Технология проектной деятельности в ДОУ
проект

Шилина Марина Михайловна

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом

причин. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в

первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада

предполагает изменение характера и содержания педагогического

взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача

воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний,

умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной,

социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в

информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и

конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент

идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Также произошло включение проектной деятельности в структуру примерных

основных общеобразовательных программ дошкольного образования. А еще,

технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в

урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные

учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже

в дошкольном возрасте.

Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности:

реализация проектов в ДОУ способствует переориентации мышления педагогов и

воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом

технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от

реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Какую деятельность можно называть проектной? Это та деятельность, в основе

которой лежит метод проектов.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в

процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических

заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение

воспитанниками какой-то проблемы.

Можно выделить основные этапы их проведения:
Организационный- в процессе которого педагоги тщательно готовятся кпроведению проекта.

Продуктивный- представляющий совместную деятельность детей и взрослых

по решению проблемы и задач проекта.

Презентативный - подготовка и представление результатов деятельности.

Итоговый- на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов

проекта, постановка новой проблемы.

Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе

с детьми дошкольного возраста.

Необходимость участия воспитателя как организатора и

координатора деятельности в проекте.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на

интересах детей.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может

осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и

уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи,

предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора

содержания проекта.

Необходимость заранее продумывать план деятельности проекта.

Будем откровенными, методика «прошлой» педагогики ориентировала нас на

обучение «по образцу», т. е. педагог даёт тот или иной образец, а дети должны его

повторить и усвоить. Так было принято. Сегодня приоритеты меняются и нам с

вами нужно научиться предоставлять возможность ребёнку для проявления

самостоятельности и в процессе планирования деятельности, и в процессе её

организации и реализации. Сложность в том, что у детей данные навыки развиты

слабо. И именно поэтому у педагога должен быть предварительный план проекта,

который, ни в коем случае, не предлагается как единственно возможный вариант

деятельности. Данный план является помощью и подсказкой для педагога, чтобы в

случае затруднений детей при планировании деятельности (а они точно будут)

ненавязчиво предложить свои варианты.Необходимость создания педагогом пространства возможного, так как сами

дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного»

можно охарактеризовать как набор определённых предметных и материальных

условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Очевидно, что для

выполнения задуманного плана любого проекта нужно много различных

атрибутов.

Например, для решения проблемы выбора стаканчиков для сооружения

подставок для карандашей, чтобы исследовательская деятельность была понастоящему исследовательской, нужны много различных стаканчиков: стеклянных,

пластмассовых, картонных, из пластиковых бутылок, с маленьким дном и с

большим, с широким «горлышком» и с узким и т. д. Чтобы правильно произвести

сравнение предметов, проанализировать их свойства и качества, выбрать

подходящую форму, необходим правильный и грамотный подбор материалов.

Ребёнок-школьник абсолютно спокойно мог бы сделать данный выбор

самостоятельно, но это очень затруднительно для дошкольника. Поэтому, создать

данное пространство возможного должен воспитатель, где-то из того, что есть в

группе, где-то прибегнув к помощи родителей.

Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией и

требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными

требованиями проектная деятельность должна занять достойное место в

образовательной практике каждого дошкольного учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....