Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по карте».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по карте».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с применением технологии «Путешествие по карте».

ТЕМА: ЧАСТЬ СВЕТА -АНТАРКТИДА

Возрастная группа: подготовительная.

Форма НОД: Занятие-исследование «Путешествие в Антарктиду».

Форма организации: групповая.

Цель:

 Познакомить детей с полярной природно-климатической зоной, условиями жизни в Антарктиде и ландшафтом Антарктиды.

Задачи: 

Образовательные:

-дать детям представления об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать речь, память, обогащать словарный запас.  

- зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания и воплотить это в творческий продукт.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Средства: карточки с изображением природного ландшафта Антарктиды, карточки с изображением типичных представителей фауны Антарктиды, мелкие одноразовые карточки-«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий, презентация, большая карта для воспитателя, настольные карты для каждого ребёнка.

Алгоритм проведения НОД «Путешествия по карте»:

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5.   Само   путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

                                   

                                     Ход НОД

1. Выбор пункта назначения 

Воспитатель загадывает загадку:

Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида

Он готов поведать людям,

Как прекрасна (Антарктида).

                                 

 сть на нашей планете необычная земля. Назвали её Антарктидой. Как вы думаете, каким цветом Антарктида изображена на глобусе, карте? (белым)

-Попробуйте сами найти эту землю на нашей карте. А где сейчас находимся мы?

Поступает видеозвонок

-Ребята, нам пришло видео- сообщение!

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Михаил Иванович. Большой привет вам с Антарктиды.  Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда –нибудь видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть?  Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы!»

- Ребята, правда, очень хочется посмотреть? (Да)

2. Выбор транспортного средства передвижения.

- Но ведь это так далеко…. На чем мы можем отправиться в путешествие?

-Посмотрите на карту. Где нам предстоит передвигаться?  (по суше и по воде)

-На чем можно передвигаться по суше?

 Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта.

- Что вы выберете? (поезд, машина, самолет)

- Что быстрее? (самолет)

-Ребята, самолёт не может лететь очень долго, у него кончится топливо и ему необходимо приземлиться. Где может приземлится самолёт? (в аэропорту).

- Я знаю, что аэропорт есть в городе Кейптаун. Найдите его на карте.

- Где мы можем продолжить путь? (по морю).

Показываю детям слайд с изображениями разных видов транспорта.

- Какой транспорт выбираете? (лодка, корабль)

- Что лучше для передвижения по океану? (корабль, потому что океан большой и лодка может затонуть). 

-Ребята, хочу вам напомнить, что мы живём в городе, в котором есть порт. И мы могли бы прямо из нашего города отправиться в морское путешествие и добрать да Антарктиды по морю. Вы можете выбрать, на чем же мы отправимся.

Дети делают выбор.

3. Определение маршрута  карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

-Обозначим метками на карте пункты назначения.

Воспитатель ставит метки на большой карте, дети на своих настольных картах.

- Начертите на картах наш путь.

Воспитатель чертит на большой карте, дети на своих картах.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

-Это сейчас есть самолеты, вертолеты, ракеты, которые могут доставить путешественника в любую точку земного шара. А раньше, когда все это еще не было изобретено, людям было интересно узнать все о Земле – какая ее часть покрыта сушей, а какая водой. Подняться высоко в воздух они не имели возможности. Поэтому они отправлялись в путешествия на кораблях. И вот в далеком 1816 году, в январе месяце, российская экспедиция, которая состояла из двух военных парусных кораблей, возглавляемых Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном, отправилась исследовать южный полюс. (Показываю портреты на слайде)

- Посмотрите, на каких кораблях они отправились. (Слайд репродукция картины кораблей «Мирный» и «Восток»).

-  А как вы думаете, сколько путешественникам понадобилось времени, чтобы пройти это расстояние?

- А делали ли они остановки в пути? Для чего нужны им эти остановки? (рассуждения детей).

Физкультминутка.

                                 Волны плещут в океане.

                                 (машут руками, изображая волны)

                                 Что там чудится в тумане?

                                 (вытягивают руки вперед)

                                 Это мачты кораблей.

                                 (вытягивают руки вверх)

                                 Пусть плывут сюда скорей!

                                 (приветственно машут руками)

                                 Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем.

                                 (ходьба на месте)

                                 Ищем ракушки в песке

                                 (наклоны)

                                 И сжимаем в кулаке

                                 (дети сжимают кулачки)

                                 Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать.

                                 (приседания)

5.   Само   путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом). Познавательно-исследовательская деятельность.

- Посмотрите, какое длинное путешествие нам предстоит. Что необходимо взять с собой в путь? (Компасы, провизия, теплая одежда).

