Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Технология "Путешествие по карте".
статья по окружающему миру

касаткина татьяна сергеевна

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования.

Путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_karte.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в ДОУ.

Технология "Путешествия по карте"

 В последнее время мы часто слышим об использовании данного метода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети по своей сущности являются исследователями с самого раннего возраста. Так почему же не использовать этот метод гораздо раньше?

Актуальность проблемы:

-Особое внимание ФГОС ДО уделяет познавательному развитию ребёнка;

-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит в различных видах деятельности;

-Ребёнок – активный участник образовательного процесса.

Такое современное определение дается в ФГОС ДО. Н.А. Короткова: Путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране).

Задачи, решаемые при организации формы «Путешествие по карте»:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света, страны, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т.д.). 2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

 3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

 4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

 5. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.

Для каждого путешествия необходим материал:

• Карта;

• Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных, культурных ландшафтов разных частей света, конкретных и сказочных объектов;

• Необходимый демонстрационный и раздаточный материал (зависит от цели и задач деятельности).

• Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

Алгоритм проведения "Путешествия по карте":

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Что возьмем с собой в дорогу.

4. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

5. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

6. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

7. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Рассмотрим подробнее:

1. Выбор пункта назначения.

Пункт назначения зависит от поставленной перед детьми цели.

Один из методов выбора пункта назначения - новости "Волшебного радио". Воспитатель предлагает детям послушать "Волшебное радио". Из услышанной новости дети определяют пункт назначения - кому-то необходима помощь, мы отправляемся в путь.

2. Выбор транспортного средства, на котором можно отправиться в данное (определенное) путешествие.

3. Высказывание предложений, что нужно взять в данное путешествие.

4. Определение маршрута по карте.

Если для детей старшего дошкольного возраста карта - это физическая карта мира, то для детей младшего и среднего дошкольного возраста это своеобразный пейзаж с изображением дороги.

Воспитатель отбирает возможные пункты. Это могут быть реальные ландшафтные объекты и части света, а также сказочные или объекты, сделанные руками человека. За время одного путешествия рекомендуется посетить не более 3 пунктов.

Но как же нам попасть в то место, куда нам необходимо? Дети высказывают свои предположения. На первых занятиях воспитатель предлагает обратиться к карте и определить маршрут.   На последующих занятиях дети уже знают, как узнать правильный маршрут - по карте! Воспитатель может использовать интерактивную доску, мультимедийное устройство, ноутбук или распечатанный вариант карты - это зависит от наличия в ДОУ соответствующего оборудования.

Итак, чтобы добраться, например, до зоопарка, нам сначала надо пройти через болото, затем побывать на острове, а только потом мы попадём в зоопарк. Воспитатель может самостоятельно выбирать пункты назначения. Их выбор будет зависеть от цели путешествия и, конечно, от творчества педагога. И так пункты назначения выбраны - болото, остров, зоопарк.

Закрепляем с детьми пункты назначения - болото, остров, зоопарк.

5. Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие. В каждое путешествие дети берут с собой рюкзачок, в который складывают необходимые, по их мнению, вещи, которые могут понадобиться во время путешествия.

6. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Посещение каждого объекта сопровождается каким-либо видом деятельности. Например:

- болото (знакомство с объектом «болото», о безопасном передвижении по болоту; знакомство с представителями флоры и фауны болота с использованием художественного слова; ФЭМП (счёт, величина) ; индивидуальная, групповая или коллективная продуктивная деятельность) .

- остров (населить необитаемый остров животными (использование геометрических плоскостных фигур) ; знакомство с животными юга; опытно-экспериментальная деятельность – свойства песка, почему попугая не видно в зарослях джунглей).

- зоопарк (помочь больным животным (выбор предметов из волшебного рюкзачка) ; классификация животных; придумывание загадок про животных; покормить животных (логическое мышление, ФЭМП) ;

7. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Вопросы к детям:

Что больше всего запомнилось (понравилось) во время путешествия?

О чём новом узнали во время путешествия?

Воспитатель говорит о том, что ему больше всего запомнилось во время путешествия, что он узнал нового.

Проверка предположений детей.

Почему интересен данный метод и каковы его достоинства:

1. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

3. Стимулирует развитие речи.

4. Происходит формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности.

5. Развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки и укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Использование технологии «Путешествие по карте»

      Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования.

       Путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).

«Исследования – путешествия» инициируются воспитателями, но принимаются ребенком, так как носят характер сюжетной игры. Такие «путешествия» – создают условия для реализации развивающих задач.

      Для «Путешествий по карте» в качестве материала используются глобус, физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», иллюстрации видов транспорта, карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения, карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света, художественная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятельности ...