Программа обследования состояния мышц артикуляционного аппарата
рабочая программа (логопедия) по теме

Мишурина Светлана Анатольевна

Методичка, позволяющая всесторонне обследовать состояние мышц артикуляционного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование артикуляционного аппарата

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

Задание 1. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30.__________________________________________________________________________ Задание 2. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс движений 5 раз.____________________________________________________

Задание 3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.________________________________________________________________

Задание 4. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.

Задание 5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

Состояние :

крыловидных мышц_........................................................................................................................

     жевательных мышц  ……………………………………………………………………………….

     мышц подъязычной кости…………………………………………………………………………

     мышцы шеи …………………………………………………………………………………………

подкожная ……………………………………………………………………………………………

грудинная - ключично - сосцевидная ………………………………………………………………

надподъязычные ……………………………………………………………………………………..

подподъязычные ……………………………………………………………………………………..

трапецевидные ……………………………………………………………………………………….

 Обследование мимико-артикуляционных мышц

Задание 1. Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 3.

Состояние круговой мышцы рта :

Задание 2. Растянуть мышцы лица, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение под счет от 1 до 5  Состояние тонуса больших  скуловых мышц:_________________________________________

Задание 3. Поднимать и опускать брови. Повторить 5 раз.

Мышца сморщивающая брови:

Задание 4. Широко раскрыть глаза, зафиксировать положение под счет от 1 до 3, затем закрыть как можно плотнее (зажмурить), зафиксировать положение под счет от 1 до 3.

Затылочно-лобная мышца:

Задание 5. Попеременно закрывать и открывать глаза: левый, правый, оба сразу. Повторить 5 раз.

Круговые мышцы глаз:

Задание 6. Попеременно поднимать углы рта. При поднятии правого угла, левая половина лица находится в относительной неподвижности и наоборот. Повторить 5 раз.

Мышцы, поднимающие углы рта:

Задание 7. При сжатых челюстях приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. В таком положении носогубные складки должны быть резко выражены. Удерживать положение под счет от 1 до 5 .

Состояние тонуса малой скуловой мышцы, поднимающей верхнюю губу и крыло носа:

Задание 8. Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Мышцы, поднимающие углы рта:

Задание 9. Поочередно поднимать левую и правую щеки. Повторить 5 раз.    Щечные мышцы:

     Состояние мышц смеха …………………………………………………………………………..

Состояние мышц. опускающих углы рта ………………………………………………………

Состояние мышцы.опускающей нижнюю губу ………………………………………………..

Подбородочная мышца ……………………………………………………………………..

Обследование мышц языка

Задание 1. Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Язык должен спокойно лежать на нижней губе. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Шилоязычная мышцы:

    При отсутствии результата  :

использование  сопряженного(совместно с логопедом) или отраженного вслед за логопедом) повторения…….

произнесение «вялым» языком БЯ - БЯ - БЯ или пошлепать язык губами, стараясь его  «расширить», а затем закусить зубами………………………………улыбнуться и протяжно произнести звук И…………………………

 Задание 2. Открыть рот и высунуть как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5. 

Состояние подбородочно-язычной мышцы:_

_______________________________________________________________________________________  

 При отсутствии результата  :

   сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль (перед зеркалом)………

   дотянуться кончиком языка до шарика…………………………………………………………...

Задание 3. Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким — лопатой, то узким — жалом. Повторить 5 раз. Во время выполнения задания язык в рот не убирать.____________________________________________

При отсутствии результата :

сопряженное и отраженное повторение и зрительный контроль………………………….

использование шпателя и вилочкового зонда…………………………………………………

распластывание   языка шпателем , затем зондом нажимание на его кончик, наличие резкого сокращения мышц…………………………………………………………………………..

Задание 4. Поочередно высовывать изо рта язык то жалом, то лопатой. Повторить 5 раз, с уже готовой установкой (направленностью) не только мышц языка, но и губ, щек.

 Наличие сопряженности мышц языка губ и щек:

__________________________________________________________________________________________

Задание 5. Открыть рот, высунуть язык как можно дальше, затем убрать язык в глубь рта, при этом кончик не должен быть выражен. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Шилоязычная мышца:

При отсутствии результата :

сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль…………………………..

произнести звук К (если он у него сохранен), в это время пальцами, обернутыми марлевой салфеткой, подтолкнуть  язык в глубь рта………………………………………….

Задание 6. Открыть рот, отодвинуть язык назад к глотке, затем резко выдвинуть вперед между зубами.

При включении голоса слышится сочетание звуков КЫЛ. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Язычно-небная мышца:_

___________________________________________________________________________________________

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и, повернув его вправо, коснуться кончиком языка правого угла рта, затем повернуть его влево и коснуться левого угла рта. Повторить повороты 5 раз.

______________________________________________________________________________________________

При отсутствии результата  :

сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль…………………………..

дотянуться кончиком языка до шарика…………………………………………………………
механическую помощь: рукой, обернутой марлевой салфеткой, выполнить движения, а  сокращаемость и растяжимость мышц языка…………………………………………………..

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, заднюю часть языка поднять вверх, коснуться мягкого нёба, затем опустить, оставить лежать спокойно. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

Языкоглоточная мышца

________________________________________________________________________________________________

Упражнение выполнять перед зеркалом, подражая логопеду. Если возникают трудности нажать пальцами на среднюю часть спинки языка и отодвинуть ее назад, при этом задняя часть поднимется вверх.

________________________________________________________________________________________

Задание 9. Присосать спинку языка к нёбу; удерживая язык в таком положении, закрывать и открывать рот 5 раз.

___________________________________________________________________________________________

Задание 10. Открыть рот, кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка сильно выдвинуть и высунуть изо рта как можно дальше (кончик языка остается на месте). Затем, не отрывая кончика языка от зубов, уложить язык во рту и удерживать его в спокойном состоянии. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Задание 11. Присасывая язык-лопату к нёбу, а потом отрывая от него, пощелкать языком вначале при сомкнутых, затем при раскрытых челюстях. Повторить 5 раз.В случае неудачи -приклеить кусочек конфеты-тянучки за верхние зубы, что поможет языку непроизвольно подняться и присосаться к нёбу.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 12. Открыть рот, высунуть широкий язык, достать им до верхней губы. Затем втянуть язык в рот так, чтобы он своей верхней частью коснулся верхних зубов и нёба. Потом, загнув кончик языка вверх, прижать его к мягкому небу. Повторить 5 раз. Во время выполнения рот не закрывать.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Задание 13. Открыть рот, кончиком языка упереться в верхние резцы, затем присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении под счет от1до 5.

При отсутствии результата  :

сопряженное и отраженное повторение, зрительный контроль………………………………

механическую помощь: пальцем или зондом  язык около подъязычной уздечки…………………………

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Задание 14. Широко открыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю десну, а спинку языка выгнуть так, чтобы она касалась твердого нёба. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Затем присосать спинку языка к небу.

_______________________________________________________________________________________

Задание 15. Приоткрыть рот и кончиком языка облизать губы. Повторить круговые движения языком 5 раз.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обследование мышц губ

 При поражении губных мышц артикуляция нарушается, так как движения губ меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование ротовой полости. В большей степени страдает произношение лабилизованных звуков (О, У) и губно-губных смычных согласных (П, П', Б, Б', М, М').

Задание 1. Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.___________________________________________________

Задание 2. Плотно сжать губами пластмассовую или деревянную трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать как можно дольше._______________________________________________

Задание 3. Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно._________________________

Задание 4. Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево. Повторить комплекс движений 5 раз._________________________________________________________

Задание 5. Сжать челюсти, сомкнуть губы, затем растянуть их в улыбке так широко, чтобы резко обозначились носогубные складки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Губы плотно сомкнуты, зубы не видны._____________________________________________________

Задание 6. Сжать челюсти. Нижней губой выполнять движения вправо и влево 5 раз, верхняя — неподвижна. Затем нижнюю губу закусить зубами, а верхней двигать вправо и влево 5 раз._____________

