Финансовая грамотность через игру
картотека (подготовительная группа)
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. А с помощью игры у любого ребёнка дошкольного возраста можно сформировать базу понятий на любую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_cherez_igru.docx | 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. А с помощью игры у любого ребёнка дошкольного возраста можно сформировать базу понятий на любую тему.
Финансовая грамотность через игру
Блок «Бюджет»
Цель: обогащать знания детей о бюджете, расходах, доходах. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желания принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.
Игра «Магазин».
Ход: детям предлагают составить список покупок, приготовить сумму, которую планируют потратить в магазине. Им нужно будет проследить, смогут ли они купить все запланированные товары, и хватит ли на них денег. Задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. К концу похода по магазину воспитатель предлагает детям купить товар не из списка. Если они согласятся, спросить: а хватит ли у них денег?
Игра «Распределим бюджет семьи»
Ход: команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов:
- «Квартплата». В секторе изображены горящая лампочка, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты.
- «Питание». В секторе – продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты.
- «Одежда». В секторе - одежда и обувь - 4 свободных кружочка для оплаты.
- «Развлечения». В секторе - аквапарк - 2 свободных кружочка для оплаты, зоопарк - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе кинотеатр.
- «Игрушки». В секторах - игрушки для мальчиков и игрушки для девочек по 1 свободному кружку для оплаты.
- Сектор «сюрприз».
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда). После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор «Сюрприз». Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую»: сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты, сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты. В соответствии с тем, что изображено в секторе «Сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.
Блок «Деньги»
Цель: продолжать раскрывать сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», закрепить знания о внешнем виде современных денег, об их значимости в обществе. Учить считать и разменивать деньги.
Игра «Скажи наоборот»
Ход: воспитатель называет признак монеты, а дети называют признак противоположный, купюры и наоборот:
Монета круглая, а купюра……
Купюра бумажная, а монета … металлическая.
Монета звенит, а купюра … шуршит.
Монета металлическая, а купюра … бумажная.
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»
Ход: на столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют почему выбрали эту картинку. Сначала, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги (солнце, улыбка бабушки, велосипед и т.д.).
Игра «Размен»
Ход: воспитатель выдаёт детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставляет несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную воспитателем банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Блок «Товар»
Цель: Уточнить и закрепить первичные представления детей о товаре, его свойствах и качествах. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Продолжать учить детей описывать предмет, развивать память, творчество и фантазию. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Игра: «Если …, то…»
Ход: воспитатель говорит предложение, а дети должны его продолжить.
Если пойти в овощной магазин, то, что там можно купить?
Если пойти в обувной магазин, что там можно купить?
Если пойти в магазин одежды, что мы там купим?
Если пойти в мебельный магазин, что мы там купим?
Если пойти в продовольственный магазин, что там можно купить?
Если пойти в промтоварный магазин, что там можно купить?
Игра "Сигнальщики"
Ход: дети поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, или синие, если слышат, что речь идет не о товаре:
Фермер привез на рынок молоко (товар)
Папа починил детям игрушку (не товар)
Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Маша сварила варенье для Миши (не товар)
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Игра «Услуги и товары»
Ход: воспитатель предлагает предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках:
Красная Шапочка несет корзину с пирожками
Художник Тюбик рисует картины
Кнопочка варит варенье,
Доктор Айболит лечит животных
Дедушка ловит неводом рыбу
Винтик и Шпунтик ремонтируют машину
Почтальон Печкин разносит письма
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
Воспитатель предлагает расположить картинки на разные стллы с надписями: «Товар», «Услуга». Дети раскладывают соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Блок «Профессия»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в разных организациях, учить чувствовать рифму, придумывать её самостоятельно.
Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Ход: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. Дети на экране выбирают профессии, нужные для работы в магазине, в банке, в детском саду.
Игра «Доскажи словечко»
Ход: воспитатель загадывает загадки о профессиях взрослых, а дети называют отгадку. За правильный ответ воспитатель предлагает цветные фишки.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я ...
