конспект мероприятия "Города - герои Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Много лет прошло после Великой Отечественной войны, но все люди помнят и чтят героев, защищавших нашу Родину, особенно своих дедов и бабушек.  И каждый раз 9 Мая мы приходим к Вечному огню или на парад,или к памятным местам, испытывая чувство огромной благодарности к людям, отдавшим жизнь за наше счастливое будущее.

Наши ветераны надевают парадные мундиры, ордена и медали, а мы прикалываем георгиевские ленточки.

В наше мирное время каждый человек надевает себе на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим нашу  Родину. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34 «Золотой ключик»

города Северодвинска Архангельской области

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста «Города – герои Великой Отечественной войны» с использованием средств мультимедиа.

Номинация: «Память, которой не будет конца».

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Казунина Ольга Анатольевна,

Телефон 8-953-260-78-85

e-mail:

olga.kazunina2012@yandex.ru

Северодвинск 2020

                                                         Ликует, празднуя Победу,
                                                                           Мой город в зареве цветном,
                                                                         И на параде вместе с дедом
                                                                           Мы, взявшись за руки, идём.
                                                                              Дед помнит, как в лихие годы,
                                                                       За Родину он рвался в бой.
                                                                       Как ради жизни и свободы
                                                                    Погиб его земляк-герой.
                                                                            Как жгли фашисты наши сёла,
                                                                    Спалить хотели города…

Елена Раннева.

Цель: Познакомить детей с городами-героями, с событиями войны 1941-1945 гг.

Задачи:

  • Обогащать представления детей старшего дошкольного возраста о военном прошлом страны.
  • Формировать знания детей о подвигах целых городов, во время Великой отечественной войны.
  • Вовлекать детей в беседу во время рассматривания иллюстраций.
  • Воспитывать стремление интересоваться и самостоятельно получать знания о героическом прошлом страны у старшего поколения.

Предварительная работа: Экскурсии в музей боевой славы, целевые прогулки к памятным местам воинской славы, цикл занятий о войне «Защитники отечества», «Этих дней не смолкнет слава», военно-патриотическая игра «Зарница», сюжетно ролевые игры «Медсестры», подвижные игры «Переправа через мост», чтение художественной литературы художественная литература «В. Давыдов «Дозор», В. Высоцкий «Мой брат уехал на границу», заучивание пословиц и поговорок о войне, загадки, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

Иллюстрационный материал, видео презентация, телевизор и ноутбук для просмотра презентации «Города - герои», музыкальные композиции.

Мероприятие рассчитано на 30-40 минут.

Ход занятия:

Много лет прошло после Великой Отечественной войны, но все люди помнят и чтят героев, защищавших нашу Родину, особенно своих дедов и бабушек.  И каждый раз 9 Мая мы приходим к Вечному огню или на парад,или к памятным местам, испытывая чувство огромной благодарности к людям, отдавшим жизнь за наше счастливое будущее.

Наши ветераны надевают парадные мундиры, ордена и медали, а мы прикалываем георгиевские ленточки.

В наше мирное время каждый человек надевает себе на одежду Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим нашу  Родину. Надевая ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»

-Как вы думаете, кого можно назвать героем? (Ответы детей)

-Воспитатель: Герой – это почетное звание для человека. Но только в нашей стране есть Города – герои. Во время войны многие солдаты и офицеры совершали подвиги. Жители целых городов поднимались на великую битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание – Город-герой. После войны многим городам присвоены звания, «Города воинской славы».

Использование музыкальной композиции и художественного слова, вводной беседы обращенной к прошлому детей.

-Как вы думаете, кого можно назвать героем?

-Воспитатель: Герой – это почетное и уважаемое звание для человека. Но только в нашей великой стране есть Города – герои. Во время войны многие солдаты и офицеры совершали подвиги. Жители целых городов поднимались на великую битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание – Город-герой

Результат организационного момента - дети включились в занятие;

-у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ.

