Программа углубленной работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет «Ее Величество сенсорика»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Изевлина Наталья Владимировна

Программа углубленной работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 402» городского округа Самара

443115, г. Самара, ул. Демократическая,31, тел.952-49-93 факс 925-62-07

e-mail: mdo-svetlyachok@yandex.ru

Программа углубленной работы по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет «Ее Величество сенсорика»

                                   Руководитель:

воспитатель Изевлина Н.В.

Самара 2019-2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы………………………………. 3

2. Пояснительная записка……………………………5

3. Учебно-тематический план ………………………12

4. Содержание изучаемого курса…………………....13

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………….................................17

6. Список литературы……………………………. …19

7. Приложения ……………………………………….20

Паспорт программы.

Наименование программы

Ее Величество сенсорика.

Руководитель программы

Воспитатель Изевлина Наталья Владимировна

Цель программы

Создание условий для развития и

совершенствования сенсорных процессов

(ощущение, восприятие, представление) у

детей 3-4 лет

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

 1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная

дошкольное образование

Ожидаемые конечные результаты программы

 Знать:

-шесть основных цветов спектра и их

названия, оттенки цветов и их названия,

систему цветов

-пять геометрических форм (квадрат, круг,

треугольник, овал, прямоугольник) и их

названия,

-вкусовые качества овощей и фруктов.

 Уметь:

-идентифицировать цвета, геометрические

фигуры, вкусовые особенности,

-подбирать предметы по образцу,

-группировать предметы по одному из

признаков (форма, цвет, оттенок, вкус,

величина),

-сравнивать оттенки цвета, предметы по

величине,

-чередовать предметы по величине,

-сопоставлять формы предметов с

эталонами формы, цвета предметов с

эталонами цвета,

-обозначать величину предметов словами,

-воспринимать и воспроизводить взаимное

расположение геометрических фигур на

плоскости с учетом их цвета и формы,

-находить зрительно фигуру по осязательно

воспринимаемому образцу,

-расчленять изображения предмета на

составные части и воссоздавать сложную

форму из частей,

-словесно описывать формы предметов.

 Владеть:

-приёмами обследования формы,

-действиями подбора по образцу,

-способами соотнесения предметов по

величине (наложение и приложение),

зрительно по осязательно

воспринимаемому образцу.

В ходе проведения углубленной работы создаются необходимые

предпосылки для формирования

психических функций, имеющих

первостепенное значение для возможности

дальнейшего обучения, развиваются

зрительный, слуховой, тактильный,

кинетический, кинестетический и другие

виды ощущений и восприятий.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Программа углубленной работы «Ее Величество сенсорика» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

2. Актуальность программы.

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития.

Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей в возрасте 3-4 лет.

Проведение углубленной работы «Ее Величество» для воспитанников 2-й младшей группы (возраст 3-4 года) преследует цель создания оптимальных условий для формирования у дошкольников полноценного восприятия окружающей действительности, способствующего дальнейшему развитию познавательной

деятельности.

3. Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью программы является то, что содержание курса объединено в семь тематических разделов, каждый из которых реализует свои задачи. Все разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (программа углубленной работы «Ее Величество сенсорика» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику и физкультминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно исходя из тематики занятий.

Также в данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы, направленных на взаимодействие ДОУ с семьёй.

4. Педагогическая целесообразность программы.

Основными принципами, заложенными в основу программы, являются:

- Принцип учёта возрастных особенностей детей (В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например, цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он     считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета).

- Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

- Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

- Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

- Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.

- Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи.

5. Цель программы.

Целью программы углубленной работы «Ее Величество» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей 3-4 лет.

6. Задачи программы.

Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:

- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;

-формировать представления о простейших перцептивных действиях

(погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:

- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия

(потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию

Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Ее Величество сенсорика»:

- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитание усидчивости, целенаправленности.

7. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Ее Величество Сенсорика» - 3-4 года.

С целью повышения результативности реализации программы предполагается проведение занятий по подгруппам в зависимости от уровня подготовки воспитанников. Состав группы одновременно работающих детей

может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и др.

8. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

9. Форма детского образовательного объединения: углубленная работа.

