Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через песни военных лет.
статья (подготовительная группа)

Дударева Любовь Елиферьевна

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной  речи начинается с малого

– любви к своей семье, к своему жилищу,

к  своему     детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к   родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

(Д.С.Лихачёв)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskaya_statya_dudarevoy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Дударева Л.Е.

                                                        музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с «Дениска»

                                                         

Развитие патриотического воспитания у детей  дошкольного возраста через песни военных лет.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной  речи начинается с малого

– любви к своей семье, к своему жилищу,

к  своему     детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к   родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

(Д.С.Лихачёв)

      Глубокий,  творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней, истории Родины на примере военных песен.  

     Одним из  направлений духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем дошкольном образовательном учреждении является гражданско-патриотическое воспитание. Работа по данному направлению решается через музыкальные занятия, праздники, экскурсии в воинскую часть.  На музыкальном занятии дети знакомятся с гимном России, с разнообразием природы нашей страны, различными профессиями, а так же песням военных лет.

      Центральным, стержневым моментом является праздник посвящённый Дню Защитника Отечества,  Дня  Победы,  что оказывает наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к патриотическим праздникам на музыкальных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши, разучиванию и исполнению песен  военных лет.

     В суровое военное время, в годы Великой Отечественной Войны песня была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердце каждого советского человека. Много музыкальных произведений появилось в дни войны. И все они принадлежат разным жанрам. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.

     Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.

"В землянке"

(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.      

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,      

Как тоскует мой голос живой.  

Ты сейчас далеко, далеко,      

Между нами снега и снега.      

До тебя мне дойти не легко,    

А до смерти – четыре шага.    

Пой, гармоника, вьюге назло,  

Заплутавшее счастье зови.      

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.        

                   

     Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта... Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.

На фронтах Великой Отечественной войны "Землянку" пели по-разному. Появились десятки вариантов текста. Были сложены и многочисленные песни-ответы на это музыкальное письмо с фронта. "Землянка", подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.

     Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием исполняют такие песни: «Три танкиста»,  «Синий платочек», «Алёша», а полюбившуюся песню «Катюша» исполняют  даже дети  младшего возраста.  

     Все свои полученные знания и умения дети  используют на праздновании  Дня Победы. На праздники принято приглашать гостей, а гости - это не только родители, но и военнослужащие,   дети войны и конечно ветераны Великой Отечественной войны.                

     Наши воспитанники  не только принимают гостей у себя в детском саду, но с концертными номерами (песнями военных лет) выезжают в организации:  Дворец железнодорожников, дом ветеранов, частые гости воинской части 98552. Надев военную форму, дети глубже воспринимают содержание песни, активно выражают свои чувства, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления. Ветераны и труженики тыла эмоционально воспринимают песни военных лет в исполнении детей, часто на их глазах выступают слезы.

Исполняя песни военных лет, дети дошкольного возраста глубже воспринимают трагедию людей прошедших войну, выражают свои чувства, настроение, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему. Становятся настоящими патриотами своего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»...

Статья для педагогов "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста через познавательное развитие"

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сфо...

План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»

Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...