Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по карте».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по карте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_s_primeneniem_tehnologii_puteshestvie_po_karte.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по карте».
ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА -АНТАРКТИДА
Возрастная группа: подготовительная.
Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие в Антарктиду».
Форма организации: групповая.
Цель:
Познакомить детей с полярной природно-климатической зоной, условиями жизни в Антарктиде и ландшафтом Антарктиды.
Задачи:
Образовательные:
-дать детям представления об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать речь, память, обогащать словарный запас.
- зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания и воплотить это в творческий продукт.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
- аппликация на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».
Средства: карточки с изображением природного ландшафта Антарктиды, карточки с изображением типичных представителей фауны Антарктиды, мелкие одноразовые карточки-«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий, презентация, большая карта для воспитателя, настольные карты для каждого ребёнка.
Алгоритм проведения НОД «Путешествия по карте»:
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Ход НОД
1. Выбор пункта назначения
Воспитатель загадывает загадку:
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида
Он готов поведать людям,
Как прекрасна (Антарктида).
-Есть на нашей планете необычная земля. Назвали её Антарктидой. Как вы думаете, каким цветом Антарктида изображена на глобусе, карте? (белым)
-Попробуйте сами найти эту землю на нашей карте. А где сейчас находимся мы?
Поступает видеозвонок
-Ребята, нам пришло видео- сообщение!
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Михаил Иванович. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда –нибудь видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы!»
- Ребята, правда, очень хочется посмотреть? (Да)
2. Выбор транспортного средства передвижения.
- Но ведь это так далеко…. На чем мы можем отправиться в путешествие?
-Посмотрите на карту. Где нам предстоит передвигаться? (по суше и по воде)
-На чем можно передвигаться по суше?
Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта.
- Что вы выберете? (поезд, машина, самолет)
- Что быстрее? (самолет)
-Ребята, самолёт не может лететь очень долго, у него кончится топливо и ему необходимо приземлиться. Где может приземлится самолёт? (в аэропорту).
- Я знаю, что аэропорт есть в городе Кейптаун. Найдите его на карте.
- Где мы можем продолжить путь? (по морю).
Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта.
- Какой транспорт выбираете? (лодка, корабль)
- Что лучше для передвижения по океану? (корабль, потому что океан большой и лодка может затонуть).
-Ребята, хочу вам напомнить, что мы живём в городе, в котором есть порт. И мы могли бы прямо из нашего города отправиться в морское путешествие и добрать да Антарктиды по морю. Вы можете выбрать, на чем же мы отправимся.
Дети делают выбор.
3. Определение маршрута карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
-Обозначим метками на карте пункты назначения.
Воспитатель ставит метки на большой карте, дети на своих настольных картах.
- Начертите на картах наш путь.
Воспитатель чертит на большой карте, дети на своих картах.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
-Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе месяце, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. (Показываю портреты на слайде)
- Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Слайд репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»).
- А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние?
- А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (рассуждения детей).
Физкультминутка.
Волны плещут в океане.
(машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане?
(вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей.
(вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем.
(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке
(наклоны)
И сжимаем в кулаке
(дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать.
(приседания)
5. Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.
- Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда).
Выбирают изображения нужных предметов.
-Отправляемся!
Слайд «Корабли»
- Путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой.
- Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги)
- Что такое айсберг?
Слайд «Айсберг»
Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море.
- Что же происходит с этими отколовшимися кусками льда? Плавают или тонут? Давайте проверим. Я приглашаю вас в лабораторию.
Опыт №1: Помещаем лед в банку с водой.
-Что мы видим? (лед легче воды)
- Большая часть айсберга тоже скрыта под водой. Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
- Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы).
- Мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Что мы видим?
Слайд «Антарктида»
-Какая она, Антарктида? (Метки - картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима).
- Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты)
Слайд «Пингвины»
- Давайте изобразим пингвинов, как они ходят.
Физкультминутка.
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку,
Пингвин-папа,
Пингвин-мама,
И сынишка-пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(Дети имитируют движения пингвинов.)
- Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? (птица)
- Почему мы считаем пингвина птицей? (его тело покрыто перьями)
-Пингвин – это очень большая красивая птица с черно – белым опереньем. Лапы мощные с грубой кожей, похожи на ласты. Пингвин – птица, которая не летает, ловкие и быстрые в воде, умеют хорошо плавать и нырять, медлительные на суше, крепкие, упитанные, питаются рыбой, не бояться холода, их перышки не намокают в воде.
Опыт №2.
Давайте это проверим? Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите, что происходит с капельками.
Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.
- А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание слайда: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники).
- Ставим метки.
-Ребята, а как вы думаете, в Антарктиде растут деревья, кустарники? (нет)
-Почему? (потому что земля в Антарктиде покрыта слоем льда, который никогда не тает)
-А могут ли жить в Антарктиде люди? (нет, там нет городов)
- Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.
Слайд «День»
-Какое время суток изображено на картинке? (день).
-Как вы это определили? (светит солнце, дети играют, птички летают…)
Слайд «Ночь»
– А здесь какое время суток? (ночь).
- Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…)
- Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи. И вот когда наступает ночь. Можно увидеть прекрасное природное явление -полярное сияние
Видео «Полярное сияние».
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
-Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш корабль и возвращаемся домой.
-Заводим моторы.
День и ночь стучат машин
От винта бежит вода.
Вот уже проплыли льдины,
Отступили холода.
До свидания, Антарктида!
-Понравилось путешествовать?
-У кого были затруднения? Какие?
Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.
-Какими должны быть настоящие исследователи, полярники?
Можно дать домашнее задание, чтобы дети с помощью родителей составили синквейн об Антарктиде.
Инструкция по составлению синквейна:
Что такое синквейн?
(СИНКВЕЙН происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все, о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.)
Схема синквейна:
1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка -два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка-форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка –ОДНО слово –синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Пингвин
Большой, неуклюжий
Ходит вразвалку, питается, живет
Высиживает своего детеныша из яйца.
Птица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Путешествие по карте"
Сообщеие "Путешествие по карте"...
Конспект НОД в старшей группе "Достопримечательности родного города" (технология "путешествие по карте)
НОД с детьми старшей группе в форме путешествия по карте родного города....
Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»
Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии "Путешествие по карте" для детей старшего возраста....
Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ в средней группе «Путешествие в страну веселой Математики»
Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Развивать умение сравнивать количество предметов. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, активизировать в речи детей слова-прилагательны...
Практическая консультация для педагогов "Особенности применения технологии «Путешествие по реке времени» в образовательном процессе"
практическая консультация для педагогов ДОУ...
Конструкт интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» Тема: Путешествие по городу Архангельску.
Турусинова Марина АндреевнаМБДОУ №186 «Веснушка»Конструкт интегрированной непосредственно образовательнойдеятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»Тема: Пу...
Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Технология "Путешествие по карте".
Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Для исследовательской...