 1 слайд – Титульный

2 слайд - Почетное звание «Город-герой» утвердили в 1965 году в 20-летнюю годовщину победы советских войск в Великой Отечественной войне. Его давали городам Советского Союза, жители которых проявили героизм, стойкость и мужество в защите Родины в 1941-1945 гг. Участники сражений за город награждали медалями «За оборону», а в самом городе устанавливали обелиск. Городу-герою вручались высшие награды Советского Союза – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые изображались на его знамени.

3 слайд - Брест (крепость-герой) – 1965г. Волгоград (сталинград) – 1945г.

Керчь – 1973г. Ленинград (Санкт- Петербург) – 1945 г. Минск – 1974г.

Москва – 1965, Мурманск – 1985 г. ,  Новороссийск – 1973

 Одесса – 1945, Севастополь – 1945, Смоленск – 1985,  Тула – 1976 г.

 Киев – 1965 г.

(Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса были названы городами-героями в приказе верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 г., но официально получили это звание в 1965 году)

Почётного звания удостоились 12 городов и одна крепость.

4 слайд – Карта города – герои

5 слайд – Бресткая крепость, первой принявшая удар немецко - фашистских войск, один из самых ярких символов мужества на войне. Потери немецкой армии только на подступах к Бресту за первую неделю боёв были колоссальными. Обычными боевыми средствами взять Брест не удалось. Для уничтожения защитников гитлеровцам пришлось использовать особые виды вооружения: тяжёлые авиабомбы и крупнокалиберные орудия. Гарнизон крепости под командованием капитана И.Н. Зубачёва и полкового комиссара Е.М. Фомина неделю сдерживал натиск целой пехотной дивизии, которую поддерживали артиллерия и авиация. Сборным пунктом для защитников крепости стали казармы «Дома офицеров», где обсуждался план прорыва немецкого окружения, создавались боевые группы. К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости, кроме участка казармы «Дома офицеров» возле Брестских ворот цитадели, казематов в земляном валу и расположенного на Кобринском укреплении «Восточного форта». Его обороняли 400 бойцов под командованием майора П.М. Гаврилова. Последних защитников крепости пленили 26 июня, однако окончательно зачистить её немцам удалось лишь 30 июня и только из-за начавшихся пожаров.

6 слайд – Минск, находился на острие атаки гитлеровских войск, и в первые же дни войны его опустошили налёты немецкой авиации. Город был захвачен на шестой день военных действий, 28 июня 1941 г. Началась тяжёлая и кровавая трёхлетняя оккупация белорусской столицы. За это время город лишился трети жителей и превратился в пепел и руины. Минск окружали концентрационные лагеря, где под зверскими пытками погибли сотни тысяч советских граждан.

7 слайд – Киев. Отвага и мужество героев защитников остановили вражеское наступление на первой линии укреплений города. Взять Киев с налету фашистам не удалось. Однако 30 июля 1941 г. фашистская армия предприняла новую попытку штурма города. Десятого августа ей удалось прорвать оборону на его юго-западной окраине, однако совместными усилиями народного ополчения и регулярных войск удалось дать достойный отпор противнику. К 15 августа 1941 г. ополчение отбросило гитлеровцев на прежние позиции. Потери врага под Киевом насчитывали больше 100 000 человек. Больше прямых штурмов города гитлеровцы не предпринимали. 

8 слайд – Керчь. Керчь – город в восточном Крыму, на берегу Керченского пролива. В мае 1942 года после ожесточённых боёв враг окончательно захватил Керчь. За почти двухлетнюю оккупацию жители столкнулись с настоящей лавиной террора: почти половина горожан погибла, тысячи были замучены или угнаны на принудительные работы в Германию. Тысячи советских военнопленных были убиты. Но жители города нашли в себе силы сопротивляться захватчикам: многие присоединялись к остаткам советских войск, укрывшихся в Аджимушкайских каменоломнях. «Керченский Брест» – так называли люди легендарный Аджимушкай за подвиг 170-дневной его обороны с мая по октябрь 1942г.

