«Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
материал (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_5.3.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 5.3
Перспективный план по самообразованию воспитателя
Мартыновой Марины Викторовны
по теме: «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
на 2018 – 2019 учебный год
Актуальность темы:
Среди многих показателей готовности ребенка к обучению в школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Это происходит и тогда, когда маленький ребенок берет рукой игрушку, при различных играх с пальчиками малыша, массаже кончиков пальцев, лепке из пластилина, теста и многих других упражнений, которые помогут будущем ученику красиво писать, не чувствуя усталости и негативных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неправильный навык пользования письменными принадлежностями во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательно правильная посадка ребенка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Задачи:
- Улучшать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через организацию дидактических игр и упражнений.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики, графомоторных навыков.
Для повышения компетентности в вопросе развития мелкой моторики, психологических особенностей развития детей, организации учебного процесса с детьми подготовительной группы планирую изучение данной литературы:
- А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников».
- О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе».
- Т. С. Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М. ,1980г.
- «Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С.Е. Гаврина.– Ярославль: Академия развития, 1997
- С. Е. Гаврина, И. Г. Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать».
- Н. Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе».
- «Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, М.: ДРОФА,
- «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т.А. - М. Эксмо, 2007
- «Подготовка дошкольников к обучению письму», С.О.Филиппова, Детство-Пресс, 2008
- «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.: Педагогика, 1988
- Интернет ресурсы
Месяц | Сентябрь |
Работа с детьми | Диагностическое обследование детей. |
Работа с родителями | Консультация на родительском собрании «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму». |
Работа с педагогами | Картотека графических диктантов. |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Игры со счётными палочками (картотека игр). |
Литература | А. Антонова «Развитие графических навыков дошкольников». О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе». |
Месяц | Октябрь |
Работа с детьми | Упражнение «Весёлый дождик», «Строим забор» (вертикальные линии). Штриховка. Графический диктант. |
Работа с родителями | Памятка «Графические навыки». |
Работа с педагогами | Советы «Готовим руку ребёнка к письму». Буклет для педагогов старшей группы «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму». |
Проектная деятельность | Начало реализации проекта «Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 6 – 7 лет» |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Картотека игр со счётными палочками, внесение счётных палочек. |
Литература | Т. С. Комарова «Формирование графических навыков у дошкольников», М. ,1980г. «Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С.Е. Гаврина.– Ярославль: Академия развития, 1997 |
Месяц | Ноябрь |
Работа с детьми | Упражнения «Дорожки для автомобилей» (горизонтальные линии, «Чудесный платочек» (пунктирные линии). 2. Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями. Графический диктант |
Работа с родителями | Буклет «Играя - готовим руку к письму». Индивидуальные беседы о том, как ребёнок держит карандаш и ручку. |
Работа с педагогами | Выставочный показ детских работ для педагогов |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Внесение альбома с видами штриховки. Создание альбома для детей с заданиями: работа по точкам. |
Литература | С. Е. Гаврина, И. Г. Топоркова «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать». |
Месяц | Декабрь |
Работа с детьми | Упражнения «Дорисуй картинки», «Дорисуй недостающие части». Вырезание ножницами «Резные снежинки». Графический диктант. |
Работа с родителями | Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости. Консультация «Игровой самомассаж руки, как средство подготовки руки ребёнка к письму» |
Работа с педагогами | |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Внесение картотеки лабиринтов для детей. |
Литература | Н. Чивикова «Как подготовить ребёнка к школе». |
Месяц | Январь |
Работа с детьми | Штриховка наклонными линиями. Графический диктант. Упражнения «Повтори узор», «Скопируй узор», «Дорисуй вторую половину». |
Работа с родителями | |
Работа с педагогами | Памятка «Весёлые прописи». |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Внесение разного вида бумаги для обрывной аппликации. |
Литература | О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе». «Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, М.: ДРОФА, 2000 |
Месяц | Февраль |
Работа с детьми | Обрывание бумаги «Снеговик» (аппликация). Упражнение «Бабушкин клубочек», «Проведи по лабиринту». Графический диктант. |
Работа с родителями | Консультации для родителей. «Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами шнуром». |
Работа с педагогами | Выставка образцов для штриховки (разнообразие тематики штриховки и её видов). |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Создание альбома «Графические узоры». |
Литература | «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т.А. - М. Эксмо, 2007 |
Месяц | Март |
Работа с детьми | Вырезывание ножницами «Цветы для мамы». Упражнение «Украсим шапочки» (линии разных видов). Графические узоры «Узоры на коврике». |
Работа с родителями | Консультации для родителей. «Готовим ребёнка к письму». |
Работа с педагогами | Памятки о проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Изготовление картотеки «Пальчиковые игры» |
Литература | «Подготовка дошкольников к обучению письму», С.О.Филиппова, Детство-Пресс, 2008 |
Месяц | Апрель |
Работа с детьми | Графический диктант. Упражнение «Расчёски для куклы» (вертикальные, горизонтальные, наклонные линии). Игры с крупой. |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Я готов к школе?» |
Работа с педагогами | Выставка дидактических игр и пособий |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Игры со счётными палочками (картотека). |
Проектная деятельность | Окончание реализации проекта «Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 6 – 7 лет». |
Литература | «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». С.Е. Большакова, М.: ТЦ Сфера, 2008 |
Месяц | Май |
Работа с детьми | Графический диктант. Штриховка. Диагностика. |
Работа с родителями | Организовать просмотр занятия для родителей с элементами штрихования |
Работа с педагогами | Отчёт по самообразованию на итоговом педсовете. |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | |
Литература | «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, М.: Педагогика, 1988 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».
Консультация содержит рекомендации, направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму....
Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.
Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...
Мастер - класс «Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.
Научить детей владеть нетрадиционными способами рисования, используя их в своих художественных работах....
«Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму"...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики и формирование готовности руки к письму через организацию игр и упражнений»
При поступлении ребёнка в школу, наряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторик...