представление опыта работы "Воспитатель года"
материал (подготовительная группа)
Представление опыта работы на конкурс "Воспитатель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezent._k_soobshcheniyu.ppt | 1.29 МБ |
vystuplenie_moe.doc | 91 КБ |
ecce.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ: модернизация дошкольного образования - совершенствование системы коррекционно-образовательной работы - актуальная проблема фундаментальной коррекционной педагогической науки и практики. тенденции к ухудшению здоровья детей. Большинство детей с ОВЗ имеет своеобразную задержку развития, которая проявляется в замедленности мыслительных операций, неравномерности развития отдельных познавательных процессов, в быстрой утомляемости новая модель выпускника детского сада – изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Акцент – развитие качеств и социальная адаптация.
Цель : использование современных технологий для повышения эффективности работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Задачи: подобрать и использовать технологии и средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность. достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний за счет собственной активности ребенка. формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, выработка связной и грамматически правильной речи.
Инновационные технологии по подготовке к обучению грамоте
Основные требования (критерии) к технологии Концептуальность : опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность: технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность: современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость: возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, сказочная форма для речевого развития личности, коррекции речевых нарушений, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром, это процесс активизации потенциала личности.
Цель сказкотерапии — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов Задачи: Развитие и совершенствование у дошкольников: звуковой и смысловой речи фонематического восприятия артикуляции дифференциации звуков, введение их в речь слоговой структуры слов структуры предложений умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ) успешное овладение грамотной и связной речью выразительное интонирование детьми голосов героев сказок использование образных выражений при пересказе сказок выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка, совершенствование звуковой стороны речи усиление интереса к занятиям доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу
Песочная терапия - игра с песком как способ развития ребенка, способствующая качественной коррекции и развития речи, а также развитию эмоционально-волевой сферы, ориентирована на присущий каждому ребенку внутренний потенциал здоровья.
Цель песочной терапии - преодоление проблемы с речью, посредством воздействия песка на тактильно-кинестетические центры, отвечающие за развитие речевой активности. Задачи решаемые при помощи песочной терапии развитие диафрагмального дыхания развитие фонематических представлений совершенствование грамматического строя речи автоматизация поставленных звуков формирование слоговой структуры речи способствуют обогащению словарного запаса детей развитие связной речи, в том числе и творческого рассказывания развитие мелкой моторики совершенствование зрительно-пространственной ориентировки побуждение к активным действиям и концентрации внимания
Игровая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, форм взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля) Цель: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
метод наглядного моделирования знакомство детей с понятием «слово» и его протяженностью образное представление структуры слова интонационное выделение звука в слове, определять место звука в слове (в начале, середине, конце) умение определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове формирование навыков анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели графическое изображение предложений, придумывание предложений по схеме
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – камнетерапия, нетрадиционная современная и доступна методика. Это использование натуральных камушков красивых и интересных на вид, приятных по ощущениям, разного размера и температуры, при использовании которых возникает соединение с природой, происходит погружение в детство и в игру.
Коррекционные задачи в использовании камешков Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук. Развивается ориентировка на плоскости листа. Автоматизируются поставленные звуки у детей. Формируется звуковой анализ и синтез. Формируется анализ слогового состава слова. Проводится профилактика дисграфии у детей. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей. Обогащается словарный состав. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.
Цель ИКТ: оптимальное использование компьютерных программ и технологий в коррекционно-образовательной деятельности на занятиях по подготовке к обучению грамоте делая процесс разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным учитывающим закономерности и особенности развития детей с нарушениями речи с целью т повышения эффективности восприятия согласованного потока звуковых и зрительных образов. Задачи: визуальное знакомство с печатной буквой, письменным изображением, схема – человечек характеризует эту букву (звук), иллюстрация помогает воспроизвести слово, выделение слога и нового звука в слове, звуко-буквенный анализ слова (схема), упражнения для чтения слогов, ребусы, загадки, пословицы, предложения помогают понаблюдать за лексическим значением слов.
