Познавательно - творческий проект «Народный фольклор» (вторая младшая группа)
проект
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,
родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет
способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического
воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности
нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_folklor.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Светлячок» (с.Падун ), филиал Детского Сада «Светлячок»
Познавательно - творческий проект
«Народный фольклор»
(вторая младшая группа)
Воспитатель:
Рыкованова Е.А.
с.Падун.2019 год
Вид проекта: творческий, групповой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность: долгосрочный
Актуальность:
Дошкольное детство – это познание жизни, человеческих взаимоотношений, это и время начала формирования ребенка как личности.
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии, играя с ребенком, а потом создавая условия для самостоятельной игры. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности. Ребенок должен играть. Фольклор нам в этом помогает, ведь каждую потешку, прибаутку мы с ребенком обыграем вместе
Детский фольклор разнообразен по жанрам и тематике. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,
родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет
способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического
воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности
нашего народа.
Проблема:
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа
стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам –
национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость
знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых,
воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить
среду, в которой он растет. А народное поэтическое слово, как раз и сможет
обогатить эту духовную среду.
Цели:
1. Воспитывать у детей интерес к народному фольклору.
2. Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослым и друг с другом, как нравственные основы социального поведения.
3. Обогащать эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, с помощью различных фольклорных жанров.
Задачи:
1. Формировать представление о фольклоре.
2. Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному
творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной
жизни.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
Продукт проекта: Альбом «Фольклор для самых маленьких» (потешки,
колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).
Создание фотоальбома. Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей».
Формы реализации проекта: чтение русских народных сказок, разучивание
потешек, беседы, хороводные игры, колыбельных.
Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки,
рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки,
рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, эмоционально
отзывчивы, играют в народные подвижные игры.
Работа с родителями: наглядная агитация по народному фольклору, беседы, мастер класс по изготовлению книжек-малышек.
Итоговое мероприятие: Инсценировка русских народных сказок, потешек.
1 этап. Подготовительный: (Сентябрь – октябрь)
а). Мониторинг детского развития и образовательного процесса
б). Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен,
загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом
детей.
в). Организация предметно-развивающей среды в группе: 1)Оформление
альбома по теме «Фольклор для самых маленьких».
Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм
фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года)
2 этап. Основной (ноябрь – март)
Чтение потешек, пестушек, закличек. Выполнение с детьми различных движений при проговаривании потешек. Выполнение упражнений. Загадывание загадок, инсценировки потешек. Рассказывание сказок. Театрализованные игры.
Работа с родителями:
- Консультации по теме проекта
- Создание тематических папок с приобщением родителей
3 этап. Заключительный (апрель – май)
- Диагностирование
- Совместная работа с детьми и родителями, разучивание и повторение слов для инсценировки русских народных сказок, потешек.
- Внесение изменений и дополнений в проект
Формы обучения:
1.Занятия по развитию речи: «Снегурочка», «Петушок и его семья», «Коровка и бычок», «Уж, как я ль мою коровушку люблю», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Во дворе у бабушки», «Васькин поясок»
2.Беседы: «Кто к нам в гости пришел?», «Сапожок Деда Мороза», «Что растет на огороде?»
3.Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня простота»,
«Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Уж как я свою
коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады», «Дождик», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Наша уточка с утра», «Бычок смоляной бочок», «Ты, Мороз, мороз», «Жаворонушки, прилетите к нам»
4.Сюжетно – ролевые игры: «Укладывание Маши спать», «Купание куклы Кати».
5.Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок», «Ладушки»
6.Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Веселые пальчики», «Коза», «пальчики», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки».
7.Сюжетно – подвижные игры: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Как у
дедушки Трифона», «Как у бабушки Маланьи», «Колпачок – тоненькие ножки» и др.
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
- Колыбельные песни
- Прибаутки
- Потешки.
- Детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни)
5. Заклички для детей об окружающей жизни.
6. Приговорки
7. Народные игры
Народный фольклор используется:
- В режимных моментах
- На прогулке
- В непосредственно образовательной деятельности
- В игре
- В свободной деятельности
- Пальчиковая гимнастика
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи: изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма,
помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая весёлое
настроение.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее
настроение. Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко
запоминают их, вводят в свою речь.
Народные игры
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид
деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Фольклор универсальное, ничем незаменимое здоровье сберегающее средство.
Список литературы
1. Гавриш Н. В., Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М: Сфера, 2014. – 226 с.
2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. –, С. 35-40.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2010. – № 5. – С. 28-32.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 2011. – с.
6.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам В.Сутеева»
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, об...
Творческий проект для детей второй младшей группы (3-4 года) «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Творческий проект....
Домашние Животные Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы
Проект направлен на формирование знаний и представлений детей одомашних животных и их детенышах в различных видах детской деятельности...
"Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Скоро, скоро Новый год!»
quot;Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Скоро, скоро Новый год!»...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...