Полысаево-Кузбасса милый уголок
материал (старшая группа)

НОД в форме квест- игры по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_polysaevo.docx80.95 КБ

Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/12/s_5bc0260f63821/967934_1.jpeg

НОД в форме квест-игры по нравственно-патриоическому воспитанию

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                     

                                                        г. Полысаево

                                                               2020 г.

Интеграция  образовательных  областей: познавательное  развитие,  социально-коммуникативное  развитие,    речевое  развитие,  физическое  развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Цель: Сформировать знания детей о  малой Родине, воспитать любовь к родному

городу Полысаево.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие».

  • Закреплять знания детей о памятных местах родного города.
  • Развивать  способность  к  моделированию  пространственных  отношений  между объектами  в  виде  схемы,  самостоятельно  передвигаться  в  пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
  • Развивать  в  игре  сообразительность,  умение  самостоятельно  решать поставленную задачу.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

  • Формировать умение действовать по предложенному им плану.
  • Уточнить и расширить представление детей о родном городе, где родился, где он живет.
  • Знакомить с понятием «малая Родина».
  • Закреплять знания детей о гербе города Полысаево.
  • Воспитывать любовь к Родине, родному городу.

Образовательная область «Речевое развитие».

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Формировать  умение  аргументировать  свои  высказывания,  строить  простейшие умозаключения.
  • Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дидактической игры,
  • Активизировать словарь по теме.

Образовательная область «Физическое развитие».

  • Выполнять  упражнения  ритмично,  в  определѐнном  темпе,  добиваясь выразительности их выполнения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

  • Продолжать  знакомить  с  архитектурой,  закреплять  и  обогащать  знания  детей  о том, что существует здания различного значения.
  •  Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям.
  • Воспитывать  самостоятельность,  побуждать  к  творческому  применению  ранее усвоенных способов изображения в творческом конструировании.

Материалы  и  оборудование:  картинки  с  изображениями достопримечательностей  города  Полысаево  и  города  Москвы,  мозаика  с

изображением  герба  Полысаево ,  стрелочка  из  картона,  схемы  улиц  города,

сумочка.

Раздаточный материал: макеты с достопримечательностями города, цветы

Предварительная  работа:  экскурсия  по  улицам  города  Полысаево;  

  оформление  уголка  по  патриотическому  воспитанию;

рассматривание фотографий достопримечательностей города; заучивание стихов,

поговорок, пословиц о родном крае; беседы о родном городе, о Родине; рисование

на тему «Мой город».

Словарная  работа: Россия,  край,  флаг,  герб,  «малая»  и  «большая»  Родина,

«полысаевцы»,  стела, памятник, аллея Славы,  квест - путешествие.

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о своей малой родине, называют ее, активно вступают

в диалог, участвуют в игре; называют достопримечательности  родного города.

Используемые методы во время НОД:

1.  Словесные: беседы  по  теме  (малая  Родина),  чтение  стихотворения, ситуативный разговор, проблемные ситуации.

2.  Игровые: сюрпризный  момент  –  путешествие  с  помощью  стрелочки,  игры:

«Собери  герб  Полысаево»,  «Найди  достопримечательности  города  Полысаево»,  «Кто  больше  выделит  признаков  города»,    «Хорошо  –  плохо»,

 «Часть – целое».

3. Практические: изготовление макета «Улица будущего».

Ход НОД:

Ребята, вы уже знаете, что на земле существует много стран – больших и маленьких. Как называется страна, в которой мы живем? Кто знает, какая страна самая большая? (ответы детей).

Самая большая страна в мире – Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. Показать границы России на карте.

Ребенок читает стих.

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Ребята, скажите, как называют людей, которые живут в России? (Россияне).

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Воспитатель: Ой, ребята, на наш телефон пришла смска с неизвестного номера

-Давайте посмотрим, что в ней написано?

(Ребятам «_______________» группы .) (От Исследователя.)

- Читаю СМС: «Здравствуйте, ребята, я Исследователь. Я исследую разные города. Я увидел ваш город на карте Кемеровской области с интересным названием. И мне так интересно стало узнать о вашем городе: где он находится, какие люди живут и работают в нем, о достопримечательностях города, о гербе города, о природе? Попробуйте узнать и всё мне рассказать. Успехов вам!».