информационно компьютерные технологии Преимущество использования информационных компьютерных технологий: Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером. Широкие мультимедийные возможности. Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Интерактивность компьютерных программ. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет. Возможность опосредованного консультирования и просвещения. Точность и быстрота обработки диагностического материала. Наличие компьютерных развивающих тренажеров. Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Компьютерные программы и игры Домашний логопед Учимся говорить правильно Баба Яга учит читать Игры для Тигры Гарфилд дошкольникам уроки чтения Супердетки, Логозаврия Весёлые уроки малышам Понималка Мерсибо Лунтик, Несерьёзные уроки, Профессор карапуз Логопедические распевки (Овчинниковой, Нищевой, Железновой), Моя мама логопед и др.
Методика «Обследование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Задания и картинный материал (обследование фонематического восприятия) Игра для развития фонематического слуха. Она поможет развить фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ и слуховую память. Игра подходит для развития фонематического слуха у детей от 4 до 8 лет. Фонематический слух. В игре ребенок изучает звуки и буквы, дифференцирует звуки, находит лишние звуки в словах. Звуко-буквенный анализ. В игре ребенок разбирает звуковой состав слова и проводит фонетический анализ. Он ищет место звука в слове, выделяет первый звук в слове, ищет ударную гласную, твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие. Слуховая память. Ребенок на слух запоминает слоги или слова и находит их с опорой на картинку или по памяти.
А) Найди ошибку в стихотворении Б) Отметь нужное слово в таблице Куклу выронив из рук Маша мчится к маме Там ползет зеленый лук С длинными усами Критерии оценивания: 3-бала выполнено полностью 2-бала выполнено с дополнительным объяснением 1-бал выполнено частично 0-балов не выполнено
В соответствие с ФГОС ДО Задачи речевого развития: овладение речью, как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха развитие связной речи грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать, становится умение учиться». К.Д. Ушинский
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 1.
Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста и тем более эта задача усложняется при работе с детьми имеющими нарушения речи..
Начиная работу по подготовке к обучению грамоте с детьми с 5 лет, можно избежать многих трудностей при начале школьного обучения. Ведь современная школа предъявляет к дошкольнику более высокие требования к усвоению знаний и умений, его интеллектуальным способностям. Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы. Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Поэтому в настоящее время при подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения, такие, например, как ТРИЗ-технологии, наглядное моделирование, информационно-коммуникативные, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, методы совместного проектирования, исследовательской деятельности.
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Используя современные технологии можно сформировать обобщенные, систематизированные знания, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач и тем самым помочь дошкольникам легче перейти на школьную ступень усвоения знаний. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Главной задачей для педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют индивидуальным особенностям дошкольников.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Слайд 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает комплекс обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание деятельности дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, а также охватывать образовательные области, среди которых речевое развитие.
Задачи речевого развития:
Овладение речью, как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Развитие связной речи;
Грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Самой главной задачей при обучении дошкольников является организация образовательной деятельности таким образом, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно.
Как же сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, получили положительный эмоциональный настрой?
Исходя из этого, мы предполагаем, что преодоление речевого недоразвития будет более успешно, если в системе коррекционно - развивающего обучения будут использованы средства, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций. Мы считаем, что современные информационные технологии отвечают этим требованиям.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать современные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Слайд 3 (противоречия)
Таким образом, доказана необходимость использования современных технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель.
Цель использование современных технологий для повышения эффективности работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи дошкольного возраста .
Задачи:
1. подобрать технологии и средства, активизирующие деятельность детей и повышающие результативность
2. достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний за счет собственной активности ребенка
3. Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные навыки, выработка связной и грамматически правильной речи
Наши дети - это представители нового поколения, следовательно их нужно заинтересовать, чтобы они с удовольствием получали знания и развивались во всех областях. Вот поэтому необходимо выбирать такие технологии, которые давали возможность это осуществить.
Слайд 4 Основные требования (критерии) к технологии:
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
При подготовке дошкольников к обучению грамоте я отдаю предпочтение следующим видам инновационных технологий: наглядное моделирование, интерактивные, информационно- коммуникативные, игровые технологии, здоровьесберегающие.