9 слайд – Одесса. Одесса с первых же дней войны по существу оказалась прифронтовым городом. Ожесточенные бои на дальних подступах к Одессе развернулись в начале августа 1941 г. С 8 августа город был объявлен на осадном положении. 10 августа враг начал штурм одесских укреплений. Ожесточенное наступление вражеских сил отражали войска Отдельной Приморской армии, части и корабли Черноморского флота. В конце августа Одесса оказалась в глубоком вражеском тылу. Несмотря на многократное превосходство в живой силе и технике, трехсоттысячная группировка противника вынуждена была в течение 73 дней топтаться у стен города. Черноморский флот обеспечивал морские сообщения и прикрывал Одессу с моря.

10 слайд – Новороссийск. Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска, длившаяся 393 дня (дольше в этой войне оборонялся только Ленинград). Глубоководная бухта Новороссийска – самая удобная на Чёрном море. Немцам важно было захватить советские боевые корабли и прорваться на юг, к Кавказу, где была нефть. Сдержать врага на подступах к городу не удалось, и бои закипели на улицах Новороссийска. Защитники города были ослаблены в боях, противник превосходил наши силы в артиллерии, танках и пехоте почти в 4 раза. Казалось, положение было безнадёжным, но наши войска героическим усилием остановили захватчиков на Сухумском шоссе, закрыв путь на Кавказ.

11 слайд – Севастополь. Одним из самых стойких городов Великой Отечественной войны по праву считается Севастополь, который выдержал ожесточённые атаки врага и осаду 250 дней. Уже в первые часы войны гитлеровские захватчики пытались нанести мощный авиационный удар по Севастополю и Черноморскому флоту Город стоял на пути к нефтеносным районам Кавказа. Кроме того, Крымский полуостров, на котором расположен город, был важен как база для авиации. Советское командование сосредоточило на обороне этого района все усилия. Фашистская атака была успешно отражена. С октября 1941 г. город объявили на осадном положении.

12 слайд – Волгоград (Сталинград). Именем этого города названо самое значимое и грандиозное сражение XX века – Сталинградская битва. События 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг. изменили ход истории: немецко-фашистская «военная машина» была сломлена. В октябре 1941 года началось строительство четырёх оборонительных рубежей, жители вступали в ополчение. В августе 1942 года войска неприятеля прорвались к Волге севернее Сталинграда. На защиту города встали рабочие. Городская милиция, моряки Волжской военной флотилии. Курсанты военных училищ. После налёта вражеской авиации начались пожары, из разрушенных нефтехранилищ горящая нефть вытекала в Волгу. В тяжёлых условиях проходила эвакуация населения и предприятий. В сентябре вспыхнули ожесточённые уличные бои. Но советские войска героически удерживали позиции вдоль берега Волги и господствующую высоту – Мамаев курган.

13 слайд – Смоленск. Город-герой Смоленск оказался на пути основной атаки немецких войск, которые рвались к Москве. Битва за город с июля по сентябрь 1941 г. Стала одной из самых яростных в первые месяцы гитлеровского наступления. В Смоленском сражении было уничтожено солдат и офицеров вермахта больше, чем за первые два года Второй мировой войны. Советская армия впервые использовала боевую артиллерийскую машину «Катюша»: под её огнём гибли целые дивизии, взрывалась вражеская техника. Именно в Смоленской битве нашим войскам сопутствовал первый крупный успех: под городом Ельня советские воины уничтожили 5 фашистских дивизий. Гитлеровский план «молниеносной войны» (блицкриг) был сорван. Сопротивление Смоленска дало Москве время подготовиться к наступлению врага.

