Как сохранить эмоциональное благополучие
консультация
Предварительный просмотр:
Сохранить эмоциональное благополучие ребенка: как?
Роль семьи в формировании личности ребенка не просто огромна, она – основная, ведущая, определяющая. Тезис этот доказан всеми науками, соприкасающимися тем или иным образом с изучением человека и его развитием. Особенно влияние семьи на ребенка изучено педагогикой и психологией.
Почему у семьи такая важная роль? Потому что она – жизнеопределяющая. Семья определяет, будет жизнь у нового человека или не будет и какой она будет.
Человек рождается не приспособленным к самостоятельной жизни. Без взрослого он погибнет. Ему нужна опека и забота, которую обеспечивает ему его семья или его Взрослый. Мать и ребенок – это уже семья. Это мир, в котором ребенок уже может жить и развиваться.
Но человек не просто живой организм, а высокоразвитый организм с огромной эволюционной историей. Ему мало быть сытым в тепле.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
- Физиологические: голод, жажда, сон, тепло и т. д.
- Потребности в безопасности: чувства защищенности и отсутствие страха за жизнь, комфорт.
- Социальные: потребность в принадлежности к группе, стремление к общению, отношениям, дружбе, любви.
- Потребность в уважении и признании других.
- Потребность в самовыражении, духовном росте и развитии.
При обеспечении базовой жизненно-необходимой потребности, человек стремиться к более высоким целям. Он стремиться к отношениям, к дружбе, к любви, к взаимодействию с ему подобными.
Почему он так к этому стремиться, почему человеку так важно и нужно общение с Другим? Так он удовлетворяет высшую задачу, стремление сознания и души – потребность в познании, познании себя и окружающего мира.
Как нашему телу нужна пища, так нашему сознанию и душе нужна пища – познание окружающего мира и познание себя. И насыщает ребенка этой пищей – его Взрослый, его ближайшее окружение, его семья.
Именно Взрослый, самый близкий, самый первый человек в жизни ребенка рассказывает ему о том, каков мир и из чего он состоит, о его свойствах, признаках, явлениях.
Именно главный Взрослый помогает познать себя, свои чувства, свои эмоции, отвечает на вопросы: Кто я? Какой я? Что я чувствую? Как мне взаимодействовать с самим собой и с другими людьми?
Роль главного Взрослого и семьи в жизни и развитии личности ребенка – основополагающая. И это стремление в подражании и соответствии – жизнеопределяющее условие развития личности человека.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
- наличии чувства доверия к миру;
- способности проявлять гуманные чувства;
- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
- наличии положительных эмоций и чувства юмора;
- способности и потребности в телесном контакте;
- чувстве удивления;
- вариативности поведения;
- способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
- биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д.;
- психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
- создание в семье атмосферы положительных эмоций;
- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
- в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
- включенный в детскую жизнь, в том числе, в игровую деятельность ребенка.
Желаю всем любви, терпения и внутренней, личной эмоциональной стабильности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Проект"Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка"
проект, презентация, работа с родителями...
Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...
Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...
Как сохранить психологическое благополучие ребёнка в семье
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и здоров. Здоровье - это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсу...
Как снизить уровень тревоги у ребенка и сохранить психологическое благополучие в семье.
В связи с происходящими событиями многие люди сейчас испытывают тревогу, стресс и особенно нуждаются в психологической поддержке, умении успокоить себя и окружающих. Больше других в такой ...