Слайд 5 Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия. «Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. В своей работе с детьми использую элементы сказкотерапии, учитывая возрастные особенности детей. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Через использование сказки, её сюжетных линий решаю многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Очень заметна положительная сторона использования сказкотерапии, потому что даже те дети, которые вначале не включаются и не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок возьмет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы».
Слайд 6 ожидаемый результат:
- Успешное овладение грамотной и связной речью,
- Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок,
- Использование образных выражений при пересказе сказок,
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок,
- Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка,
- Совершенствование звуковой стороны речи,
- Усиление интереса к занятиям,
- Доброжелательное отношение к взрослым и к друг к другу.
По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий с использованием сказок: «Путешествие в зимний лес», «Сказка о солнышке», « Сказка о букве», « Сказка о карандаше», «Сказка о девочке, которая боялась читать»
Важную роль при подготовке к обучению грамоте принимают на себя игровые технологии являющиеся фундаментом дошкольного образования.
Слайд 7 Игровая технология- это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, форм взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Целью игровой технологии
*является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Педагогические игры различаются:
По виду деятельности:
- двигательные,
- интеллектуальные,
- психологические и т. д.;
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие,
- тренировочные,
- контролирующие,
- познавательные,
- воспитательные,
- развивающие,
- диагностические.
3. По характеру игровой методики:
- игры с правилами;
- игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
- игры, где одна часть правил задана условиями игры,
а другая, устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию:
- музыкальные,
- математические,
- социализирующие,
- логические и т. д.
5. По игровому оборудованию:
- настольные,
- компьютерные,
- театрализованные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссёрские и т. д.
Педагогический опыт показывает, что в последнее время увеличилось число детей с речевыми нарушениями и недостаточно сформированными фонематическими процессами. Поэтому главная цель использования игровых технологий - повышение качества подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
С этой целью разработала систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогают подготовить детей к обучению грамоте;
- создаю условия, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса;
- побуждаю в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;
С помощью игр можно открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности значительно повышает качество подготовки детей к обучению грамоте, позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс. Игровые технологии способствуют сенсорному и умственному развитию дошкольников, помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Слайд 8 (игры)
Особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, на мой взгляд использование игр с песком (песочная терапия), является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе. Я использую игровые упражнения с песком в индивидуальной работе, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:
Слайд 9
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
А также известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. В нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет дольше сохранить работоспособность дошкольника, раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, успокоиться «гиперактивным» детям, а также повысить интерес к занятиям.
И очень точно сказано Макаренко А.С. «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь-это игра»
На занятиях использую интерактивные методы обучения:
- работа с наглядными материалами – мультимедийные презентации к играм, с помощью которых дети могут провести самопроверку выполненного, навыками чтения и письма и обеспечения их психологической готовности к школе.
- работа детей в паре с использованием взаимной проверки (оценки выполнения здания с помощью поощрения фишкой);
Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность, способствует хорошему усвоению представленного материала, развивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности.
Слайд 10
Интерактивные методы – работа с наглядными видео материалами (презентациями), которые позволяют:
- наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;
- незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
- создать педагогам в группе различные учебные ситуации с учетом особенностей и потребностей (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения;
- активно включать ребенка в процесс усвоения материала.
Слайд 11 (методика)
Представляю вам свою авторскую методику на обследование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, методика прошла рецензирование при защите магистерской диссертации в «Смоленском государственном университете»
на кафедре специальной педагогики и психологии. Применяется в работе как контрольный, наглядный и обучающий материал для детей
Как показывает практика, процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать метод наглядного моделирования, который позволяет решить следующие задачи, задачи представлены на слайде
Слайд 12
- знакомство детей с понятием “слово” и его протяженностью;
- образное представление структуры слова;
- интонационное выделение звука в слове, определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
- умение определять последовательность звуков в слове, количество звуков в слове;
- формирование навыков анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
- графическое изображение предложений, придумывание предложений по схеме.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.)
У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают с легкостью овладеть звуко-буквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность.
