Проект "Юный финансист"
проект (подготовительная группа)

Банникова Наталья Валерьевна

Проект для подготовительной  группы "Юный финансист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Юный финансист"76.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 5 общеразвивающего вида»

Проект

«Юный финансист»

Участники проекта:

дети и родители подготовительной  группы «Солнышко»

Педагоги: Банникова Н.В.,

Зинельева Ж.Б.

2019-2020 учебный год

Актуальность

В современном  быстроразвивающемся мире, где происходит усложнение финансовой системы, процессов глобализации, появление широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг, перед россиянами ставятся сложные задачи, для решения которых необходимы знания навыков финансовой грамотности.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Проблемы низкой финансовой грамотности в стране диктуют необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.

Задача повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации в течение последнего времени рассматривается руководством страны как одна из приоритетных.

взвешенные решения.

Для формирования у детей данных представлений, необходима организованная работа, которая должна включать в себя формирование финансовой грамотности всех участников образовательных отношений.

Многие родителя не в полном объеме осознают важность приобщения ребенка к основам экономических знаний, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Поэтому работа в детском саду так же должна быть направлена на повышение уровня знаний об использовании экономических представлений у родителей, а так же помочь реализовать полученный с детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Таким образом, обучение основам финансовой грамотности помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, формирует стимулы к приобретению знаний. Оно не только влияет на расширение кругозора и формирование внутренней социальной позиции ребенка, но развивает во всех образовательных областях, в соответствии с ФГОС.

Все это в будущем позволит заложить у каждого ребенка основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Сформировать первичные экономические представления и компетенции;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой;

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка ив магазине, плата за проезд в транспорте и др.)

 

Тематический план и игровые технологии

к проекту «Юный финансист»

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Тема 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

№ п/п

Занятие/ мероприятие

Содержание занятия/ мероприятия

Педагогические технологии

4.1

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Технология «Клубный час». Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил».

4.2

Тратим разумно, экономим

Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную».

4.3

Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-спектакль.

4.4

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем».

4.5

Финансовая безопасность. Копейка рубль бережет.

Как обезопасить свои финансы? Какие бывают обманы и мошенники? Как хранить свои сбережения? Как можно экономить?

Технология «Клубный час». Беседа, обсуждение.

4.6

Мини-спектакль «Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами.

Интерактивный мини-спектакль

4.7

Производители и ресурсы. Сохранить и приумножить.

Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких ресурсов, какое производство получается?

Технология «Клубный час». Беседа, обсуждение.

4.8

Как сберечь ресурсы Планеты?

Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь их? Что может сделать один человек для экономии ресурсов?

Социо-игровая технология (работа в малых группах).

4.9

Творческое занятие «Наша мастерская»

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.

4.10

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-спектакль.

4.11

Экскурсия в магазин «Детский мир»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем подарки на день рождения»

4.12

Досуг «Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Технология «Ситуация месяца». Диагностика знаний и умений детей.

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

5.1

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

5.2

Долги

Знакомимся с рассказом В. Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку.

5.3

Заплатить долг скорее, так будет веселее.

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Технология «Клубный час». Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

5.4

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ты мне – я тебе.

Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде?

Технология «Клубный час». Обсуждаем  пословицу: не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.5

Мини-спектакль

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-спектакль.

5.6

Досуг «Долг и ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Технология «Ситуация месяца». Диагностика знаний и умений детей.

Тема 6. «Учимся планировать»

6.1

Все по плану

Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время.

Технология «Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

6.2

Все по плану

Учимся решать несложные экономические задачи. Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.)

6.3

Семейный бюджет: доходы

Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего складываются доходы семьи?

Технология «Клубный час». Беседа, обсуждение.

6.4

Семейный бюджет: расходы

На какие нужды тратит деньги семья (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.)? В каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с покупками.

Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи.

6.5

НОД «Творим добро» (приложение 5)

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах)

6.6

Сделал дело – гуляй смело.

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй смело»

6.7

Мини-спектакль «План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

Интерактивный мини-спектакль

6.8

Досуг «Наш план!»

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация месяца». Диагностика знаний и умений детей.

Тема 7. «Что такое богатство?»

7.1

Наше богатство

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаема и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

7.2

Богатство и бедность

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «ум и богатство».

7.3

Наше богатство

Закрепление материала.

Конкурс проектов «Наше богатство».

7.4

Щедрость и жадность

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Технология «Клубный час». Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы.

7.5

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки».

7.6

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Закрепление материала.

Технология «Ситуация года». Диагностика знаний и умений детей.

7.7

Праздник в рамках «Финансовой недели».

Закрепление материала.

Технология «Ситуация года». Диагностика знаний и умений.

Направления и формы взаимодействия с родителями

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.

Ребенок:

  • Овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно0исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мири экономики и финансов;
  • Осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • Осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • Различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • Обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
  • Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...