Семинар «Сохранение народных традиций через приобщение детей к Донскому фольклору».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал является обобщением опыта работы в направлении казачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый семинар. | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохранение народных традиций через приобщение детей к Донскому фольклору»
«Народ, не знающий своего
прошлого, не имеет будущего»
Михаил Ломоносов
Традиции русской культуры накапливались веками. В настоящее время в современной среде происходит утрата интереса к своему прошлому, к своей культуре.
Богатые песенные традиции, доставшиеся нам от предков, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются в защите и возрождении. Утрачивая духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с Донской культурой.
Выбранная тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, привитие патриотических чувств.
задачи:
- повышать интерес детей к истории своего народа;
- развивать представления детей об истории развития края, казачества;
- приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, играм, забавам;
- способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям.
Изучение фольклора вызывает интерес к истории своего народа, помогает натолкнуть на размышление о нитях, связывающих прошлое с настоящим, учит видеть себя прямыми потомками и наследниками, дает начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Совместно с педагогами учреждения я обобщила опыт работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Дона через донские казачьи игры, пляски и песни, которые направлены на активное приобретение детьми культурного богатства народа, развитие его духовности на уровне человеческих отношений и чувств.
Одно из важных условий успешного внедрения казачьих игр – эффективное их проведение. Задача педагога – умело преподнести игру, создав предварительно необходимое настроение у дошкольников. Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места: играть можно на открытой площадке, лужайке, в спортзале. Для проведения игр, как правило, не нужен и специальный инвентарь.
В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка. Во всем этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре я начинаю уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям: и отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, хутору.
В среднем и старшем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре занимает знакомство с нашими донскими традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи. Большое внимание уделяю знакомству с казачьим костюмом. Также знакомлю детей с народными праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, Покровом.
В старину приход Покрова означал завершение всех уборочных работ, начало молодежных посиделок. Именно с Покрова звери впадают в спячку. А народ - наоборот! С Покрова начинались свадьбы, регулярные девичьи посиделки – капустники, на которых парни и девушки выражали друг к другу симпатии. И одну из таких обрядовых игр «Лебедушка и сокол» я представляю вашему вниманию.
Так уж повелось на русской сторонке: удалого парня называли ясным соколом, красную девицу – лебедушкой. Представленная игра выражает богатый мир человеческих эмоций, развивает музыкальные исполнительские способности детей, коммуникативные навыки, создает хорошее настроение.
Результатом работы стало то, что дети поют казачьи песни, водят хороводы, знают и играют в казачьи игры и с удовольствием участвуют в народных праздниках, развлечениях.
Работая с детьми, мы должны помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи игры»
Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку ...
Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"
.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...
Сохранение народных традиций через сотрудничество с детьми и их родителями в создании музея «Русской избы»
Духовно-нравственное развитие детей, приобщение их к историческому, культурному наследию возможно только в сотрудничестве с родителями. Иначе воспитание будет неполным, односторонним. Поэтому в нашем ...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"
ull;Цель: теоретическое обоснование и определение содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...
Семинар - практикум: «Формирование экологической культуры через приобщение детей к социокультурным ценностям, народным традициям»
Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Пропагандируемый в сове...
Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относи...
презентация к семинару-практикуму «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.Задачи:Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педа...