При использовании схем меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Вы замечали, с каким увлечением и удовольствием дети играют с камешками собирая, перекладывая, подбрасывая и т.д. И вот дети натолкнули меня на мысль о включении камней в проведении занятий. И вас хочу познакомить с 2 технологими с которыми я работаю.
Применение камешков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
Слайд 13 Марблс – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пласт ика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.
Слайд 14 Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.
Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
Игры способствуют развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей.
Применяю камешки Марблс при изучении лексических тем.
При Звуко-буквенном анализе слов.
3. при составление предложений, предложно-падежных конструкций.
4. при Развитии грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование).
7. Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).
8. Самомассаж камешками «Марблс» (здоровьесберегающая технология).
9. Логические игры с «Марблс».
Познакомившись с программой эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии «Самоцветы» Пляскиной Елены Прокопьевны, педагога-психолога, стала изучать данное направление более глубоко и применять литотерапию в собственной практике. (В П добавить? слайд)
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно – коммуникационных технологий в работе по обучению грамоте становится все более актуальным.
Современным ребенком усваивается в большей мере та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близка ему, вызывает положительные эмоции. При использовании информационно-коммуникативных технологий повышается мотивационная готовность ребенка, создается в процессе обучения грамоте необходимая «ситуацию успеха», поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки.
Важной задачей при подготовке к обучению грамоте дошкольников является выработка связной и грамматически правильной речи. Наряду с традиционными методами обучения эффективным методом подготовки к обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе Microsoft Power Point. С их помощью можно сформировать у дошкольников ориентацию в звуковой стороне слова, умение интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики. Большим преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми по овладению грамотой является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить довольно большой объем информации. Такие игры позволяют внести в занятие новизну, развить познавательную активность, улучшить произношение, углубить интерес к языку.
Использование компьютерных презентаций на занятиях в дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий, в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, очень нравятся детям, тем самым позволяя ребенку с легкостью освоить предложенный материал. Информация, представляемая на экране, вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка, позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемому. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. А также приближает образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.
Слайд 15 Преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе воспитателя:
1. Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером.
2.Широкие мультимедийные возможности.
3. Возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Интерактивность компьютерных программ.
5. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет.
6.Возможность опосредованного консультирования и просвещения.
7.Точность и быстрота обработки диагностического материала.
8. Наличие компьютерных развивающих тренажеров.
9. Высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
В своей работе я применяю такие игры:
Слайд 16
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.
Все перечисленные технологии, используемые при подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет позволяют достичь более значимых результатов, помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма и тем самым успешно адаптироваться к новым школьным формам обучения в дальнейшем.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Инновация характеризует поиск, внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление идеальных методик и программ. Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Слайд 17 Еще. К.Д. Ушинский говорил: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать, становится умение учиться».
Заключение
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Язык служит основным средством приобщения ребенка к культурным ценностям, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Инновационные технологии – это положительная динамика при подготовке дошкольников к обучению грамоте, сбалансированное чередование специально организованных занятий с обучением в различных видах деятельности, среди которых преобладающей выступает игра, совершенствование структуры занятия подвижностью,
использование информационно-коммуникативных технологий, наглядного моделирования, создание проблемных ситуаций.
Предложенные технологии при подготовке к обучению грамоте позволят разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Это и возможность личностно-ориентированного подхода к обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и положительное отношение к процессу учения.
Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем,
Разные - разные: Голубые, красные,
Желтые, зеленые, Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем камешки считать,
Будем камешки считать
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
Предварительный просмотр:
ЭCCЕ
Выбор жизненного пути всегда сложен. И у каждого человека свой путь и своя судьба. Мой путь к профессии воспитателя был не совсем обычным. По первому образованию я экономист, так как родные мечтали видеть меня финансистом. Но моя душа всегда тянулась к общению с детьми. Еще в подростковом возрасте я проходила практику в детском саду. Уже тогда я понимала всю ответственность, которая лежит на плечах воспитателя. Мысль о том, что я могу отдать свою любовь и заботу детям, жила во мне. И судьба повернула меня к этой профессии и привела меня в детский сад.
