«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДОКЛАД
материал (средняя группа)
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnyy_podhod.docx | 20.42 КБ |
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОКЛАД
Подготовила:
Тайчина Д.Ф.
воспитатель
г. Надым, 2020 год
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности (слайд 2).
Личность человека формируется с первых лет жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложной структуре личности. В самые ранние года жизни нервная система ребёнка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте формируются основы личности. В дальнейшем развиваются те качества, которые были заложены в раннем детстве. Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога, работающего с дошкольниками, воспринимать детей как личность. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка (слайд 3).
Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Ребенок признаётся главной действующей фигурой.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель должен выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, потребности и способности, интересы, темперамент и характер, уровень развития, стиль обучения. В группе всегда есть дети, отличающиеся от сверстников быстротой и креативностью мышления, умением организовать свою деятельность, готовностью помочь другим детям. Для них нужны сложные задания, требующие творческого подхода. Один ребёнок сразу приступает к выполнению заданий, другому необходимо подумать; одному нужна поддержка взрослого, другой работает автономно; одного достаточно приободрить, помочь советом, другому необходимо оказать практическую помощь. Это признаки различия в стилях обучения, в организации работы. Умение распознавать различия в поведении детей и индивидуальные особенности их личности позволят воспитателю лучше понять и принять каждого ребёнка, помочь детям решить их проблемы такими путями, которые соответствовали бы их индивидуальному стилю обучения (слайд 4).
Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием (слайд 5).
Методы для внедрения выше перечисленных принципов:
• Метод диалога;
• Игровые методы;
• Рефлексивный метод;
• Метод педагогической поддержки;
• Диагностические методы.
Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность (слайд 6).
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)
Совместная деятельность выстраивается следующим образом:
• Совместное выявление проблемы, интересующей детей;
• Совместное определение цели деятельности детей;
• Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;
• Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
• Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.
В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуацию, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность (слайд 7).
Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создать ситуацию успеха помогают игры.
Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе – это знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректировать свои дальнейшие действия для работы с ребенком (слайд 8).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА
МЕТОДЫ МЕТОД ДИАЛОГА РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИГРОВОЙ МЕТОД МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию твоческой личности. В концепции дошкольного образования говорит...
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников...
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершен...
"Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников"
В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные...
Личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Статья о новых подходах в воспитании дошкольников....
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников в рамках ФГОС.
-изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания;-внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику;-формирование личностной индивидуальности, создание условий для развития тво...