 Выбирают изображения нужных предметов.

-Отправляемся!

Слайд «Корабли»

-  Путешествие этих кораблей оказалось очень долгим и трудным. До Антарктиды они плыли почти 6 месяцев. По пути корабли делали несколько остановок, чтобы запастись провизией и пресной водой.

- Как вы думаете, какие препятствия встретили путешественники в пути? (Айсберги)

- Что такое айсберг?

Слайд «Айсберг»

Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов, и течением их вынесло в море.

- Что же происходит с этими отколовшимися кусками льда? Плавают или тонут? Давайте проверим. Я приглашаю вас в лабораторию.

Опыт №1: Помещаем лед в банку с водой. 

-Что мы видим? (лед легче воды)

- Большая часть айсберга тоже скрыта под водой. Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

 - Каких животных путешественники встретили, приближаясь к берегам Антарктиды? (Метки – киты, альбатросы).

- Мы с вами добрались до берегов Антарктиды. Что мы видим?

Слайд «Антарктида»

 -Какая она, Антарктида? (Метки - картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима).

- Кто же живет на южном полюсе? (Метки – пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты)

Слайд «Пингвины»

 - Давайте изобразим пингвинов, как они ходят.

Физкультминутка.

                                 Идут себе вразвалочку,

                                 Ступают вперевалочку,

                                 Пингвин-папа,

                                 Пингвин-мама,

                                 И сынишка-пингвинишка

                                 В черном фраке и манишке.

                                 (Дети имитируют движения пингвинов.)

 - Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь? (птица)

- Почему мы считаем пингвина птицей? (его тело покрыто перьями)

-Пингвин – это очень большая красивая птица с черно – белым опереньем. Лапы мощные с грубой кожей, похожи на ласты. Пингвин – птица, которая не летает, ловкие и быстрые в воде, умеют хорошо плавать и нырять, медлительные на суше, крепкие, упитанные, питаются рыбой, не бояться холода, их перышки не намокают в воде.

Опыт №2.

Давайте это проверим? Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите, что происходит с капельками.

Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

 - А сейчас мы сойдем с корабля и отправимся вглубь материка. Встретим ли мы там зверей и людей? (Рассматривание слайда: полярные станции, полярники, необитаемая земля, ледники).

- Ставим метки.

-Ребята, а как вы думаете, в Антарктиде растут деревья, кустарники? (нет)

-Почему? (потому что земля в Антарктиде покрыта слоем льда, который никогда не тает)

-А могут ли жить в Антарктиде люди? (нет, там нет городов)

- Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.

Слайд «День»

-Какое время суток изображено на картинке? (день).

 -Как вы это определили? (светит солнце, дети играют, птички летают…)

Слайд «Ночь»

– А здесь какое время суток? (ночь).

- Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…)

- Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи. И вот когда наступает ночь. Можно увидеть прекрасное природное явление -полярное сияние

         Видео «Полярное сияние». 

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

 -Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш корабль и возвращаемся домой.

 -Заводим моторы.

День и ночь стучат машин

От винта бежит вода.

Вот уже проплыли льдины,

Отступили холода.

До свидания, Антарктида!

-Понравилось путешествовать?

-У кого были затруднения? Какие?

Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.  

-Какими должны быть настоящие исследователи, полярники?

 

Можно дать домашнее задание, чтобы дети с помощью родителей составили синквейн об Антарктиде.

               

                      Инструкция по составлению синквейна:

Что такое синквейн?

(СИНКВЕЙН происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.  Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все, о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.)

Схема синквейна:

1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка -два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка-форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы.  Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка –ОДНО слово –синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пример:

Пингвин

Большой, неуклюжий

Ходит вразвалку, питается, живет

Высиживает своего детеныша из яйца.

Птица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Путешествие по карте"

Сообщеие "Путешествие по карте"...

Конспект НОД в старшей группе "Достопримечательности родного города" (технология "путешествие по карте)

НОД с детьми старшей группе в форме путешествия по карте родного города....

Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»

Организация непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии "Путешествие по карте" для детей старшего возраста....

Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ в средней группе «Путешествие в страну веселой Математики»

Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Развивать умение сравнивать количество предметов. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, активизировать в речи детей слова-прилагательны...

Конструкт интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» Тема: Путешествие по городу Архангельску.

Турусинова Марина АндреевнаМБДОУ №186 «Веснушка»Конструкт интегрированной непосредственно образовательнойдеятельности с использованием технологии «Путешествие по карте»Тема: Пу...

Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Технология "Путешествие по карте".

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Для исследовательской...