Обследование мышц артикуляционного аппарата
картотека

Ефремова Людмила Владимировна
План обследование мышц артикуляционного аппарата перед проведением зондового массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_myshts_rechevogo_apparata_rebyonka.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

План обследование мышц артикуляционного аппарата перед проведением зондового массажа

Цель: сформировать умение организовывать и проводить обследование артикуляционного аппарата..В качестве обследуемого может выступать ребенок или взрослый с нарушением речи. Полученные результаты заносятся в таблицу и формулируются выводы.

Содержание обследования

Описание задания

Результаты обследования

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

  1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30
  2. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс 5 раз
  3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении от 1 до 5
  4. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5

Нижняя челюсть нестатична

Упражнение не получается, челюсть опускает, но не оттягивает назад, жалуется на усталость

Ребенок жалуется на усталость и боль в области скул

Обследование мимико-артикуляционных мышц

  1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5
  2. Растянуть мышцы лица так, как при широкой улыбке, и раскрыть рот.  Удерживать положение от 1 до 3
  3. Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5
  4. Поочередно поднимать левую и правую щеки. Упражнение повторить 5 раз

Ребенку сложно одновременно выполнить две инструкции. Сначала прошу сморщить лицо, а потом выдвинуть губы вперед

Ребенок не удерживает улыбку, утомляется. Отмечается саливация.

Ребенок с упражнением справился, но утомляемость наступает быстро

Ребенок поднимает обе щеки сразу

Обследование мышц языка

  1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5
  2. Открыть рот и высунуть язык как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5
  3. Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким - лопатой, то узким - жалом. Повторить 5 раз

Задание ребенок выполняет, но в статичной позе язык удерживает мало, саливация.

Ребенок язык из полости рта высовывает, но язык остается широким

Ребенок не может сделать язык узким, во время упражнения убирает язык в рот, саливация

Обследование мышц губ

  1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5
  2. Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать ее как можно дольше. Упражнение повторить 5 раз
  3. Набрать в рот кА можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно

Ребенок упражнение выполняет, но быстро утомляется, саливация

Ребенок сжимает трубочку слабо

У ребенка упражнение не получается, выпускает воздух через рот

Обследование мышц щек

  1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 5
  2. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз

  1. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5

Ребенок щеки надувает, но воздух удерживает плохо

Ребенок выполняет упражнение правильно 2 раза, быстро утомляется

Ребенок старается выполнить упражнение, но «отпускает» то правую, то левую щеку

Обследование мышц мягкого неба

  1. Ребенок долго дует на «Султанчик». Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы

Воздушная струя наполненная, воздух начинает проходить через нос ближе к концу задания.

Заключение логопеда: при обследовании мышц артикуляционного аппарата, выявилась проблема гипотонуса мышц артикуляционной моторики при сформированной воздушной струе.

Рекомендовано: включить в план коррекционно-развивающих мероприятий комплекс зондового массажа, направленный на активизацию мышц артикуляционного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

В материалап дана подборка упражнений для губ, щек, а так же массаж  при обильном слюнотечении...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Программа обследования состояния мышц артикуляционного аппарата

Методичка, позволяющая всесторонне обследовать состояние мышц артикуляционного аппарата....

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...