«Методическая разработка по организации совместной работы музыкального руководителя и педагогов ДОО» Тема: «Зимушка - зима!»
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка направлена для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с логопедическим заключением- ОНР (III уровень речевого развития). Раскрывает вопросы взоимодействия музыкального руководителя и педагога через игровые моменты для достижения эффективного высокого результата.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
664528, Иркутская область, Иркутский р-он, р.п. Маркова, ул. Изумрудная, 8
тел.8(3952)488174
«Методическая разработка по организации совместной работы музыкального руководителя и педагогов ДОО»
Тема: «Зимушка - зима!»
Выполнила работу:
Музыкальный руководитель:
Каурцева Нина Николаевна
Аннотация
Методическая разработка направлена для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с логопедическим заключением: ОНР (III уровень речевого развития).
Раскрывает вопросы взаимодействия музыкального руководителя и педагога через игровые моменты для достижения эффективного, высокого результата.
Содержание
- Аннотация………………………………………………………...
- Введение…………………………………………………………..
- Основная часть……………………………………………………6-10стр.
- Заключение………………………………………………………..
- Список литературы………………………………………………
Введение
Реализация коррекционно-развивающих задач именно на интегрированных занятиях является для нас актуальной. Это связано с тем, что мы можем одновременно реализовывать следующие
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- обогащать словарь детей, формировать грамматические категории;
- формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение;
- совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Коррекционно - развивающие:
- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развивать чувство ритма и темпа;
- развивать объем физиологического и речевого дыхания, силу, выразительность и высоту голоса;
-развивать произвольное внимание, фонематический слух, двигательную память.
Коррекционно - воспитательные:
- создавать условия для хорошего настроения детей;
- воспитывать любовь к музыке;
- воспитывать эмоционально – волевую сферу.
Музыкальный руководитель и педагоги ДОО являются взаимодополняющими пазлами в учебном процессе. Это взаимодействие комплексных и системных подходов к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей.
В нашем дошкольном учреждении постоянно работает группа компенсирующей направленности с логопедическим заключением: ОНР.
Педагоги нашего детского сада нашли оптимальное решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий. Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимый объем учебной нагрузки.
В организации и проведении интегрированных занятий музыкальный руководитель участвует совместно с учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, педагогом по физической культуре. Тема занятия определяется исходя из тем, которые выделены в образовательной программе.
В данной методической разработке мы увидим проведение интегрированного занятия с учителем–логопедом.
Важно отметить, что любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим временные рамки варьируются от 20 минут до 30 минут. Взаимодействие музыкального руководителя и участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется по разработанной модели занятия, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к воспитанникам и спрогнозировать положительные результаты:
1. Приветствие (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную деятельность).
2. Введение в тему («сказочный» момент, создание проблемной ситуации).
3. Игры и упражнения по теме занятия (выполняют всю смысловую нагрузку, позволяют сконцентрироваться на основном и раскрыться внутреннему потенциалу каждого ребенка).
4. Физкультминутка (подбирается по теме занятия, может проводиться между играми и упражнениями).
5. Творческое задание (позволяет раскрыть каждому ребенку свои творческие способности, воображение).
6. Решение проблемной ситуации, прощание (ритуал окончания занятия.
Основная цель: создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся речью.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие.
Основная часть.
Вашему вниманию предоставляется одна из разработок интегрированного занятия музыкального руководителя и педагога-логопеда. В данной разработке мы будем прослеживать алгоритм или схему занятия, которая была указана «Введении».
- Организационно - мотивационный этап, приветствие:
Звучит музыка № 1(Папка оптимальная подборка дидактических средств), дети с учителем-логопедом входят в музыкальный зал, проходят на стульчики. (слайд № 1)
Муз. руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга по музыкальному.
С добрым утром!
С добрым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай,
День хороший начинай!
Здравствуйте, ребята! Здравствуйтеее!
Вдруг кто-то стучится в дверь.
Уч. логопед: Ребята слышите, кто-то стучится. Я посмотрю (открывает дверь). Это был почтальон, загадочное письмо передал для нас (показывает «загадочное письмо», которое принес почтальон) Прочтём письмо? (и предлагает его прочитать).
Муз. руководитель: Ребята, здесь загадка, но не простая, а про времена года! Давайте отгадаем! (слайд № 2)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (Зима)
- Основной этап.
2.1 Этап постановки проблемы.
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, в конверте ещё есть снежинки. А что с ними делать мы узнаем позже.
2.2 Этап ознакомление с материалом.
Уч. логопед: Ребята! Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Да, правильно, сегодня мы будем говорить о замечательное времени года, о зиме.
