Познавательно - творческий проект «Народный фольклор» (вторая младшая группа)
проект

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,

родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет

способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического

воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности

нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_folklor.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок» (с.Падун ), филиал Детского Сада «Светлячок»

Познавательно - творческий проект

«Народный фольклор»

(вторая младшая группа)

Воспитатель:

Рыкованова Е.А.

с.Падун.2019 год

Вид проекта: творческий, групповой

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность: долгосрочный

Актуальность: 

Дошкольное детство – это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии, играя с ребенком, а потом создавая условия для самостоятельной игры. В игре  ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности. Ребенок должен играть. Фольклор нам в этом помогает, ведь каждую потешку, прибаутку мы с ребенком обыграем вместе

 Детский фольклор разнообразен по жанрам и тематике. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,

родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет

способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического

воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности

нашего народа.

Проблема:

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа

стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам –

национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость

знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,

воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить

среду, в которой он растет. А народное поэтическое слово, как раз и сможет

обогатить эту духовную среду.

Цели:

 1.  Воспитывать у детей интерес к народному фольклору.

 2.  Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослым и друг с другом, как нравственные основы социального поведения.

  3. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, с помощью различных фольклорных жанров.

Задачи:

1. Формировать представление о фольклоре.

2. Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному

творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной

жизни.

3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников

Продукт проекта: Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки,

колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).

Создание фотоальбома. Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей».

Формы реализации проекта: чтение русских народных сказок, разучивание

потешек, беседы, хороводные игры, колыбельных.

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки,

рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки,

рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, эмоционально

отзывчивы, играют в народные подвижные игры.

Работа с родителями: наглядная агитация по народному фольклору, беседы, мастер класс по изготовлению книжек-малышек.

Итоговое мероприятие: Инсценировка русских народных сказок, потешек.

1 этап. Подготовительный: (Сентябрь – октябрь)

а). Мониторинг детского развития и образовательного процесса

б). Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен,

загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом

детей.

в). Организация предметно-развивающей среды в группе: 1)Оформление

альбома по теме «Фольклор для самых маленьких».

Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм

фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года)

2 этап. Основной (ноябрь – март)

Чтение потешек, пестушек, закличек. Выполнение с детьми различных движений при проговаривании потешек. Выполнение упражнений. Загадывание загадок, инсценировки потешек. Рассказывание сказок. Театрализованные игры.

Работа с родителями:

- Консультации по теме проекта

- Создание тематических папок с приобщением родителей

3 этап. Заключительный (апрель – май)

- Диагностирование

- Совместная работа с детьми и родителями, разучивание и повторение слов для инсценировки русских народных сказок, потешек.

- Внесение изменений и дополнений в проект

Формы обучения:

1.Занятия по развитию речи: «Снегурочка», «Петушок и его семья», «Коровка и бычок», «Уж, как я ль мою коровушку люблю», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Во дворе у бабушки», «Васькин поясок»

2.Беседы: «Кто к нам в гости пришел?», «Сапожок Деда Мороза», «Что растет на огороде?»

3.Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня простота»,

«Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Уж как я свою

коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады», «Дождик», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Наша уточка с утра», «Бычок смоляной бочок», «Ты, Мороз, мороз», «Жаворонушки, прилетите к нам»

4.Сюжетно – ролевые игры: «Укладывание Маши спать», «Купание куклы Кати».

5.Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок», «Ладушки»

6.Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».

7.Сюжетно – подвижные игры: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Как у

дедушки Трифона», «Как у бабушки Маланьи», «Колпачок – тоненькие ножки» и др.

Жанры детского фольклора, используемые в работе:

  1. Колыбельные песни
  2.  Прибаутки
  3. Потешки.
  4.  Детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни)

     5. Заклички для детей об окружающей жизни.

     6. Приговорки

     7. Народные игры

Народный фольклор используется:

- В режимных моментах

- На прогулке

- В непосредственно образовательной деятельности

-  В игре

-  В свободной деятельности

-  Пальчиковая гимнастика

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый

устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи: изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма,

помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое

настроение.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее

настроение. Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко

запоминают их, вводят в свою речь.

Народные игры

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид

деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

Фольклор универсальное, ничем незаменимое здоровье сберегающее средство.

Список литературы

1. Гавриш Н. В., Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М: Сфера, 2014. – 226 с.

2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. –, С. 35-40.

4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2010. – № 5. – С. 28-32.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 2011. – с.

6.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам В.Сутеева»

     Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, об...

Домашние Животные Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы

Проект направлен на формирование знаний и представлений детей одомашних животных и их детенышах в различных видах детской деятельности...

"Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Скоро, скоро Новый год!»

quot;Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Скоро, скоро Новый год!» ...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...