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем ответить на вопросы исследователя и рассказать ему про нашу «малую Родину».

(Фланелеграф с картой мира, картой России, картой Кемеровской  области.)

В России много областей: Московская, Томская, Новосибирская, Омская, Тверская и т. д.

 А в какой области живем мы с вами? (Кемеровской). Показать границы Кемеровской области на карте , предложить показать 2 – 3 детям.

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это все называется Родина,

Дорогая, родная земля!

Даже солнце здесь греет теплее,

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут!

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к карте. Посмотрите на нее – это карта мира, где графически изображены разные страны (разным цветом), города, реки, озера, океаны (синим цветом). Покажите, где на карте мира расположена наша страна. (Индивидуальный показ ребенка.)

- Правильно. Россия самая большая страна в мире.

А как называется столица нашей «большой Родины»?

Дети: Столица нашей «большой Родины» называется Москва.

Воспитатель: Покажите и обозначьте город Москва флажком с изображением герба данного города.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это карта России. На ней много разных маленьких и больших областей, округов (показ детям). Давайте, найдем на ней Кемеровскую  область.

Дети: (показ на карте России).

Воспитатель: Как называется наш областной город?

Дети: Наш областной город называется Кемерово.

Воспитатель: Давайте его покажем и обозначим флажком с изображением Герба города Кемерово.

(Дети показывают город Кемерово и обозначают его.)

Воспитатель: А теперь посмотрите на карту Кемеровской  области.

- Кто знает, где находится город Полысаево на этой карте?

- Покажите.

(Индивидуальный показ ребенка.)

- Ребята, а как называются люди, живущие в городе Полысаево?  

Дети: Люди, живущие в Полысаево  - полыса́евцы.

Есть добрый городок,
В котором я живу,
Где солнечный поток,
Пронзает синеву,
Где птицы на заре
Кричат: «Пора, пора»
И в школы в сентябре
Спешит вновь детвора.
Над землёю рассветное зарево,
Лёгкий ветер прозрачен и свеж,
Кто назвал так тебя – Полысаево?
Полысаево – город надежд.

Воспитатель: Итак, мы указали на карте мира - нашу большую страну Россию и её столицу Москва, на карте России – Кемеровскую  область и её областной город и на карте Кемеровской области  показали наш город Полысаево.

Воспитатель:  Наш город таит множество загадок, чтобы их отгадать я предлагаю вам  отправимся в квест – путешествие по городу Полысаево, но не на поезде и не на самолете, мы пойдем пешком, а путь нам укажет вот эта стрелочка. На  каждой  остановке  мы  будем  находить  части  мозаики  и  складывать  в  нашу сумочку, а в конце путешествия мы эти части сложим, и    узнаем, что изображено на мозаике.

Все вместе: Стрелка, стрелка покажи

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель: И наша первая остановка «Разминка»

1.Как называется наша страна? (Россия)

2. Как называется наш город? (Полысаево)

3.  Как называются жители нашего города? (Полысаевцы)

4. На берегу, какой реки стоит наш город? (на правом берегу реки Иня приток Оби)

5. В нашем городе четыре красивых фонтана, давайте вспомним как они называются?

6. Какой транспорт есть в городе Полысаево?

Получаете первый кусочек мозаики.

Воспитатель:

Итак, движемся дальше.

Все вместе: Стрелка, стрелка покажи

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель:

И наша 2-ая остановка: «Памятные места города Полысаево».

Ребята, на столе лежат картины с изображением достопримечательностей города Полысаево  и и  других  городов.  Вам  нужно отобрать  что лишнее,  картины, которые не относятся к  достопримечательностям нашего города. Вам нужно отобрать в левую сторону картины с изображением достопримечательностей города Полысаево, а в правою сторону картины с изображением достопримечательностей других городов.

(Воспитатель вместе с детьми проверяет правильно - ли отобраны картинки, дети по ходу называют каждую достопримечательность.)

Фонтан  на Аллее молодоженов

Центр города Полысаево, который в 2008 году был областной столицей празднования Дня шахтера, в конце августа украсит "Аллея молодоженов" и фонтан с гранитными чашами в виде сердец с обручальными кольцами.