- Игра с картинками времён года. (слайд № 3)
Уч. логопед: Вот и наступила Зимушка - зима! Вы ей рады? (Ответы детей) Ребята, посмотрите, перед вами сюжетные картинки с изображением времен года (на интерактивном комплексе 4 сюжетных картинки: весна, осень, зима, лета). Определите, на какой по счету картинке изображена зима. И расскажите, почему вы так думаете? (Дети отвечают, в зависимости от изображения на картинке, называют признаки зимы, логопед добивается полного ответа). А после какого вмени года наступает зима (Ответы детей), а после зимы какое время года (Ответы детей), а после весны (Ответы детей), после лета? ((Ответы детей) Дети определяют последовательность сюжетных картинок времён года).
- Упражнение: «Подбирай, называй, запоминай». (слайд № 4)
Уч. логопед: - А зима (она какая?)
Дети: Холодная, морозная, волшебная, сказочная, снежная, …
- Артикуляционная гимнастика: «История весёлого язычка»
Уч. логопед: Ребята, а у нас для вас есть зимняя история называется «История веселого язычка». Поиграем с язычком? (Ответы детей)
Уч. логопед: Наступила зима «Улыбка» Мы во двор пошли гулять «Лошадка»
Раз, два, три, четыре, пять «Лошадка». Бабу снежную лепили «Надувание щёк». На качелях веселились «Качели». А потом с горы катались «Горка». А еще в снегу валялись «Футбол». Тучи снежные пришли «Спокойное открывание и закрывание рта». Посмотрели на часы «Часики». Все в снегу домой пошли «Лошадка». Чай попили «Чашечка» и отдыхать пошли «Улыбка».
- Развитие чувство ритма и темпа музыка № 2(Папка оптимальная подборка дидактических средств) Звучит фонограмма «метели».
Муз. руководитель: Ребята, нам метель принесла снежные тучи, а в месте с ними и снежинки. Давайте поиграем со снежинками.
Логоритмическая танец . П. И. Чайковский« Щелкунчик» (Папка оптимальная подборка дидактических средств) (под стульчиками, дети берут декоративные снежинки для исполнения танца при помощи рук).
- Развитие физиологического и речевого дыхания. (слайд № 5)
Уч. логопед: Со снежинками мы поиграли, к сожалению снежным тучам пора лететь дальше. Что нужно тучам, чтоб они полетели? (Ответы детей). Давайте мы подуем вместо ветра.
Упражнение на физиологическое дыхание «Ветерок»: Вдох глубокий через нос – длительный выдох через рот - губы трубочкой (3 раза)
Упражнение на речевое дыхание «Песня ветерка»
А какую песенку поёт ветер: Вдох глубокий через нос – длительный выдох через рот - губы трубочкой произносим звук: уууу УУУУУУ, ууууу….(3 раза). Молодцы!
- Звучит фонограмма «метели». музыка № 2(Папка оптимальная подборка дидактических средств) (слайд № 6)
Уч. логопед: Ребята, что это за звук, слышите?.(Ответы детей). Метель приглашает нас побывать на зимней лесной поляне. Полетели!? (Ответ детей) (Дети встают в круг)
«Глаза закрывайте, немного помечтайте.
С метелью я подружусь, на поляне окажусь!»
Муз. руководитель: Ребята! Посмотрите, какая замечательная зимняя, лесная поляна! Музыка № 2(2) (Папка оптимальная подборка дидактических средств)
Настроение волшебное. Зимушка – зима пришла в наш край, тепло и солнышко уводит, стужу – холод приводит.
- Развитие общей моторике.
Уч. логопед: А давайте вспомним, какие дикие животные живут в зимнем лесу? (Ответы детей). А кто из диких животных зимой спит? (Ответы детей) Молодцы!
Разминка «Животные в зимнем лесу» (слайд № 7)
Мы сейчас будем называть диких животных, а вы будите их изображать.
Белка (Изображают белку и прыгают прыг-прыг-прыг)
Медведь («Спят»)
Волк (Изображают волка и рычат)
Заяц (Изображают зайца и прыгают скок-скок-скок)
Ёж («Спят»)
Хитрая лиса (Изображают лису)
- Уч. логопед: Прекрасное время года – зима! А как она красива!
- Муз. Руководитель: Зима своей красотой всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. Поэты сочиняли прекрасные стихи. Композиторы описывали восхищение с помощью музыки. Давайте и мы послушаем музыкальное произведение и увидим зимние пейзажи родного края.
Слушание: «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский (Папка оптимальная подборка дидактических средств), видео ролик.
( Дети сидят на стульчиках. Просмотр слайдов на тему «Зимняя природа»
- Уч. логопед: Какое настроение передает музыка? (Ответы детей). Действительно, в музыке слышно, как, набирая силу, зима вступает в свои права.
- (Фоновая музыка пение птиц) музыка № 5 (Папка оптимальная подборка дидактических средств) (слайд № 8)
Уч. логопед: Ребята, слышите! Птицы чирикают. А какие птицы живут с нами зимой? (Ответы детей). Значит они какие? (Ответы детей).
- Развитие мелкой моторики.
Логоритмическое упражнение «Зимующие птицы» (Повтор упражнения 2 раза).
