РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа)

Многие педагог-практики в последнее время все чаще отмечают, что у детей дошкольного возраста недостаточно развита моторика рук. Действительно у детей прошлого поколения моторика рук была развита лучше, и этому есть объяснение. Технологический процесс задел все сферы жизнедеятельности человека. Не только взрослым облегчил бытовую и профессиональную деятельность, но и детям стало легче справляться с одеждой (вместо пуговиц и шнурков – липучки), игрушек, книг и гаджетов у ребенка такое изобилие, что не возникает потребности в самостоятельном изготовлении. Кроме того, сегодняшний дошкольник мало задействован в помощи взрослым в быту. Все это и многое другое не позволяет ребенку в полной мере развивать мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vseross_senminar.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Харина Ирина Анатольевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Невского района

г. Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Многие педагог-практики в последнее время все чаще отмечают, что у детей дошкольного возраста недостаточно развита моторика рук. Действительно у детей прошлого поколения моторика рук была развита лучше, и этому есть объяснензие. Технологический процесс задел все сферы жизнедеятельности человека. Не только взрослым облегчил бытовую и профессиональную деятельность, но и детям стало легче справляться с одеждой (вместо пуговиц и шнурков – липучки), игрушек, книг и гаджетов у ребенка такое изобилие, что не возникает потребности в самостоятельном изготовлении. Кроме того, сегодняшний дошкольник мало задействован в помощи взрослым в быту. Все это и многое другое не позволяет ребенку в полной мере развивать мелкую моторику.

Остановимся на понятии мелкой моторики. Мелкая моторика-это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость»[3].

Почему же так важно развивать мелкую моторику? Первое, что приходит в голову помня о дошкольном возрасте – это дальнейшее обучение в школе. Тут ребенку придется учиться писать. Письмо требует большой ловкости кистей и пальцев рук. Поэтому к началу школьного обучения рука ребенка должна быть готова к выполнению тонких координированных движений.

Стоит отметить и еще один аспект. Специалисты давно отметили, что дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, обладают более высоким уровнем развития мышления и речи. Этот факт объясняется тем, что центры мелкой моторики рук, мышления и речи в коре головного мозга находятся рядом и в постоянном взаимодействии. Очевидно, что при возбуждении одного из них импульс передается и на другие. Логично предположить, что активное использование движений пальцев рук будет благотворно сказываться на интеллектуальном развитии человека[1].

Нельзя забывать, что ручная умелость позволяет ребенку проявлять самостоятельность как в образовательном процессе, так и в быту. Это повышает самооценку ребенка, обеспечивает уверенность в себе, что в конечном итоге благотворно влияет на эмоционально-волевую сферу. Таким образом, развивая мелкую моторику можно обеспечить гармоничное развитие целого комплекса психических образований.

Развитие мелкой моторики начинается практически с момента рождения ребенка, но характер деятельности от года к году должен значительно усложняться, обеспечивая тем самым постоянный прогресс в сложности, координированности и точности движений руки.

В современной психолого-педагогической литературы можно встретить описание массы методов и приемов развития мелкой моторики. К ним можно отнести массаж руки и пальцев рук, пальчиковые игры, различные виды творческой, познавательной и трудовой деятельности[2].

К старшему дошкольному возрасту на наш взгляд наиболее эффективным средством развития мелкой моторики рук становится конструктивная деятельность.

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

В качестве материала для конструктивной деятельности может использоваться бумага и ткани, нитки и природный материал, крупы и бросовый материал, пуговицы и песок, пластилин и много, многое другое. Важно не забывать, что весь этот материал должен не только способствовать развитию ребенка, но и быть безопасным для него. От педагога требуется особое внимание при работе детей с некоторыми материалами. Нужно учить детей безопасному поведению и использованию различных материалов.

Итак, в свое работе при использовании конструктивной деятельности с бумагой дети могли выполнить аппликацию, оригами, моделирование, папье-маше и пр. Бумага – традиционно доступное средство и не теряет своей актуальности до сих пор. Поделка из бумаги или картона может быть использована в качестве подарка (открытка, упаковка, бусы и т.д.), нужного приспособления (закладка для книги), украшения интерьера (картина, фигурки оригами, елочные игрушки), игрушки (самолет, лодочка, кукла) и т.д. результат такой работы можно потрогать руками, использовать в дальнейшем.

Конструктивная деятельность с песком в первую очередь вызывает воспоминания о песочнице на детской площадке. Однако впоследние годы появился песок, который может быть использован в помещении и в целях песочной терапии и как декоративный материал для наполнения различных прозрачных емкостей и как средство рисования и аппликации. Песок открывает массу возможностей: творческая самореализация, многократное повторение движений пальцев рук без потери материала, введение в работу с песком других объектов (инструментов, мелких предметов, игрушек).

Природный материал для конструирования в последнее время незаслуженно сдает позиции. Ведь такая деятельность не только развивает ручную умелость, но и позволяет познавать мир природы, относиться к нему бережно. Кроме того, работа с природными объектами развивает творческие и мыслительные способности (увидеть в шишке и желуде птичку или ежика, рассмотреть орнамент на опавшем листке). С природным материалом работать не просто – он хрупкий и неподатливый одновременно. Поэтому дети с помощью осязания, тактильной чувствительности должны исследовать свойства материала и учесть их при работе. Это способствует развитию точности и координированности движений.

Ткань, нитки, пуговицы, бусины, шнурки, колпачки и крышечки, катушки и многое другое – источник для фантазии и приложения рук. Перечислять материалы, которые могут быть использованы в конструктивной деятельности можно бесконечно.

Хочется отметить, что в процессе конструктивной деятельности ребенок учиться работать различными инструментами: ножницами, стеками, иголками, кисточками, карандашами. Различные по своим функциям инструменты в сочетании с различными материалами позволяют тренировать различные группы мышц руки.

Хочется отметить, что конструктивная деятельность должна начинаться с репродуктивной (по образцу), проходить через продуктивную (по алгоритму) и переходить в творческую (с новым оригинальным продуктом-результатом).

Таким образом, можно заключить, что конструктивная деятельность способствует развитию мелкой моторики, что оказывает благотворное воздействие на развитие речи, мышления и творческих способностей.

Конструктивная деятельность должна быть многообразной и развивающейся по сложности, что обеспечит поступательное развитие ребенка.

Список литературы:

  1. Куцакова, Л.В.  Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий[Текст] / Л.В Куцакова. – М.: Сфера, 2017. – 240 с.
  2. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику[Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: ЭКСМО,2007 – 80 с.
  3. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду[Текст] / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2017. – 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства - салфеточной аппликации и пластилинографии.

Ребёнок после рождения - это беспомощное существо. И только взрослые могут помочь детям расти, полноценно развиваться, учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Всё это им необходимо! Важно раз...

«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов продуктивной деятельности».

Начав работу по данной теме во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первы...

Опыт работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук посредством игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности»

Данный опыт работы может быть использован воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»....

Авторская программа по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных форм продуктивной деятельности у детей 6 - 7 лет

Авторская программа по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных форм продуктивной деятельности у детей 6 - 7 лет[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15736487","attributes"...

«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»

laquo;Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»...