Сквер Единый Кузбасс

Особенностью сквера является расположенные здесь гербы городов области. Они представлены на флагах, на именных мраморных тумбах, символизирующих единство Кузбасса. А гранитный шахтер, который обосновался напротив Союза городов, словно оберегает сквер, символизирующий мини-Кузбасс и главную профессию Кузнецкого края и города Полысаево – профессию шахтера.

Часовня Покрова Божией Матери в сквере Памяти

Часовню, в память о земляках, погибших на производстве, в боевых действия и катастрофах, в Полысаеве возводили поэтапно. К Дню шахтера-2006 построили и освятили здание часовни, установили купол и крест. Зимой 2007-го под куполом появился именной колокол.

Памятник землякам, погибшим во время ВОВ

В память о событиях Великой Отечественной войны по всей России, да и за её пределами воздвигнуты памятники солдату - освободителю. В больших городах - Вечные огни и мемориалы, в деревнях и селах - скромные обелиски тем односельчанам, которые не вернулись с Великой Отечественной войны.

Шахта Полысаевская

С открытия в 1939 году  шахты "Полысаевская" началась биография современного Полысаева. И не смотря на изменение статуса первого в городе угольного предприятия, полысаевцы с особым трепетом относятся к истории родной шахты.

Памятник шахтеру

На возвышении установлен гранитный шахтер – символ главной профессии нашего края – профессии угледобытчика.

Воспитатель:   Молодцы,   вы   справились  с  заданием,  и  за  ваши  старания получаете вторую   часть мозаики.

Воспитатель: Ну,  что  ж  мы  отправляемся  дальше  путешествовать,  обратимся  к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.

Стрелка, стрелка укажи.

3 остановка – «Любимые улицы нашего города»

А  теперь  я  предлагаю  вам    погулять  по  улицам  нашего  славного города.

Назовите самые длинные улицы нашего города. Как вы думаете, почему их так назвали?

Дети рассказывают про улицы города Полысаево. (______________________________)

Чтение стихотворения:

Мой город Полысаево – 

С тобой встречаю зарево,

Какой ты молодой,

 Любуюсь я тобой!

Красивые названия

У наших улиц есть:

На Тихой отдыхаю, 

На Вольной я гуляю,

А на Счастливой улице

Живу я много лет.

Название Янтарная – 

О многом говорит,

А улица Гранитная

Всегда меня манит.

Рубиновая улица,

Что алый свет зари.

Жемчужная, Речужная – 

И что не говори.

Есть улица Сосновая,

А так же Бирюзовая,

Алмазная, Курортная,

Кузнецкая, Донецкая.

А мне милей Церковная,   

Здесь благодать духовная – 

Витает Дух Святой,

В душе такой покой.

Здесь церковь православная

И звон колоколов.

А самое в ней главное – 

Христовая Любовь!

Мой город Полысаево,

С тобой встречаю зарево!

Другого мне не надо.

Жить в нём –  одна награда!

Молодцы ребята! Получайте еще часть мозаики за хорошие рассказы про улицы нашего города Полысаево!

Предлагаю выполнить физкультминутку

«Люблю  по  городу  гулять»  (координация  речи  с  движением)

Люблю по городу гулять, (ходьба на месте)

Люблю я улицы считать.  (поворот туловища вправо-влево)

Мира – раз, Тихая – два. (наклон вправо –влево)

Космонавтов – три. (наклон вперѐд)

А четыре – я живу в квартире. (приседание)

Пять - гуляю в парке я опять. (ходьба на месте)

Шесть – на речку я схожу, (поворот туловища , правая рука у лба)

На деревья погляжу.

Семь – Дворец Культуры наш, (поднимаются на носки, хлопают в ладоши)

Красив, огромен он сейчас

Восемь ѐлка – в Новый год.  (ноги на ш.п., упражнение «Маятник»)

Девять - повстречался мне, (поворот в стороны, рука у лба)

Памятник большой войне. (по стойке смирно)

Я тихонько постою

И цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр. (бинокль смотрим вверх, вниз, в стороны)

Фильм хороший посмотрю,

Очень город я люблю. (протянуть руки вперѐд)

4-я остановка  - и мы попали на наш современный стадион, где сейчас поиграем с мячом. Дидактическое  упражнение  «Кто  больше  выделит  и  запомнит  признаков  города»

Я буду начинать предложение,  а вы его заканчивайте.

