Отчет по теме самообразования 2020гг.
материал (младшая группа)

Эшенбренер Лариса Леонидовна

Отчет по самообразавыания на тему "Нетрадиционные техники рисования с младшими дошкольниками"за 2019-2020 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2019-2020gg.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя группы №7

МАДОУ ЦРР д/с№76 за 2019-2020

                                                             

                                                                                             

                                                                                                                  Воспитатель:  Эшенбренер Л.Л.

Калиниград

Отчет по самообразованию Эшенбренер Л.Л.

За 2019-2020 уч. год.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

  Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:

Я считаю, художественно-эстетическое развитие младших дошкольников напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и для этого использование нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Ведь нетрадиционная техника включает в себя необычные приемы, не требующие особых усилий. У ребят появляется интерес к рисованию. Снимает у малышей страх и неуверенность, что ничего не получится. Развиваются такие качества, как внимательность, усидчивость, аккуратность, желание довести начатое дело до конца, гордость за результаты своего труда.

           В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами и т. д.      

Поэтому считаю, что творчество, развитие творчества - одна из главных задач эстетического  воспитания.

Я определила цели и задачи своей работы:

- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

-Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

-Формировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- Владение дошкольными простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

- Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Развитие внимания и усидчивости;

-Развитие изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

        Работая в этом направлении, я все больше убеждаюсь, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые   положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.

           Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

1.Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2.  Лыкова И.А., Изобразительная деятельность  в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

3. И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников», Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2004г.

4. А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. «Академия развития- Академия холдинг».

5. Лебедева Е.Н. Использование в форме изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. -М. Классный стиль, 2004.

 ( Электронный ресурс :http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml)

6.  «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд. «Творческий центр Сфера», 2005

7.  И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд. «Карапуз-Дидактика».

2. Практический этап.

- Изучение методик и технологий педагогов в интернете. Изучение опыта педагогов ДОУ.

-Создание предметно-развивающей среды в группе.

-Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

- Работа с родителями: консультации, мастер-классы, собрания, мероприятия и т.д.

- Выставки детских и совместных работ.

                              Отчёт по теме самообразования:

          В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом. Давайте  вспомним  притчу о «зарытых талантах». Действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя самим. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

        Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.  В этом году,  моя работа заключается в том, что я использовала  нетрадиционные  техники в рисовании во 2 младшей группе (Рисование пальчиками и ладошками, ватными тампонами и палочками, вилками и т.д.)Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Пополнили уголок ИЗО нетрадиционными материалами: ватные палочки, вилки, салфетки и т.д.

           Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности, вызывают у детей желание рисовать; дети становятся более раскованными, уверенным; у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность.   Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно  рисовать - чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе:

 репродуктивном:  

-   изучала необходимую литературу, изучала опыт коллег, искала новые технологии;

–  велась активная работа с детьми по ознакомлению и обучению нетрадиционным техникам рисования,  ознакомила  с различными средствами выразительности. Познакомила  с некоторыми техниками родителей малышей.

- на втором этапе: 

– конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Мною были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Совместная деятельность родителей и детей (с учетом  короновируса и режима  самоизоляции)

Использовала такие методы, как

-наглядные,

-словесные,

-практические,

-игровые.

           В начале года оформила новый уголок для готовых работ детей и организации выставок. Приобрели папки, в которые в течение года собирали детские рисунки.

           Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Поэтому, на занятиях  и в свободное время использовала следующие нетрадиционные техники рисования:

1. Рисование пальчиками ладошкой.

2. Рисование пухлыми красками (гуашь, ПВА, пена для бритья).

3. Рисование поролоном, ватными тампонами и палочками.

4. Рисование вилками.

5. Рисование пластилином.

6. Печатание штампами (колпачками, штампы из овощей).

7. Выдувание мыльными пузырями.

         Для родителей подготовила несколько консультаций, анкеты,  буклеты, а так же были  проведены мастер-классы.

          Мною были составлены конспекты занятий по нетрадиционному рисованию              («Солнышко лучистое», « Елка новогодняя», «Пасхальные яйца»,  «Российский флаг»,

«Флажок к 1 Мая» и т.д., ).  Подготовлены папки  детских рисунков для родителей,  создан альбом с творческими работами детей «Вот как мы рисуем!»

           Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.

Перспективные планы  на следующий год:

     1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).

  1. Продолжать изучать новинки методической литературы;
  2. Продолжить работу по внедрению   новых техник рисования по данной теме, согласно возрасту воспитанников;
  3. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников и проведение мастер-классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...

Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»....