14 слайд – Тула. Это один из городов-героев, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. Немцы стремительно продвигались к Туле. В этой трудной ситуации к городу перебросили дополнительные силы. Наши танковые войска под командованием маршала М.Е. Катукова умело сдерживали противника на подступах к Туле. Но вскоре тяжёлая обстановка сложилась под Москвой, и командование перевело бригаду Катукова к столице. Тула стала прифронтовым городом. Создавались рабочие истребительные отряды под командованием капитана А.П. Горшкова и шахтёра Г.А. Агеева, город опоясали ленты окопов, внутри отстроили укреплённые районы – почти все работы выполняли женщины и подростки. Одновременно эвакуировали оборонные заводы. Атаки немцев были ожесточённые и сильными, многие защитники Тулы погибли, но пробить оборону враг не смог

15 слайд – Москва. Среди городов-героев наша столица занимает особое место. Именно в битве под Москвой весь мир увидел первое в истории поражение III Рейха. Эта битва продолжалась около 7 месяцев, с сентября 1941г. По апрель1942 г. Германское командование разработало масштабный план «Барбаросса» по атаке на Москву, направило к городу мощную группу войск «Центр», больше половины своих танковых и моторизованных дивизий, захватило небо над полем сражения. Но даже в такой сложной обстановке советское командование составило шесть резервных армий и выдвинуло их к Москве.

16 слайд – Ленинград (Санкт-Петербург). В ряду городов-героев Ленинград стоит на особом месте – он единственный пережил блокаду (872 дня), но так и не сдался врагу. Летом 1941 г. немецкие войска начали сжимать кольцо вокруг Ленинграда. Маршалу Г.К. Жукову удалось остановить продвижение фашистской армии, но враг решил взять Ленинград осадой и перерезал дороги и железнодорожные пути к городу. Сообщение с ним шло только по воздуху и через Ладожское озеро. Путь по воде, а зимой – по льду был назван «Дорогой жизни». С ноября 1941 г., когда началась голодная блокада, по нему доставляли продукты, лекарства, боеприпасы и вывозили больных и раненых. Жители и защитники Ленинграда заплатили страшную цену за удержание города: по разным оценкам, погибло более половины жителей, причём только 3% - в боевых действиях, а 97% - от голода. С 1942 года каждый день умирало 4тысячи человек. "Монумент героическим защитникам Ленинграда Обелиск «Городу-герою Ленинграду»

Морозы в первую зиму были суровыми, а отопление в домах не работало. Несмотря на колоссальную смертность, истощённость войск и населения город всё-таки выстоял. После тщательной подготовки 12 января 1943 г. началась решающая битва. Советские войска преодолели сплошные проволочные заграждения, минные поля, насыпные валы, несколько линий окопов и смогли разбить фронт в двух местах. В армии противника началась паника, гитлеровцы спешно перебрасывали к городу войска с других участков фронта. Но безуспешно. 18 января блокада Ленинграда была окончательно прорвана.

17 слайд – Мурманск. Город-герой Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не сдался гитлеровским войскам несмотря на сокрушительные атаки 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки. Гитлер хотел захватить этот важный порт, чтобы отрезать поставки продовольствия от стран-союзниц для СССР. Операцию захвата немецкие войска хотели провести в несколько дней, но город почти 40 месяцев сопротивлялся атакам врага. За время войны Мурманск был полностью разрушен: сохранился лишь порт и три каменных здания в центре. Вражеские войска использовали смешанные атаки: сбрасывали зажигательные бомбы, а после обстреливали район осколочными снарядами, чтобы помешать борьбе с огнём. Но город выстоял и, обороняясь, продолжал принимать корабли союзников. В октябре 1944 года началась крупная наступательная операция советских войск в Заполярье

18 слайд – Используемые интернет –ресурсы:

Воспитатель: Сегодня мы узнали о подвигах не только солдат, но и мирных жителей во время Великой Отечественной войны.

Приближается праздник Победы. Вы достойны того, чтобы в этот светлый праздничный день носить на своей груди символ Победы – георгиевскую ленточку. (детям вручается коробка с ленточками) Помните это символ победы к нему необходимо относиться бережно и с уважением.

- У некоторых из вас может быть есть родственники, которые тоже воевали, кто-то из них ещё жив. Не забудьте поздравить их с праздником Победы. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему "спасибо" за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о трудной Победе.