Я помню тот день, когда впервые вошла в группу и поняла, что эти маленькие дети нуждаются в нежности, ласке, внимании. Я почувствовала себя многодетной мамой и осознала, что нашла то, что искала и к чему стремилась много лет. И вот уже 20 лет я – педагог. И для меня нет ничего лучше, чем видеть любознательные глаза и лучистые улыбки моих детей.
Быть воспитателем - это огромная ответственность. Этот труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, любит, понимает и чувствует ребенка, принимает его таким, каков он есть, сам горит и умеет зажечь других. А еще воспитатель должен быть интеллигентным, активным, обязательно творческим человеком, лидером по складу характера, чтоб вести за собой детей.
Мне интересно работать с детьми. Что я могу им дать? Прежде всего – любовь! Моя любовь к детям - это любовь не к избранным, а к каждому ребенку - покладистому и капризному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, робкому и бойкому, застенчивому и неугомонному. Воспитывая детей, я стараюсь научить их дружить друг с другом, научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Очень сложно создать коллектив, где не было бы лишних, чужих, где каждый чувствовал бы себя комфортно и уверенно, нашел в группе поддержку и взаимопонимание. Поэтому моя главная задача – работать так, чтобы детский сад стал для них второй семьей. Для меня ребенок – это самая главная ценность. Я хочу, чтобы каждый из них состоялся как личность. Для этого я должна вложить в детей знания, главное - научить впитывать знания с желанием, открыть перед ними мир, научить их жить в этом мире. Я учу их мыслить, учу слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное - чувствовать. Тщательно отбирая методы и приемы для работы с детьми, учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Ведь у каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому нужно помочь раскрыться. Я верю в возможности каждого ребёнка. Дети, как лучики яркого солнышка, засверкают и порадуют своей красотой, только тогда, когда именно ты найдешь свой индивидуальный подход, когда все лучшее, что в них есть, увидят они сами, и все вокруг. Прав был Сократ: « В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».
Мне позволено судьбой зажечь этот свет быть рядом с нашими детьми, с нашим будущим! Ведь дети - это будущие взрослые. Через несколько лет это и продавец, и водитель автобуса, и учитель, который будет учить моих внуков, и врач, который будет заботиться о нашем здоровье, и полицейский, который охраняет покой… Это все те люди, которые окружают и будут меня окружать. Они заполнят мою жизнь. И от моей работы уже сейчас зависит мое будущее, будущее уже моих собственных детей и внуков, будущее самих детей, будущее страны. А ведь впечатления детства оставляют в жизни ребёнка глубокий след. Те эмоции, которые испытает ребёнок в детстве, останутся с ним на всю его жизнь. Именно поэтому я стремлюсь к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными.
Моя профессия настолько «живая», что не позволяет мне стоять на месте. Она обязывает к постоянному самообразованию и развитию себя как личности, а это значит творчество и движение вперед! Мое педагогическое кредо: «Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться».
За годы работы воспитателем, я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, дает ощущение молодости и радостного детства. Я люблю свою профессию и нашла в ней своё призвание, утвердилась в ней и нашла отклик в душах своих ребят, а значит, я с уверенностью могу сказать, что у меня есть право воспитывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы на конкурсе "Воспитатель года"
Я представляла опыт работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста на конкурсе "Воспитатель года"...
Представление опыта «Организация самостоятельной деятельности в процессе развития логико-математических представлений».
Уважаемые коллеги, хочу вам представить вам краткое описание моего педагогического опыта....
представление опыта работы "Воспитатель года"
Представление опыта работы на конкурс "Воспитатель года"...
Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».
Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...
Представление опыта работы на городском конкурсе Воспитатель года По теме «Плат узорный» Подготовительная группа
Конспект занятия...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
Обобщение опыта работы "Представление на педагог года"
учавствовать в конкурсе "Педагог года" - это так волнительно, но в тоже самое время интересно. Это приносит много пользы, педагоги раскрывают свои таланты, делятся опытом, обобщают свой опыт...