ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
статья (средняя группа) на тему

Семилетова Галина Дмитриевна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Комсомольский детский сад «Ромашка»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

ДОКЛАД

средняя группа

автор

воспитатель:

Семилетова Г.Д.

Патриотическое воспитание дошкольников через познавательную деятельность

Отчёт по самообразованию в средней группе

Тема: «Люблю тебя мой край родной»

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная земля,-

Это всё называется родина,

Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землёю своею-

Здесь хорошие люди живут…

   Воспитание патриотизма у подрастающего поколения начинается с формирования у ребёнка любви и уважения к родителям, семье, людям, которые сопровождают его в первые годы жизни, к родному детскому саду, месту, где он родился и вырос. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой живёт человек, уважение культуре народов, её населяющих. Воспитывая в детях патриотизм, я поставила такую цель.

  Цель. Расширять представления детей о родном посёлке, культуре и традициях родного края. Продолжать формировать интерес к своему посёлку, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

  Задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, своему посёлку, области, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

  Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способность формированию нравственных чувств.

  В целом система и тематическая последовательность работы по патриотическому воспитанию детей  состоит следующим образом:

  • «Я и моя семья, мой дом, мой детский сад» и «Культура русского народа» - вторая младшая группа;
  • «Мой посёлок» и «Культура русского народа» - средняя группа;
  • «Мой край» и «Культура русского народа» - старшая группа;
  • «Моя страна» и «Культура  народов, проживающих в России» - подготовительная группа.

   В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи.

  1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

  1. Задачи физического воспитания.

Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно – патриотическим содержанием).

  1. Задачи трудового воспитания.

Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что – то для других. Труд с общественной мотивацией организовывается и в детском саду, и дома систематически. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы ребёнок понял значение результатов человеческого труда, рассказываю и показываю, например, как выращивают хлеб, но ещё в большей степени он осознаёт необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На подоконнике  в детском саду, дети совместно с воспитателем в горшочки садят лук, ухаживают за ним, наблюдают за его ростом, затем собирают урожай – плоды своего труда.

  1. Формирование бережного отношения к природе.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными в семье, помощь в работе на огороде взрослым, подкормка птиц в зимнее время, выращивание цветов, овощей и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному посёлку, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

 Методы работы с детьми были такими как:

  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике улицы и т.д.;
  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом и наблюдениями детей;
  • Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение);
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, и поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
  • Обогащение и стимулирование детского творчества;
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Систематически проводятся беседы о подвигах воинов, устраиваются тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, героев труда.

  Любой край, любой посёлок, село неповторимы . В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.  Мы живём в посёлке Комсомольск Тисульского района Кемеровской области.  Природа нашего посёлка поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие, раздольные луга и поля. Недалеко от Комсомольска в селе Макарак протекает река Кия. Летом отдыхать на берегу реки с удочкой в руках одно удовольствие. Она красива в любое время года.

  Наш детский сад находится в живописном месте. Его окружают высокие белоствольные берёзы. На детской площадке  ребятам не бывает скучно. Они наблюдают за красотой природы, любуются цветовой гаммой деревьев в разное время года.

  Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, подвожу к пониманию того, что их посёлок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.

  Чтобы познакомить детей с понятием «Родина», я вырабатываю у них представление о малой Родине. Моя цель: уточнить и расширить представление детей о том, что находится на главной улице посёлка. Знакомство с посёлком продолжали, посещая разные предприятия: это памятник погибшим в Великой Отечественной войне, администрация посёлка, аптека, почта, сбербанк, полиция, магазины, детский сад.

  Проводила беседы о том, что в нашем посёлке  существует традиция: 9 мая, в день победы, к памятнику приходят взрослые и дети, пожилые люди и ветераны войны, чтобы почтить память погибших минутой молчания.

  Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности. Они рисовали плакаты «На парад», делали аппликации « По улицам едут машины», занимались ручным трудом, из коробочек  изготавливали «Дома на нашей улице», конструировали из строительного материала дома, детский сад.

  Прогулки, экскурсии, беседы учат замечать то, что находится вокруг них. Уточняя знания детей  о настоящем и прошлом нашего посёлка, это – шахта по добыче золотой руды, золотоизвлекательный завод, я стараюсь использовать приём сравнения старого быта и современного. Организуя экскурсии по родному посёлку,  на природу, стараюсь построить их так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы, но и могли сделать для себя какие – то выводы, установить логические связи. Всё это не только способствует углублению интереса к своей семье, посёлку, области, но и развивает любознательность, умение размышлять, как сохранить то, что имеем. Беседуя с детьми о том , сколько гибнет ёлочек в лесу перед  празднованием Нового года, решили выпустить листовки  «Не рубите ёлочки в лесу», распространили их среди населения. Принимали активное участие в районном конкурсе рисунков под названием «Ёлочка  живи», где заняли первое место. В областном конкурсе детских рисунков о родном Кузбассе, также дети приняли активное участие, приуроченный к юбилею 70 лет Кемеровской области.

  В результате проделанной работы у ребят пробудился исследовательский интерес, любознательность, зажёгся огонёк любви к родному посёлку, родному краю, появились обширные и прочные знания. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и в НОД по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок.

По патриотическому воспитанию ведётся  работа с родителями. Выпуск газеты «Дружная семейка», родительское собрание «Семейные традиции», рекомендации для родителей, проводился праздник «Славим возраст золотой», с участием детей, родителей, а также бабушек и дедушек. Проводился областной конкурс рисунков «Бабушкины сказки», где наши бабушки с внуками  приняли активное участие и 4рисунка вышли победителями в районе и отправлены в область для третьего областного тура.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

   Если ребёнок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт. Тем самым будут проторены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.

   Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.

- Обращайте внимание ребёнка на красоту родного посёлка.

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

-  Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, аптеки. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

- Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

- Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

- Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа и т.д.

- Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

                                                                       

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2007.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2009.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2010.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2011.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2011.
  6. Журнал «ребёнок в детском саду» №4, 2003.
  7. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3, 2004.
  8. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2006.
  9. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3, 2006
  10.  Журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2008.
  11.  Журнал «Ребёнок в детском саду» №3, 2009.
  12. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6, 2009.
  13. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 1, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к ...