Муз. Руководитель и уч. логопед:
Птицы зёрнышки клевали (Пальцы правой руки соединить изображая клюв стучать о левою ладонь изображая как птицы клюют зернышки в кормушке)
Птицы зёрнышки клевали (Пальцы левой руки соединить изображая клюв стучать о правою ладонь изображая как птицы клюют зернышки в кармушке)
И вокруг зернышек летали. (Кисти рук - «птицы» дети медленно вращают кистями)
- Упражнение: «Зимний».
Уч. логопед: Как морозно стало вокруг, чувствуется Зима! Так и хочется поиграть!
У нас есть веселые снежки (нежный ком), сейчас мы будем вам называть слова, а вы ловите снежный ком, повторяете наши слова, но перед ними поставьте нужное слово «Зимний» (дети встают в круг.)
Проводится игра со словами (по очереди уч. логопед и муз. руководитель): день, погода, настроение, месяц, лес, деревья, забавы, природа, узор, дорога.
2.3 Этап практического решения проблемы.
- Подвижная игра «Снежки » музыка № 1(Папка оптимальная подборка дидактических средств)
Муз. руководитель: А во что ещё можно поиграть со снежками? (Ответы детей). Ребята мы вас приглашаю на зимний лесной поляне поиграть в снежки, делимся на две команды (детям дается корзина снежков и под музыкальное сопровождение играем в снежки) (дети собирают снежки в корзину и остаются стоять в кругу).
Ребята, а помните, что в конверте нам прислали снежинки. (Ответы детей). Молодцы!
- Упражнение «Лепим снеговика» (слайд № 9)
Уч. логопед: Давайте из снежинок кого-нибудь слепим. Кого можно слепить из много, много снежинок? (Ответы детей) (Дети из снежинок лепят снеговика).
Какие вы молодцы! Какой снеговик получился у нас? (Ответы детей).
Поскольку снеговик сказочный, по волшебству он может превратиться в ….., как вы думаете в… (Даётся подсказка: в ёлочную игрушку, в снеговика наклейку, в мягкую игрушку… )? (Ответы детей). А давайте скажем волшебные слова и вернемся в зал со снежной лесной поляны и сами увидим в кого же превратиться наш снеговик.
«Глаза закрывайте, немного помечтайте.
Со снеговиком я подружусь, и в детском саду я окажусь!»
(Дети открывают глаза и видят, что снеговик превратился в декоративную наклейку- картинку «Снеговик»)
Уч. логопед: Ребята, посмотрите скорей, в кого же превратился наш снеговик? (Ответы детей). Совершенно верно, наш снеговик превратился в зимнее украшение наклейку-картинку «Снеговик». Здорово? (Ответы детей)
- Заключительный этап.
Муз. руководитель: Ребята, и мы хотим подарить каждому из вас этих снеговиков. Чтобы они напоминали вам о нашей зимней встречи. А в замен вы расскажете нам, что вам сегодня больше всего понравилось! (Ответы детей). (Уч. логопед и муз. руководитель раздаёт наклейки- картинки «Снеговик» воспитанникам). (Дети занимают свои места).
Уч. логопед: А о каком времени года мы говорили? (Ответы детей). Молодцы!
Муз. руководитель: Как хорошо, что мы с вами встретились и прекрасно провели время!
Уч. логопед:
Ну, а нам пора прощаться,
В путь-дорогу отправляться.
Детский сад уж ждет в группе своих ребят!
(Завершение ОД по музыкальному (ДО-СВИ-ДА-НИЕ) (слайд № 10)
Заключение.
Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать. Актуальность темы заключается в том, что музыка является важным компонентом в интегрированном занятии. В данной разработке считаю что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Наблюдается положительная динамика:
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей воспитанников.
2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Результативность музыкально-коррекционных и интегрированных занятий наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников: в формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.
В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир.
Список литература.
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981
2.Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.
3.Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование . – №3 2013г.
4.Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012 г.
5.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель», 2013г
6. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт – Петербург 2007г.
7. АнтиповаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Сфера» 2003г.
8. Программа музыкального воспитания «Старшая группа» «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной работы музыкального руководителя и специалистов ДОУ
Формы приемственности в организации пед. процесса...
Методическая разработка: «Инновационные методы в работе музыкального руководителя ДОУ»
При создании развивающей предметно‐пространственной среды для музыкального развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитан...
Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ
При создании развивающей предметно-пространственной среды для музыкального развития дошкольника учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитани...
Методическая разработка «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ»
Использование информационно-компьютерных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения....
«Организация совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов ДОУ», консультация. 30.05.2019 г.
Организация совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов...
Методическая разработка: Инновационные методы в работе Музыкального руководителя ДОУ
Методическая разработка: Инновационные методы в работеМузыкального руководителя ДОУОрлова Анна Александровна - музыкальный руководительДетский сад г. Рыбинска №51 При создании развивающей предмет...