Город  —  это  крупный  населѐнный  пункт,  потому  что…(в  нѐм  живѐт  много

людей).

В  городе  много  магазинов,  в  которых  продают  продукты  и  промышленные

товары, потому что …(для большого количества людей нужно много продуктов и

разных товаров).

В  городе  поликлиники    и  больница,  потому  что  …(когда   люди  болеет,  им

лечиться).

В  городе  строят  высотные  дома,  потому  что…..(в  одноэтажных  домах  нельзя

расселить всех людей в городе).

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?

Ребята, а что было бы:  если бы на домах не было номеров?

Чтобы было, если бы улицы города не убирались?

Чтобы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Получайте мозаику!

Воспитатель: Ну,  что  ж  мы  отправляемся  дальше  путешествовать,  обратимся  к  нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи

Воспитатель: 5-я остановка «Профессии»

 Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны!

 Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи картинку» и вспомним, какая же главная профессия нашего города!

Шахтер - профессия эта

Опасна и очень нужна!

Работа без дневного света,

Уж очень трудная она!
Для профессии такой

Не годится кто - любой,

Нет опаснее на свете —

Это знают даже дети.

Горняки-шахтеры

Крепки и здоровы,

Смелые, серьезные,

Сильные и твердые.

Воспитатель: Полысаево  – традиционно называют городом горняков , представителей профессий мужественных, сложных и ответственных, здесь работают сильные и смелые мужчины-шахтеры)

Воспитатель: Ребята,  вот  ваша  5  часть  мозаики  и  мы  отправляемся  дальше

путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи

Воспитатель: 6-я остановка «Найди герб нашего города»

Среди карточек  с изображениями гербов разных городов Кемеровской области, найти герб г. Полысаево.

Дети рассматривают гербы разных городов и находят среди них герб города по отличительным особенностям изображения.

Символика герба города многозначна. 

Фигура юноши несущего огонь, созвучная с образом античного героя Прометея, давшего огонь людям, аллегорически говорит об основной профессиональной деятельности местного населения – добыче угля.
Фигура юноши, устремлённая вперёд, показывает Полысаево как молодой город  (образован 30 октября 1989 года), который развивается и растёт; его жителей, любящих и заботящихся о своей земле.

Огонь – символ света, тепла, энергии, вдохновения, великодушия, мудрости. Золото в геральдике – символ уважения, стабильности, богатства природных ресурсов города. 

Красный цвет – символ мужества, труда, красоты и праздника.

Воспитатель: Ребята,  вот  ваша  6  часть  мозаики  и  мы  отправляемся  дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи

Воспитатель: 7 – я остановка: «Лесная поляна».

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

В наших лесах  много секретов. Вы готовы к поиску секретов? Игра «Найди животное».

- Тогда слушаем задание. Где-то на полянке спрятаны восемь масок с изображением разных лесных жителей. Попробуйте их найти. Кто нашел маску, надевайте ее и бегите ко мне.

Воспитатель: Молодцы! Все маски нашли! Кто из зверей здесь собрался?

Дети: Лиса, заяц, белка, медведь, волк, олень, еж, бобр.

Воспитатель: Давайте мы еще в одну игру поиграем на лесной полянке. Называется она:

«Назови, одним словом»  (Слайды ли картинки : На экране показаны картины с изображением зверей, деревьев, птиц, цветов, насекомых.)

  • Волк, лиса, кабан, олень…это (звери)
  • Ель, сосна, береза, ива… (деревья)
  • Воробей, голубь, свиристель, сорока… (зимние птицы)
  • Соловей, иволга, кукушка, ласточка… (перелетные птицы)
  • Роза, тюльпан, астра, гладиолус… (сад, цветы)
  • Кузнечик, муха, стрекоза, майский жук…(насекомые).

Воспитатель: Все эти звери, птицы, насекомые обитают на нашей «малой Родине», и так же цветы и деревья растут в наших лесах.

- Ребята, ваша 7-я часть мозаики.

Воспитатель: И так, мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе: Стрелка, стрелка подскажи.