Режим организации занятий: образовательная деятельность в рамках программы углубленной работы проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 15 минут. Программа рассчитана на 32 учебных занятия.

10. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать:

-шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов,

-пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,

-вкусовые качества овощей и фруктов;

-уметь:

-идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,

-подбирать предметы по образцу,

-группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус,

величина),

-сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,

-чередовать предметы по величине,

-расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,

-сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с

эталонами цвета,

-обозначать величину предметов словами,

-воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,

-находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,

-словесно описывать формы предметов;

владеть:

-приёмами обследования формы,

-действиями подбора по образцу,

-способами соотнесения предметов по величине (наложение и

приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В результате реализации программы углубленной работы «Ее Величество сенсорика» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

11. Форма подведения итогов.

Оценка эффективности реализации программы углубленной работы происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:

-различать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше);

-различать предметы по форме (кубик, шарик);

-образовывать группы однородных предметов;

-выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);

Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале (Приложения 1, 2).

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Количество минут

1

Диагностика на начало учебного года

2

Шесть цветов и оттенков

11

2 часа 45 минут

2.1

«Спрячь мышку».

1

15

2.2

Лото «Цвет».

2

30

2.3

«Окраска воды».

2

30

2.4

«В царстве царя-Разноцвета»

2

30

2.5

«Магазин».

2

30

2.6

«Радуга».

2

30

3

Геометрические формы

10

2 часа 30 минут

3.1

«В царстве фигурок человечков»

1

15

3.2

«Кто где спит?»

2

30

3.3

«Гости»

2

30

3.4

«Найди предмет такой же

формы».

1

15

3.5

«Чудесный мешочек».

2

30

3.6

«Составные картинки».

1

15

3.7

«Какой формы предметы в

нашей группе»

1

15

4

Величина

5

1 час 15 минут

4.1

«Бусинки большие и

маленькие».

2

30

4.2

«Три квадрата»

1

15

4.3

«Достроим домики».

2

30

5

Вкусовые качества

2

30

5.1

«Кислое, сладкое, соленое»

2

30

6

Расположение фигур на

плоскости.

2

30

6.1

Орнамент

2

30

7

Диагностика на конец учебного года

Содержание программы углубленной работы «Ее Величество сенсорика»

№ п/п

Тема

Содержание

Методы

Работа с родителями

1

Диагностика

Выявление знания детей в области

сенсорных эталонов цвета, формы

посредством дидактического материала на

начало года.

Беседа.

Практическое  занятие

Индивидуальные беседы

по результатам

диагностики.

2

«Спрячь мышку»

Ознакомление детей с шестью цветами

спектра и их названиями. Обучение

идентификации цвет

Беседа.

Практическое

занятие

Анкетирование

"Вопросы сенсорного

развития и воспитания

дошкольников"

(Приложение 3).

3

«В царстве

Фигурок человечков».

Ознакомление детей с кругом, квадратом,

треугольником и их названиями.

Обучение приемам обследования формы –

обведению пальцем контура фигуры.

Беседа.

Практическое занятие

Консультирование по

проблеме сенсорного

развития вашего

ребенка по итогам

анкетирования "Вопросы

сенсорного развития и

воспитания

дошкольников".

4

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов.

Обучение выделению цвета с отвлечением

от других признаков предметов

Беседа.

Практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

5

«Кто где спит?»

Закрепление понятий: круг, квадрат,

треугольник. Ознакомление детей с

геометрическими формами и их

названиями: прямоугольник, овал.

Формирование у детей действия подбора по

образцу

Беседа.

Практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

6

«Гости»

Обучение группировке геометрических

фигур по форме с отвлечением от величины

и цвета.

Беседа.

Практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

7

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями:

«светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Беседа.

Эксперимент.

Практическое

занятие

Фотоотчёт по итогам

проведения занятий.

8

«Бусинки

большие и

маленькие»

Обучение детей чередованию предметов по

величине. Развитие моторики пальцев руки.

Показ, беседа,

практическое

занятие

Выставка изделий детей

(бусы на ёлку).

