Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья

Татарникова Жанна Юрьевна

            Ключевым вопросом в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста является формирование сенсорной  культуры.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование  чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie_detey_tatarnikova_zh.yu_.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

            Ключевым вопросом в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста является формирование сенсорной  культуры.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование  чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятий.

Именно в раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно  действовать, познавать окружающий мир и себя в нем через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами.

           Главным средством познания  является освоение действительности за счет ощущений,  чувственных восприятий и наглядных представлений. У ребенка происходит обогащение сенсорного опыта, накопленного в младенчестве. Осязание, мышечного чувства, зрение направлены на познание величины, формы и  цвета предметов.

           При ознакомлении с сенсорными эталонами работа с детьми нацелена не только на поиск аналогии по цвету, форме, движению, функции, но и на запах, вкус,  тактильные ощущения, звук.            Важность такого подхода в развитии  подчеркивал Дейл Карнеги: « Идеальным было бы не только видеть и слышать то, что нужно запомнить, но также ощупать, это обнюхать и попробовать на вкус».

           Одна из важных задач сенсорного развития – «включать все каналы восприятия, опираясь на  личный опыт ребенка. Закрепление сенсорных эталонов происходит в играх и игровых упражнениях с детьми. Во время игровой деятельности ребенок получает знания об органах чувств, расширяется словарный запас, приобретаются речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предметов. Расширяются базовые представления о свойствах предметов, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов, у него развивается мелкая моторика, фантазия, мышление. Планомерное развитие сенсорной сферы обеспечит необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов(памяти воображения мышления).

              Задача воспитателей - обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.  

              В работе с  детьми используются следующие технологии: информационно- коммуникативные,  здоровьесберегающие, игровые, личностно- ориентированные, исследовательские. На  занятиях всех видов: музыкальных ,физкультурных, познавательных и др. Однако, для упорядочения опыта необходимы занятия с преобладанием сенсорных задач. При подборе дидактических игр обязательно учитываются утверждения  современных психологов о том,  что при обследовании любого предмета необходимо воздействовать на все виды анализаторов: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, что обеспечит более успешное усвоение детьми знаний. Для этого необходимо создание условий для разнообразного  развития органов чувств у детей.

  • Тактильные коробки (материалы для развития осязания: шершавые и гладкие доски, бумага различного качества для ощупывания, мех ткани (тонкие плотные гладкие)).
  • Шумовые цилиндры,  колокольчики ( для развития слуха).
  • Цветовые таблицы по основным цветам, полоски различных 3 - 4 оттенков ( для закрепления цвета). Особое внимание при подборе предметов следует отдавать предпочтение натуральным природным объектам - шишки, крупа, мех, ткань, кора дерева, камешки.

В играх с натуральными природными объектами дети посредством осязания учатся различать предметную структуру, у них развиваются  тактильные ощущения. На основе тактильной информации по средствам осязания, они познают окружающий мир.

         Используемые игры на тему: «Наши органы чувств» учат ребенка воспринимать и анализировать информацию через органы чувств и соответствующие анализаторы

  • «Удивительный мир запахов»
  • «Определи по вкусу»
  • «Звуки нашего мира»
  • «Угадай по звуку»

Дидактические игры для тренировки различных видов восприятия:

  • «Разложи предметы правильно» (Закреплять знания соотносить разнородные предметы по величине, развивать зрительное восприятие).
  • На что похожа фигура» (Закреплять умение соотносить разнообразные предметы по форме).
  • «Веселые матрешки» (Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие).
  • «Укрась елочку» (Упражнять в различии основных цветов, формы, круг, шар).
  • «Разложи предметы по цвету» (Обучать детей выбирать и соотносить предметы двух заданных цветов из четырех возможных).

Таким  образом, правильно созданные педагогические условия, планомерное развитие сенсорной сферы, способствуют повышению уровня развития восприятия и  ощущения, являющихся основой сенсорного воспитания младших дошкольников.

Литература:

Богуславская З. М . Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.( Электронный ресурс). Богуславская З.М. Смирнова Е.О.- М Просвещение 1991-2008.

Иванова И М « Развиваем  сенсорное восприятие» «Ребенок в детском саду» 2009 №5 с.16-17.

Пиаже Ж.Избранные психологические труды 1932 №4 с27-36.

Якушенко Е.Я «Развитие ребенка дошкольного возраста»М.Академия 2011 с124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...