''Капелька''
проект (младшая группа)

Иванченко  Валентина  Владимировна
Детско-родительский клуб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по теме «Русская народная сказка»

Актуальность темы:

«Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В.А Сухомлинский.

 

    Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.  

      Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.  Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

     Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он живой и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

     Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.  

Причины:

  • отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что-то почитать детям;
  • замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора  (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
  • не понимание родителями роли книги в развитии детей
  • внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение, и даже просмотр мультфильмов;
  • не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
  • не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.

      Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.  

Не отрицая прогресс, в  результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.

Совместно с родителями и детьми группы была выбрана тема и название проекта «Русская народная сказка».

Цель проекта:

Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего свою Родину человека. Воспитывать в детях гордость за свою страну и её народ.

 

Задачи проекта:

   -Познакомить детей с русскими народными сказками.

   -Развивать связную речь детей.

   -Обогатить общий словарный запас детей.

   -Формировать у детей умение пересказывать сказку.

   -Воспитывать культуру речи детей.

Вид проекта: групповой, творческий, познавательный.

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, старший воспитатель, педагоги группы, помощник воспитателя, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: ноябрь 2013г. – апрель2014г.

Работа над проектом

1Этап: Целеполагание

 

На первом этапе реализации проекта «Русская народная сказка» было проведено родительское собрание, на котором было выявлено, что дети недостаточно знакомы с русскими народными сказками в связи, с чем был намечен путь в  области расширения знаний русских народных сказок. В дальнейшем в группе проведены беседы, что сказки бывают «Волшебные», «Бытовые», «Про животных». В ходе которых дети могли продемонстрировать свои знания и высказать, что бы они хотели еще узнать по данной теме. Это позволило нам составить план проекта и пути реализации с учетом потребности и пожеланий детей и их родителей.

 

2 Этап: Разработка проекта

На этом этапе был разработан план проекта и пути его реализации, разработан конспект непосредственной образовательной деятельности. Подготовлены необходимые материалы и оборудование.

План проекта:

Этап

Содержание работы

Участники

Ответственные

Целеполагание

Родительское собрание с целью выбора темы и путей реализации  в  области расширения знаний русских народных сказок

Родители воспитанников

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Беседы, что сказки бывают «Волшебные», «Бытовые», «Про животных».

Дети средней группы

Воспитатели группы

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, формулирование цели и задач проекта

Старший воспитатель

Воспитатели группы

Воспитатели группы

Разработка проекта

Изучение опыта педагогов новаторов

Воспитатели группы

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Концептуализация-

поиск идей для

решения проблемы.

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю

Воспитатели

группы

Иванченко В.В.

Копылова Н.В.

Пополнение предметно-развивающий среды материалами, необходимыми в реализации проекта:

иллюстрации к сказкам, игры со сказками, плоскостной театр, театр би-бо-бо, пальчиковый театр, видеоматериалы, альбомы, кубики, пазлы, рисунки.

Дети средней группы, родители, помощник воспитателя Попова С.И.

Старший воспитатель

Воспитатели

группы

Разработка конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

Воспитатели

группы

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Выполнение проекта

Презентационно-

завершающий этап

Постоянное пополнение тематического уголка новыми материалами

Дети средней группы, родители, помощник воспитателя Попова С.И.

Воспитатели

группы

Иванченко В.В.

Копылова Н.В.

Беседы: «Волшебные сказки», «Бытовые сказки», «Сказки про животных».

Дети средней группы

Воспитатели

 

Воспитатели

Иванченко В.В.

Копылова Н.В.

Чтение русских народных сказок:

«Гуси лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Кот и лиса», «Крошечка Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок-золотой гребешок»,           «По  щучьему велению», «Семеро козлят и волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Теремок», «Три медведя»

Дети средней группы

Воспитатели

 

Старший воспитатель

Воспитатели

Иванченко В.В.

Копылова Н.В.

Дидактические игры: кубики и пазлы с изображением сюжетов русских народных сказок.