(Шофёр)
До работы он охотник,
День-деньской с рубанком ...
(Плотник)
Не решит больной задач,
Всех больных полечит ...
(Врач)
Натянутый холст, краски, треножник-
Пишет с натуры картину …
(Художник)
С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма к нам в ящик кладёт …
(Строитель)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
(Пожарный)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …
(Продавцы)
Знает точно детвора:
Кормят вкусно …
(Повара)
Мне поставила вчера
Пять уколов ...
(Медсестра)
Знает каждый в доме житель
Этот дом возвёл ...
(Почтальон)
Игра «Угадай, какая профессия у человека»
Ход: воспитатель перечисляет принадлежности, необходимые для профессии, а дети отгадывают о ком идёт речь.
- Каска, шланг, вода - … (пожарный);
- Руль, колёса, дорога - … (водитель);
- Корабль, тельняшка, море - … (моряк);
- Топор, пила, гвозди - … (плотник);
- Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик).
Игра «Подумай, отгадай»
Ход: воспитатель загадывает загадки. Отгаданное слово означает предмет, который используется в определенной профессии. После того, как дети отгадывают загадку, они называют профессию, в которой этот предмет используется.
Шагает мастерица
По шёлку да по ситцу.
Как мал её шажок!
Зовётся он стежок.
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную …(иголку) - Портной (швея)
Вот чудесное окошко -
Кошка в нём увидит кошку,
Посмотрел в окно Барбос -
Там хвостом виляет пёс.
Я взглянул - и в этот миг
Человек в окне возник.
Весь чернилами измазан,
Нос распух, синяк под глазом…
Поразмыслите немножко,
Что же это за окошко? (зеркало) - Парикмахер
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень:
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло (нож) - Повар
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок (мороженое) - Продавец
Шар земной внесли в автобус!
Оказался это … (глобус) - Учитель
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут, положу,
Человеку я служу (подъёмный кран) - Строитель
Чтоб дорога для тебя
Стала безопасной,
День и ночь горят огни -
Зелёный, жёлтый, красный (светофор) - Полицейский
Бывают сладкие,
Бывают горькие,
Но очень нужные тогда,
Когда заболит голова (таблетки) - Врач
Игра «Если бы…»
Ход: воспитатель рассказывает о важности каждой профессии, просит детей пофантазировать на тему: «что было бы, если…»
-Если бы не было врачей, то…
-Если бы не было поваров, то…
-Если бы не было водителей, то…
-Если бы не было строителей, то…
-Если бы не было воспитателей, то…
Игра «Аукцион профессий»
Ход: воспитатель называет букву, а дети называют профессию, которая начинается на эту букву.
А актер, автомеханик,
Б балерина, банкир, бухгалтер, библиотекарь
В воспитатель, водитель, врач, военный
Д доярка, дирижер, дворник
С сварщик, слесарь, сантехник, скульптор
М музыкант, медсестра, модельер, маляр
Т тракторист, ткачиха
П повар, парикмахер, пекарь, почтальон, продавец, пожарный, портной, певец, полицейский
Ш швея, шахтер, штукатур
Игра с мячом «Кто что делает?»
Ход: воспитатель называет профессии, а дети отвечают, что делает человек данной профессии.
Врач – лечит
Учитель – учит
Доктор – лечит
Продавец – продает
Повар – варит
Воспитатель – воспитывает детей
Шофер – водит машину
Строитель – строит дома
Блок «Реклама»
Цель: расширять знания детей о рекламе и ее значении в жизни общества; обогащать качественный словарь детей за счет введения слов обозначающих основные понятия, связанные с рекламой.
Игра «Что когда покупают?»
Ход: воспитатель предлагает детям изготовить товар, например, мороженое или чашки для чая. Поставить два стола-прилавка. За одним продается мороженое, а за другим горячий чай. Воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопросы: «Что ты хотел бы купить: чай или мороженое? Скорее всего, большинство людей хотели бы купить мороженое, так как на него летом больше спрос. Наступила зима. А сейчас что ты хочешь купить: мороженое или чай? Вывод: спрос часто зависит от предложения.
