Сохранение народных традиций через сотрудничество с детьми и их родителями в создании музея «Русской избы»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Духовно-нравственное развитие детей, приобщение их к историческому, культурному наследию возможно только в сотрудничестве с родителями. Иначе воспитание будет неполным, односторонним. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большая работа проводится в этом направлении вместе с родителями.
Семь лет ведет работу родительский клуб, собирая в вечернее время родителей и детей для совместного творчества. За это время прошло огромное количество мастер- классов на различные темы: «Изготовление народной птицы», «Рождественский ангелок из ткани», изготовление броши к Дню Победы, изготовление народной куклы, декупаж на ткани- Павлопасадские платки и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_muzey_solunya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Солуня Ирина Алексеевна, старший воспитатель,
БДОУ г.Омска «Детский сад №81»
Сохранение народных традиций через сотрудничество
с детьми и их родителями в создании музея «Русской избы»
Духовно-нравственное развитие детей, приобщение их к историческому, культурному наследию возможно только в сотрудничестве с родителями. Иначе воспитание будет неполным, односторонним. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большая работа проводится в этом направлении вместе с родителями.
Семь лет ведет работу родительский клуб, собирая в вечернее время родителей и детей для совместного творчества. За это время прошло огромное количество мастер- классов на различные темы: «Изготовление народной птицы», «Рождественский ангелок из ткани», изготовление броши к Дню Победы, изготовление народной куклы, декупаж на ткани- Павлопасадские платки и многие другие.
Второй год функционирует на базе нашего детского сада литературная гостиная. Одной из основных целей литературной гостиной является духовно-нравственное воспитание детей посредством совместного чтения, и обсуждения художественных произведений. На мероприятиях мы знакомим с биографией писателей на доступном для детей языке, знакомим с портретами писателей, используем видеоролики, мультимедийные презентации, театрализованные игры, творческие этюды, прослушиваем аудиозаписи с голосом писателей, а также другие приёмы при активном участии родителей. На каждой встрече присутствует литературный персонаж и ведущий, которые помогают детям и родителям вспомнить любимые произведения авторов.
Традиционными стали проведение массовых мероприятий для родителей и детей, таких как «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Спартакиада», «Зарница».
Ещё одним из направлений совместной работы педагогов, родителей и детей является создание и функционирование музея «Русской избы».
Музей «Русская изба» в условиях детского сада на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, любовь к традициям, обычаям, истории своего народа.
Целью работы музея «Русская изба» в нашем ДОУ является
-Приобщение дошкольников к истории и культуре русского народа.
Для решения данной цели нами были поставлены задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея «Русская изба».
2. Обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы декоративно-прикладного творчества).
3. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом.
4. Познакомить детей с бытом людей в старину, а также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
5. Ориентировать семьи воспитанников на духовно-нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
Нами были продуманы формы деятельности в музее:
1. Тематические занятия.
2. Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим.
3. Экскурсии для воспитанников и родителей.
4. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
5. Небольшие беседы с детьми младшего возраста.
6. Организация русских народных игр, хороводов.
7. Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.
8. Проектная деятельность.
9. Тематические дни.
На подготовительном этапе была проведена большая работа: беседы с сотрудниками краеведческого музея, беседы на родительских собраниях с родителями о цели и значимости создания музея, предварительные беседы с детьми о том, что такое музей, какими бывают музеи. Очень помогли на первом этапе сотрудники Омского государственного историко- краеведческого музея, с которыми мы сотрудничаем уже пять лет и работаем по программе «Здравствуй, музей!».
Определяясь с местом расположения музея, мы выбрали оптимальный вариант: решили организовать свой музей в музыкальном зале детского сада, там имеется мультимедийная установка, позволяющая познакомиться с объектами, которые невозможно представить на экспозиции. Данное помещение дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс.
«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. Создавался музей в тесном сотрудничестве педагогов и родителей, все экспонаты были собраны именно с их помощью. В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы. Она оснащена предметами быта, рукоделия, старинными аксессуарами. Необходимо отметить, что экспонаты нашего музея только подлинные: это прялка, чугунки, ухват, самовар, угольные утюги, тканые дорожки, вышитые и выбитые занавески, берестяной туесок, крынка, веретено и т. д. В музее есть настоящие старинные вещи, которым очень много лет, например, есть детское коромысло, которому больше 200 лет. Также присутствуют макеты – конструкторы, например, русская печь, которая была сделана педагогами для постановки и игры. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников.
Музей функционирует в нашем ДОУ 2 года, за это время были проведены мероприятия: «Сверху пар, снизу жар- это русский самовар», «Печка – хозяйка», «Волшебная прялица», «Куклы в народных костюмах», «Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами», «От лучинки до электричества», «Пастух- пастушок, заиграй во рожок», «Игрушки наших бабушек», «Люлька- кроватка для малыша», «Деревянное коромысло», «Господин утюг, рубель и скалка». Также в музее проходили мероприятия, посвященные неделе русских народных сказок, в которых участвовали и родители.
Музей это — познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей. Радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнавать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада.
Список литературы:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс», 2004.
- Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс, Москва, 2008 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»
В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....
Презентация мини-музея "Русская изба" с детьми старшего дошкольного возраста
Проостранство мини-музея и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях. Родители сшили детям сарафаны и косоворотки, которые ча...
Семинар «Сохранение народных традиций через приобщение детей к Донскому фольклору».
Данный материал является обобщением опыта работы в направлении казачества....
Статья "Создание мини-музея" (русская изба)
Статья "Создание мини-музеев"...
Положение о создании мини–музея «Русская изба»
Мини-музей «Русская изба» - помещение (холл) для размещения тематической коллекции экспонатов. Работа, проводимая в мини-музее, взаимосвязана с образовательным процессом ДОУ в соотве...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музея Русская изба»
Музей Русская изба стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в...