3 этап практический | Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов. |
|
4 этап аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы | Круглый стол «Народная игрушка как важный фактор художественно-эстетического развития ребёнка». Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач |
5 этап заключительный | Презентация проекта | Представление содержания работы, обоснование выводов |
|
План мероприятий по реализации проекта
«Крошки матрёшки»
Образовательная область | Содержание деятельности | |
Познавательное развитие | Рассматривание и сравнение: матрёшки (семёновская, загорская, полхов-майдановская игрушка, иллюстраций к сказкам Беседа: «История возникновения матрёшки», «Какие разные матрёшки». Рассказ воспитателя: «Матрёшка-символ семьи» Знакомство со свойствами и качествами дерева. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты с деревом Мастер- класс: «Роспись матрёшки» Презентация: «Матрёшка – куколка с секретом». | |
Социально-коммуникативная | Настольно – печатные игры «Сложи картинку», «Лото» «Гусек», «Бирюльки». Игра-драматизация: по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Семья ремесленников – матрёшечников», «Экскурсия по музею русской народной игрушки», «Магазин народных игрушек» Этическая беседа: «Моя любимая мама». Д\и: «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Узнай по описанию» Знакомство с трудом взрослых: токарь | |
Речевое развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением работы мастеров – матрёшечников Составление описательного рассказа о матрёшке. Чтение и беседа о прочитанном: сказки «Мужик и медведь», «У страха глаза велики», «Гуси-лебеди», «Золотое веретено», «Семилетка», «Крылатый, мохнатый да масленый»» Самостоятельный пересказ детьми сказок: «У страха глаза велики», «Золотое веретено» Стихи: Т. Лисенкова «Матрёшка», В. Приходько «Подарили мне матрёшку…», С Маршак «Весёлый счёт», В. Берестов «Сели мы на карусели…», В. Моисеев «Матрёшка» Потешки: «Матрёшкины потешки» Заклички: «Весна, весна красна!», «Жаворонки, прилетели». Скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «От топота копыт» Небылицы: «Лыко мужиком подпоясано», «Катя- Катя - Катюша…», «Это, братцы, да не чудо ли?» Загадки: Волшебный сундучок (загадки о весне, о матрёшках). | |
Физическое развитие | Комплекс упражнений: «Идем в гости к матрёшкам» Русские подвижные игры: «Палочка – выручалочка», «Ручеёк», «Плетень», «Ловишки на одной ноге», «Жмурки», «Гори-гори ясно» Пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Солнышко». | |
Художественно-эстетическое | Рисование: «Матрёшка» (роспись по мотивам Полхов - Майдана) Аппликация: «Матрёшки в хороводе» Музыка: разучивание песенок Сл. Л. Некрасовой Муз. Ю. Слонова «Веселые матрёшки», русская народная «Толстая матрёшка», «Русский хоровод», «Танец матрёшек». Конструктивная деятельность: «Строим деревянный дом», сюжет: «У матрёшки новоселье» | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей: целью с изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта «Крошки матрёшки», «Приобщение детей к русской народной культуре» Посещение с детьми Этнографического, Русского музея Консультация «Воспитание детей в национальных традициях важность, значимость в развитии ребенка»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию полхов – майданской росписью «Весёлые матрёшки» (из педагогического опыта)
Задачи.- учить самостоятельно составлять композицию для своего узора, подбирая нужный цвет и элементы росписи- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи, её характер...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»
целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...
Педагогический проект на тему «Матрёшка»
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития ег...
Педагогический проект "Народная игрушка - матрёшка"
Проект для детей первой младшей группы....
Педагогический проект "Русская матрёшка"
Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...
Конспекты НОД в старшей группе (Педагогический проект «Русская матрёшка»)
Исследовательская работа в образовательной деятельности, помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о т...