Дети средней группы

Воспитатели

группы

 

 

Воспитатели группы

 

Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий

Дети средней группы

Воспитатели

группы

Воспитатели группы

Игры на звукоподражание

Дети средней группы

Воспитатели

группы

Воспитатели группы

 

Игра-фантазия «По щучьему велению, по моему хотению»

Дети средней группы

Воспитатели

группы

Воспитатели группы

 

Творческие работы в индивидуальном альбоме ребенка

Дети средней группы

Воспитатели

группы

Воспитатели группы

 

Драматизация русской народной сказки «Колобок»

Дети средней группы

  Воспитатель

  Иванченко В.В.

Воспитатель

Иванченко В.В.

 

Изготовление колобка из соленого теста, раскрашивание его гуашью.

Дети средней группы

Воспитатель

Иванченко В.В.

Воспитатель

Иванченко В.В.

Оформление выставки детских работ по русским народным сказкам

Дети средней группы воспитатели          

Воспитатели группы

 

Создание альбома «Лучшие работы по теме «Русские народные сказки»

Дети средней группы воспитатели          

Воспитатели группы

 

Коллективный просмотр русских народных сказок

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Три медведя», «Морозко»  

Дети средней группы воспитатели          

Воспитатели          

Выставка работ родителей и детей по теме «Русские народные сказки»

Дети средней группы

Родители,

Воспитатели группы

 

Итоговое мероприятие.

Театрализация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Дети средней группы

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Помощник воспитателя Попова С.И.

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Беседа «С какими  сказками мы познакомились?»

Дети средней группы

Воспитатели

Воспитатели группы

Подведение итогов проектной деятельности на педагогическом совете

Педагоги ДОУ

Старший воспитатель

Алексанян М.Ю.

 

3 этап: Выполнение проекта

Осуществление проекта строилось на основе единства деятельности педагогов, детей, старшего воспитателя, музыкального работника, а также родителей воспитанников. Познавательно – речевая деятельность состояла из бесед, рассказов по картинкам и иллюстраций, игр на звукоподражание, игры фантазии, чтения художественной литературы, коллективный просмотр мультипликационных фильмов и сказок по теме. Создание творческих работ в индивидуальных альбомах, лепка  колобка из соленого теста доказывает, что дети получили необходимые знания для реализации в продуктивной деятельности задуманного.

Игровая деятельность включала  в себя дидактические и коммуникативные игры.

Дети вмести с родителями, изготовили поделки, аппликации и рисунки по теме проекта.  Подбирали книги различных изданий для сравнения иллюстраций.

На завершающем этапе проекта состоялась театрализация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». В процессе которой дети смогли продемонстрировать свои знания, приобретенные за время проекта. На показе сказки присутствовали дети и сотрудники ДОУ № 1613.

Анализ проведенной работы:

    Мы считаем, что участие в проекте позволило не только познакомиться с новыми для детей русскими народными сказками, а и  сформировать интерес к устному народному творчеству, желанию слушать, рассматривать иллюстрации но и  обыгрывать эти сказки.

   Родители на основе совместной проектной деятельности могут объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Могу с уверенностью утверждать, что детско-родительские отношения обогатились совместной деятельностью: изготовление поделок, аппликаций, рисунков. У детей повысился уровень речевого развития: пополнения словаря, диалогическая  речь. Дети стали интересоваться  книгами, о чем свидетельствует частое посещение книжного уголка, индивидуально и мини группами.                                                              Дети проявили большой интерес при изготовлении заготовок ложек, кувшинов и последующей росписью «Хохлома» и «Гжель». Дети стали часто играть в настольно-печатные игры «Русские народные промыслы». Несколько девочек попросили родителей приобрести кукол в русских народных костюмах и с гордостью их демонстрировали другим детям при этом называя во что одеты их куклы (сарафан, кокошник) что позволяет сказать о том, что любовь и интерес к культуре своего народа у детей возрос.

   Наша работа была направлена на формирование думающего, чувствующего, любящего свою Родину человека. Воспитывать в детях гордость  за свою страну и её народ. Учитывая все вышесказанное мы считаем, что достигли цели проекта  поставленной перед собой.

      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...