9

«Кислое, сладкое,

соленое»

Ознакомление детей с вкусовыми

качествами овощей и фруктов

Беседа,

практическое

занятие

Оформление

консультации «Игровая

деятельность в семье».

10

«Найди предмет

такой же формы».

Обучение детей сопоставлению формы

предметов с эталонами формы.

Беседа,

практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

11

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения

предметов по величине (наложение и

приложение), обозначению величины

предметов словами.

Беседа,

практическое

занятие

Консультация по

вопросу организации

дидактических игр в

домашних условиях.

12

«Достроим

домики»

Развитие и совершенствование глазомера

детей

Беседа,

демонстрация,

практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии

13

«В царстве царя Разноцвета»

Обучение сопоставлению цвета предмета с

эталоном цвета, классификации по цвету,

группировке оттенков

Беседа,

рассматривание,

практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

14

«Орнамент»

Обучение восприятию взаимного

расположения геометрических фигур на

плоскости с учетом их цвета и формы,

воспроизведению орнамента по образцу.

Рассматривание,

объяснение,

практическое

занятие

Выставка работ детей

(аппликация).

15

«Магазин»

Совершенствовать умение сопоставлять

формы предметов с эталонами цвета.

Беседа,

рассматривание,

практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

16

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов,

включая новый для них голубой цвет.

Рассматривание, беседа,

практическое

занятие

Выставка работ детей

(аппликация).

17

«Чудесный

мешочек»

Обучение нахождению зрительно фигуры

по осязательно воспринимаемому образцу

Рассматривание,

объяснение,

практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

18

«Составные

картинки»

Обучение расчленению изображения

предмета на составные части, воссозданию

сложную форму из частей.

Рассматривание,

обсуждение,

практическое

занятие

Выставка работ детей

(конструирование).

19

«Какой формы

предметы в нашей

группе»

Обучение зрительному обследованию

предметов в группе. Формирование умения

словесно описывать формы предметов в

группе

Рассматривание,

обсуждение,

практическое

занятие

Ознакомление с

программным

содержанием занятия,

индивидуальная беседа

о результатах работы

детей на занятии.

20

Диагностика на

конец учебного

года

Выявление знаний детей в области

сенсорных эталонов цвета, формы

посредством дидактического материала на

конец года.

Беседа.

Практическое

занятие

Индивидуальные беседы

по результатам

сравнительного анализа

мониторинга сенсорного

развития детей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.

При проведении занятий в рамках углубленной работы «Ее Величество сенсорика»предполагается использование следующих форм организации деятельности:

- фронтальная (занятия по подгруппам до 15 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин);

- индивидуальная.

2. Приемы и методы организации.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

-наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);

-словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;

-практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения  на кружке.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера

- прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами – прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры

3. Дидактический материал.

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала:

-Дидактические игры:

«Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.

-Картотеки:

«Геометрические фигуры», «Цвета».

-Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки

и т.д.

-Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):

игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

-Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.

-Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы.

-Конспекты занятий (Приложение 4).

4. Техническое оснащение занятий.

Для проведения занятий имеется следующее оборудование:

- DVD плейер,

- телевизор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Алимова С. В., Юдаева О. В. Особенности сенсорного развития

детей раннего возраста Педагогика: традиции и инновации: материалы VII

международной научной конференции (г. Челябинск, январь 2016 г.) / С.В.

Алимова, О.В. Юдаева. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для

воспитателей детского сада / Л. А. Венгер и др. – М. : Просвещение, 1998. –

144 с.

3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей

детского сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989. – 128

с.

4. Высокова Т.В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста:

программа, конспекты занятий. ФГОС ДО / Т.В. Высокова. - Волгоград:

Учитель, 2015. – 79 с.

5. Кудрявцева Е.А. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма.

Размер. Дидактические игры и упражнения / Е.А. Кудрявцева, М.А.

Пермякова. - Волгоград: Учитель, 2014г. – 16 с.

6. Петрова И., Лиханова Т. Методическое пособие. Сенсорное

развитие детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие / И.

Петрова, Т. Лиханова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012.- 64 с.

7. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные

занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет)/ И.С. Погудкина- СП.: Детство- Пресс, 2015. – 176 с.

8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста:

учебно-методическое пособие/ Ю.М. Хохрякова. - М.: Творческий центр

Сфера, 2014. - 128 с.

Список литературы для детей и родителей

1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки /

О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.

2. Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А.

Короткова. – М.: Обруч, 2012.- 176с.

3. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на

свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. –

232 c.

4. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. :

АСТ, 2016. – 160 с

Приложение 1

Педагогический мониторинг.

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же– не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка:

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.

1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2

Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия:

1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.

2. Фигуры – кубик и шарик.

Инструкция:

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их.

Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка:

3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.

1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.

0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3

Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция:

1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.

2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.

3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка:

3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, с заданием справился.

0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

высокий уровень-3 балла;

средний уровень-2 балла;

низкий уровень- 1 балл;

умение не сформировано-0 баллов.

Приложение 2

Форма протокола результатов мониторинга

сенсорного развития у детей 3-4 лет в__________учебном году

 в рамках программы углубленной работы «Ее Величество сенсорика».

Приложение 3

Анкета "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках реализации программы углубленной работы «Ее Величество сенсорика»» нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

 да;

 нет;

 не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

 считаю нужным;

 не считаю нужным;

 затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

 да;

 нет;

 не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

 информация отсутствует;

 есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

 я не обращаю внимание на информацию;

 информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

 наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

 высокий;

 средний;

 низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

 да;

 нет;

 не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего

ребенка?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 4

Конспекты занятий кружка

«Спрячь мышку»

Цель: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.

Обучение идентификации цвета.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине

белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех

же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы, белые

квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход: Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем

дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«В царстве фигурок-человечков»

Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки.

Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,

Ход: Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает названия этих фигур.

Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

«Лото «Цвет»

Цель: Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход: Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их.

Затем проводится игра. Воспитатель - ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если" ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

«Кто где спит»

Цель: Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: Демонстрационный: - больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки).

Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход: Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.

Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые).

Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки,  где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.

«Гости»

Цель: Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал: Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Ход: Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы - на лист бумаги с изображением овала.

«Окраска воды»

Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Материал: Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светлокрасной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Ход: Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

«Бусинки большие и маленькие»

Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: Шнурки, плоскостные бусинки.

Ход: Воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку.

Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Кислое, сладкое, соленое»

Цель: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Материал: Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о кусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал: Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч. Ход ОД: Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы - круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

«Три квадрата»

Цель: Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

Материал: Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.

Ход: Воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу-вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем

наложения их друг на друга при сравнении.

«Достроим домики»

Цель: Развитие глазомера детей.

Материал: 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина.

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в игру "Достроим домики". Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.

«В царстве царя-Разноцвета»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет.

Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

Ход: Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царяРазноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки – в синем домике, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

«Орнамент»

Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Материал: Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный:

листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см).

Ход: Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие - по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.

«Магазин»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал: Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зелёный, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».

«Радуга»

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Материал: Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.

Ход: Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.

«Чудесный мешочек»

Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому

Образцу

Материал: Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Ход: Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек.

Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.

«Составные картинки»

Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал: Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Раздаточный: фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники для фланелеграфа.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков.

Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве.

Затем дети выкладывают различные картинки на своих фланелеграфах.

«Какой формы предметы в нашей группе»

Цель: Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

Материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы в группе, определяя, какой они форма. Затем проводится игра: воспитатель называет какой-то предмет, ребенок самостоятельно определяет форму этого предмета

Например, какой формы зеркало, какой формы окно, шкаф и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Данный материал может помочь в организации планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младших возрастных групп. В работе представлен: теоретический материал по данному вопросу, практическая час...

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕГЛАВА 1  Теоретическое  обоснование  сенсорного  развития  детей  в  младшей  группе:...

Мастер – класс «Организация работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Мастер - класс для молодых педагогов дошкольных учреждений. Так же данный материал может использоваться на родительском собрании в ДОУ....

Программа кружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет «Её величество- Бумага».

Программакружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет«Её величество- Бумага»....

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...