доклад по ВКР
материал (средняя группа)

доклад по выпускной квалификационной работе "Сборник театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_vkr.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогически колледж»

ДОКЛАД

по теме ВКР: «Сборник театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста»

Разработала:

Качусова В.В.,

Студентка 41 ДО з/о группы

Заведующий МКДОУ Шипицинский детский сад Ермолаева Н.Ю

Согласовано_________

М.П.

Камышлов, 2020.

Оглавление

Вступление        3

Обоснование возможностей использования, структуры и содержания сборника театрализованных игр, направленных на обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста        5

1.1 Обоснование возможностей использования сборника театрализованных игр, направленных на обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста        5

1.2 Обоснование структуры и содержания сборника театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста        7

Заключение        10

Список литературы        11

Вступление

Язык − потенциальная система знаков. Сам по себе он не приходит в действие, он хранится в памяти каждого человека, он нейтрален по отношению к кипящей вокруг жизни. Речь − это действие и его продукт, это деятельность людей. Речь всегда мотивированна, т.е. вызвана обстоятельствами, ситуацией, она всегда имеет определенную цель, направлена на решение каких-либо задач.

С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими поколениями знания, которые составляют основу интеллектуального развития.

Согласно ФГОС ДО от 17.10.2013 №1115 раздел 2 п. 2.6. речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; также важным положением являются целевые ориентиры к результатам освоения ООП ДО, которые определяются в интеллектуальном развитииребенка дошкольного возраста.[15]

Согласно профессиональному стандарту педагога, педагог дошкольного образования должен: знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте,уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников[Ошибка! Источник ссылки не найден.]

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение родным языком, его словарным богатством как средством и способом общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей дошкольного возраста. Именно период  дошкольного детства является сензитивным к усвоению речи. В дошкольном возрасте ребенок очень активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и интересов. Если в этот возрастной период не будет сформирован определенный запас слов, то на более поздних этапах развития ребенка достичь этого будет сложно.

Т.А. Ткаченко говорила, что «повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка».

Целью данного доклада является: теоретически обосновать, разработать, сборника театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  • теоретически обосновать сборник театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста;
  • разработать и обосновать структуру и содержание сборника театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста;

Обоснование возможностей использования, структуры и содержания сборника театрализованных игр, направленных на обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

  1. Обоснование возможностей использования сборника театрализованных игр, направленных на обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста

В последние годы нарушение речи стало достаточно распространенным  явлением среди детей  дошкольного возраста. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны (это и физиологические – ухудшение здоровья детей, и  наличие двуязычия, так же причины компьютеризация современного мира – ограничивающее общение детей). На фоне нарушения речи у детей в большинстве случаев присутствуют не только нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, но в большинстве случаев  проявляются нарушения формирования лексики у детей, а именно ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, большие трудности вызывает подбор антонимов и синонимов, обобщающих слов, дети затрудняются в классификации предметов, выделении четвертого лишнего, а также большие трудности возникают при  актуализации словаря. Даже при правильном выполнении задания дети часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков. Именно поэтому, при организации педагогического воздействия, необходимо  проводить систематическую работу по развитию словаря.

Методы обогащения словарного запаса известны и активно используются в традиционной педагогике, но основой основ при обогащении словаря есть и остается – это общение. Это хорошо должны осознавать не только педагоги, но главное это должны понимать родители. Потому что  без общения не возможно, говорить об обогащении словаря. 

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра − это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Игра наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений.

Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.

Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Для развития детей пятого года жизни в театрализованной деятельности необходимо предоставить всем детям равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы:

  • содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
  • ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые;
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
  • подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях

Театральная работа в детском саду, организованная с учетом вышеизложенных принципов и методов, способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

  1. Обоснование структуры и содержания сборника театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена.

При разработке методического продукта дипломного проекта, сборника театрализованных игр, использовались различные формы организации деятельности, расширения субъектов взаимодействия и т.п.

Без специально организованного обучения, игра, направленная на обогащение словаря и жизненного опыта детей не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Разработанный сборник представляет собой театрализованные игры, которые выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Данный сборник театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста состоит из трех разделов «Театрализованные игры», «Театрализованные игры-ипровизации», «Сценки для праздников».

Цель создания сборника – отбор и систематизация театрализованных игр, направленных на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.

Сборник театрализованных игр должен состоять из следующих структурных элементов:

  1. титульный лист
  2. оглавление
  3. пояснительная записка
  4. содержание:
  1. название игры;
  2. педагогическая цель
  3. игровая задача
  4. оборудование к игре
  5. предварительная работа
  6. ход игры
  1. список литературы

Первый раздел «Театрализованные игры». В данном разделе представлены 7 театрализованных игр, направленных на расширение игрового опыта, активизацию и развитие словарного запаса, развитие позиции «артист», на самовыражения и самореализации ребенка. В данном разделе представлены театрализованные игры: конусный театр, театр масок, театр кукол Бибабо, игры-драматизации.

Второй раздел «Театрализованные игры-импровизации». В данном разделе представлены 4 театрализованные игры-импровизации, направленные на  эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Третий раздел «Сценки для праздников». В данном разделе представлены 3 театрализованные игры, имеют нравственную направленность это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Заключение

Развитие речи ребёнка – это довольно трудный и последовательный процесс на который оказывает влияние не только внутренние, но и внешние моменты развития, например такие, как общество, в котором воспитывается ребенок, его социальный и культурный статус. В дошкольном учреждении система развития речи, обогащение словарного запаса ребенка, умение пользоваться словами занимают важное место. Такая работа крайне важна и дошкольникам в этой области должно уделяться большое внимание. Без рaсширениясловaрногозапaсa невозможно развитие речи ребенка. Слово обеспечивaет содержание. Развитие словаря в дошкольном образовaтельном учреждении тесно связaно с познанием мира. Употребление новых слов выражает познания ребенка и его представление об окружающем мире.

Успех реализации сборника игр, как правило, означает получение всеми заинтересованными сторонами результатов, оправдывающих их ожидания, традиционно формулируемые в виде целей и требований. В случае если такие цели и требования сформулированы, критериями успешности сборника могут выступать количественные и качественные показатели, отражающие степень достижения целей сборника.

Так же стоит отметить, что подбор и систематизация игр соотносилась с планом работы воспитателя данной группы, с календарно-тематическим планом по образовательной области «Речевое развитие», учитывалась взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Также при подборе игр учитывалась предметно-пространственная развивающая среда создан уголок театра в средней группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, разнообразие комплектов одежды для театрализации, разнообразие масок для проигрывания сказок.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Развитие речи / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. -324с
  2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника /  А.Г. Арушанова. // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. -640с.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. - 114 с.
  4. Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Средняя группа. М.: Издательский центр Корифей, 2009.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования от 17.10.2013 №1115
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015)
  7. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...