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель: 8-я остановка «Улица будущего».  

Ребята, я думаю. Что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы появились в нѐм новые  улицы  с  домами,  магазинами,  школами,  детскими  садами,  кинотеатром, чтобы он стал уютнее и краше.

Я  предлагаю  вам  сейчас  стать  на  некоторое  время  архитекторами.  И  построить новую  улицу  –  «Улицу  будущего»  нашего  города.  Дома,  различные  здания  для наших родных, друзей и просто хороших людей.

(Из  фотографий,  макетов,  картинок  с  условными  обозначениями  объектов составить  план  микрорайона  так,  чтобы  жителям  было  удобно  в  нѐм  жить).

Рассказать, почему отобрали именно эти объекты и почему их так расположили.

Молодцы!  Хорошо  вы  потрудились,  какую  чудесную  улицу  построили,  были замечательными  архитекторами.    Я вижу, что вы очень любите свой город. Нашу малую  родину.  Давайте  украсим  улицы  нашего  города   цветами  красивых пожеланий.  ( Я  хочу,  чтобы  наш  город  был  красивый...).  Посмотрите,  какой прекрасный наш город, а с вашими пожеланиями он стал ещѐ краше.

Полысаево ты  не столица! Но мы любим тебя.

И знакомых лица – радуют нас  всегда.

На большой планете городов не счесть,

Ты на Кузбассе  - самый лучший здесь!

Воспитатель:  Ребята,  а  что  нужно  чтобы  город  оставался  таким  же  красивым?

(ухаживать,  не  бросать  мусор,  сажать  деревья  и  т.д.).  Правильно,  нужно ухаживать и это ложится на наши с вами плечи, потому что мы с вами жители города  -  полысаевцы, если мы будем беречь наш город, то останется таким же прекрасным.

И вот, последняя часть мозаики.

Ребята, вам нужно сложить мозаику.

(Дети складывают мозаику на столе.)

И так, что у вас получилось?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно. Герб России — это государственный символ России. Герб, также как и флаг — главный символ страны. Герб России величественный и красивый. Посмотрите, на красном поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел — царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар — державу.

Ребята, обратите внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона. Догадываетесь, что означает этот герб в гербе? Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы, столицы нашего государства.

Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея)присутствует на государственном гербе страны.

У России величавый на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный. (В. Степанов)

Наш городок входит в состав нашей Российской Федерации.

Воспитатель: Молодцы,  ребята,  мне  очень  интересно  было  с  вами путешествовать.  Наше  путешествие  закончилось.

Воспитатель: И в завершении нашего квест - путешествия, хочу вас спросить, мы можем Исследователю рассказать про наш город?

(Ответы детей.)

Береги Полысаево -
Нет Родины другой
Берегите его тишину и покой.

Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.

Береги Полысаево,
Без него нам не жить.
Берегите его,
Чтоб ему вечно быть.

  И  в память  о нѐм  вам  сладкий сюрприз, конфеты с изображением достопримечательностей нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Милый сердцу уголок"

Конспект НОД "Милый сердцу уголок ", для детей старшей группы....

Образовательная область "Познание" (экология) Тема: "Сердцу милый уголок", подготовительная к школе группа.

Нод. Познание. В данном материале дети знакомятся с жемчужиной марийского края - заповедником "Большая Кокшага, его представителями флоры и фауны....

"Милый сердцу уголок. Моё село Бехтерево"

Как воспитать любовь к родному селу, как воспитать гордость за село, как показать всю красоту села?! Возможно только через проект, который показывает всю красоту села в течении всего года....

Братск - любимый городок, милый сердцу уголок.

Цель: Обогащение знаний детей о  родном  крае. Задачи:1.    Активизировать  и  систематизировать  знания  детей  об  истории  Приангарь...

Методическая разработка "Милый уголок России"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно...

Учебно-методическое пособие "Сердцу милый уголок. Ярцево"

Учебно-методическое о достопримечательностях города Ярцево Смоленской области в виде карточек с фотографиями и кратким описанием...

Проект "Сердцу милый уголок"

С помощью проекта "Сердцу милый уголок" у детей расширятся знания о родном поселке: истории, достопримечательностях, родной природе, о людях, которые прославили свою малую Родину....