Дети стараются отвечать на вопросы полным ответом. Оценивают свою деятельность, выражают свое отношение к результату деятельности.

В качестве физкультминутки мальчики показали танец «Бравые солдаты», а девчонки спели песню про войну.

Место проведения: МАДОУ ЦРР Детский сад № 34 «Золотой ключик» Южная д.24 группа «Пчёлка»

Используемые интернет – ресурсы:

1. http ://www.nn.by/photos/z_2014_03/brest.jpg Брестская крепость 2.http://blog.dp.ru/images/post/158/030.jpg плакат «Отстоим Москву» 3.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/79/104079854_Ashampoo_Snap_20130816_13h06m49s_011_.jpg разрушенный Сталинград http://waffen.ucoz.ru/_nw/10/24467.jpg сражение под Прохоровкой 4.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/b/bb/Soviet_flag_on_the_Reichstag_roof_Khaldei.jpg взятие Берлина Изображения памятников: 5.http://t.foto.radikal.ru/0705/ac/fc183a125695.jpg Брестская крепость 6.http://education.simcat.ru/vschool9/img/1265656822_dbsk_06.jpg герои-панфиловцы 7.http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Ruins_of_mill_Volgograd.jpg мельница в Сталинграде 8.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/43/576/43576363_memorialnuyy_kompleks_kurskaya_duga3.jpg памятник Г.К.Жукову мемориальный комплекс «Курская битва» 9.http://s019.radikal.ru/i638/1205/35/659551361da2.jpg воин-освободитель в Трептов-парке Берлина Источник шаблона: Зинина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда. Сайт: http://pedsovet.su/. Фотографии: 10.http://s50.radikal.ru/i128/1103/58/1dc96fabd179.jpg орден Ленина 11.http://media.vorotila.ru/ru/items/t1@10437e17-2dc9-42fa-846c-3ae750b28bcd/Vysshie-stepeni-otlichiya-SSSR-Zvanie-Geroya-Sovetskogo-Soyuza-i-medal-Zolotaya-Zvezda.jpg золотая медаль http://sevastopol.net.ua/sev/uploads/images/pix1/02.jpg 12.http://pics2.pokazuha.ru/p442/b/p/5294005ipb.jpg 13.http://pics2.pokazuha.ru/p442/1/l/6334224bl1.jpg http://s5.uploads.ru/0KZ1t.jpg 14.http://s03.radikal.ru/i176/1105/61/050aeecac85f.jpg 15.http://www.krasfun.ru/images/2012/5/5f54b_voyna-0002.jpg 16.http://i.sunhome.ru/foto/140/stalingrad.jpg http://k12.kn3.net/03DB3DE1B.jpg http://ist1-4.filesor.com/pimpandhost.com/3/4/4/6/34462/1/3/m/P/13mPM/ber36.jpg http://raax.ru/wp-content/uploads/2013/05/odessa_posle_voiny.jpg http://club443.ru/uploads/127/post-1262876890.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы на тему «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев».

: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6- 7 лет по теме «Герои Великой Отечественной войны. Лётчик А. П. Маресьев». Интеграция образовательных областей: ...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе: «Братчане герои Великой Отечественной войны»

Конспект НОД по нравственно - патриотическому  воспитанию в подготовительной группе: «Братчане герои Великой Отечественной войны»Подготовила воспитатель Смирнова Ю.Д. 2 кв.кат...

План-конспект НОД по изодеятельности На тему: «Портрет героя Великой Отечественной Войны 1941-1945г.»

С помощью изобразительного искусства почувствовать и передать в рисунках величие духа людей военного поколенияПродолжать знакомство с жанрами изобразительного искусства - портрет. Вызвать интерес к по...

Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...

Конспект «Подвиг героев Великой отечественной войны»

Цели: Образовательная: 1. Познакомить детей с событиями, происходящими в годы Великой Отечественной войны; 2. Рассказать о бое у Москвы; 3.Совершенствовать знания дошкольников о г...