Воспитатель предлагает детям подумать, какого товара должно быть больше в продаже зимой? А летом? Что такое «спрос»?
Игра «Реклама мягкой игрушки»
Ход: детям предлагается разделиться на две группы, каждой группе дается мягкая игрушка. Воспитатель предлагает придумать рекламу мягких игрушек. В своей рекламе надо отметить все лучшие качества игрушки, способы игры с ней, преимущества перед другими игрушками.
Воспитатель предлагает свою рекламу мягкой игрушки:
Покупайте слона, он без уха и хвоста,
С красным длинным языком
И оранжевым звонком.
Любит он сидеть в углу
И трубить «Ду-ду-ду-ду!».
Воспитатель задаёт вопрос детям: «Купят ли такую игрушку-слона после такой рекламы? Почему?»
Игра «Изготовь как можно больше»
Ход: воспитатель рассказывает детям о том, как закройщики кроят платье: «Знаете, когда закройщики выкраивают платье, они стараются потратить как можно меньше ткани. Это дает возможность сделать их дешевле. Из листа бумаги 20×20см вырежьте как можно больше ромбов, треугольников, квадратов».
Игра «Сделай рекламу»
Ход: дети делятся на 3-4 команды (зависит от количества рассортированных категорий товара) и оформляют рекламу, каждый своему магазину (продуктовый, продовольственный, магазин одежды, обуви и т.д.). Дети самостоятельно оформляют плакаты на ватмане и вырезок из журналов. После работы дети делают презентацию о своем магазине.
Блок «Банк»
Цель: закреплять знания детей о банке, об операциях, которые можно совершать только в банке, о значимости банков в обществе; обогащать качественный словарь детей за счет введения слов обозначающих основные понятия, связанные с банком.
Игра «Что можно сделать в банке?»
Ход: Воспитатель предлагает из предложенных операций выбрать те, которые можно совершить в банке:
1. Снять деньги с личного счета
2. Купить продукты
3. Работать
4. Отдохнуть
5. Оплатить жилищно-коммунальные услуги
6. Поиграть
7. Получить кредит
8. Поспать
9. Открыть вклад
10. Поиграть на музыкальных инструментах
11. Получить % по вкладу
12. Оплатить налоги
Блок «Потребности»
Цель: продолжать формировать у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в питании, тепле, в общении, в реализации интересов). Закреплять у детей понятие «потребности человека» путем рассуждения через игровые проблемные моменты, развивать воображение, самостоятельность.
Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»
Ход: воспитатель предлагает детям на выбор картинки или предметы (книгу, зубную щётку, ножницы, утюг, спички, игрушку, носовой платок, лекарства, хлеб и т.д.). Дети выбирают, что с собой взять в поездку на поезде, на самолёте, на автомобиле, на необитаемый остров. Поясняют свой выбор.
Игра «Хочу и надо»
Ход: воспитатель представляет на экране товар, а дети поднимают вверх ту карточку, которая, по их мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки со словом «хочу» и «надо»).
На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом. После каждого слайда дети обосновывают свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру "Кафе "Лакомка" в старшей группе.
Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников;развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям, посредством сюжетно-ролевой игры.Образовательны...
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Формирование основ финансовой грамотности через игровую деятельность»1 Этап - подготовительныйМесяц ЦельСентябрьИзучение псих...
«Формирование финансовой грамотности через сюжетно -ролевую игру «Банк»
Финансовая грамотность в подготовительной группе....
«Приобщение дошкольников к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры»
Опыт работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры...
План по самообразованию "Формирование финансовой грамотности через дидактическую игру"
Актуальность темы Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необ-х...
День финансовой грамотности через сюжетно-ролевые и дидактические игры
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно – ролевую игру «Кафе «Лакомка»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...