Задание 7. Плотно сомкнуть челюсти, набрать воздух и удерживать его под верхней губой под счет от 1 до 5. Такое же задание для нижней губы.______________________________________________________

Задание 8. Сжать челюсти, сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5. Повторить 3 раза._________________________________________________________________

Задание 9. Плотно сомкнуть челюсти, губы растянуть в улыбке, затем вытянуть хоботком. Повторить 3 раза. Обследование артикуляционного аппарата_________________________________________________

Задание 10. Сжать челюсти, растянуть сомкнутые губы в улыбке, затем раздвинуть губы, плотно прижать их к деснам, обнажив верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.________________

Задание 11. Широко открыть рот, губы втянуть внутрь рта, плотно прижимая их к зубам. Удерживать положение под счет от 1 до 5.__________________________________________________________________

Обследование мышц щек

Мышцы щек тесно связаны с мышцами рта, губ. Если мышцы щек неработают, то и губы теряют свою подвижность. Щечные мышцы участвуют в акте сосания, удаляют слюну из ротовой полости, посылая ее к глотке.

Задание 1. Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10._________

Задание 2. Через угол рта подкачать воздух детской спринцовкой. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Щеки надуваются, становятся упругими, при легком нажатии сохраняют способность удерживать воздух.___________________________________________________________________________

Задание 3. Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз.__________________

Задание 4. Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5._______________________________________________________________________________

Задание 5. Мышцы щек расслабить, а потом напрячь.

Гладить мышцы щек, пощипывать их пальцами, без лишнего силового нажима и наблюю-дение за реакцией мышц в этот момент. Наличие может выявить повышенное напряже-ние мышц................................................................................................................................... 

наличие жалоб на боль………………………………………………………………………………..

наличие вялости мышц……………………………………………………………………………….

слюнотечение …………………………………………………………………………………………..

     

Обследование мышц мягкого нёба

Если имеются дефекты мягкого нёба (малая подвижность, рубцы, парезы, параличи и т. д.), изменяется нормальное соотношение носовой и ротовой полостей, нарушается тембр голоса (часто приобретая носовой оттенок). Кроме того, мышцы мягкого нёба имеют функциональную связь с мышцами гортани, дыхательными мышцами. Изменение положения мягкого нёба влияет на работу голосовых складок, вызывает вялость в работе дыхательных мышц, что отражается на процессе голосообразования.

Задание 1. Открыть рот и как можно дольше тянуть звук А, затем Ы. Следует соблюдать данную очередность звуков, так как при произнесении звука Ы отмечается более сильный подъем нёбной занавески…………………………………………………………………………………………………………..____Задание 2. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки А Ы А-Ы.

Следует обратить внимание на подъем неба……………………………………………………..

Задание 3. Открыть рот, высунуть язык. Логопед, удерживая кончик языка марлевой салфеткой, предлагает ребенку произнести несколько раз слог КЫ.

Звук К - заднеязычный, при его произнесении ребенок попытается убрать язык в рот, поднять заднюю часть спинки языка к мягкому нёбу. Удерживание языка поможет увидеть работу мышц мягкого нёба, язычка, нёбных дужек, оценить активность мышц глотки…………..

Задание 4. Ребенок широко открывает рот. Логопед вилочковым зондом нажимает на мягкое нёбо, на маленький язычок.Следует обратить внимание на подвижность мышц указанных органов………………………………………………………………………………………………………………___

Задание 5. Ребенок долго дует на свечу. Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы …………………………………………………………………………

Задание 6. Ребенок закрывает рот. Логопед, вставив в угол рта ребенка кончик спринцовки, подкачивает воздух до полного расширения щек и, предлагает удержать положение как можно дольше.

Проследите за утечкой воздуха через носовые ходы, приставив ватку или полоску тонкой бумаги к носу ребенка…………………………………………………………………………………………………………….

Задание 7. Широко открыть рот, высунуть язык, сделать вдох ртом, выдохнуть через нос, произнося звук Н.Если задание не получается, поднять мягкое нёбо шариком или зондом. Важно зафиксировать это положение под счет от 1 до 3………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

В материалап дана подборка упражнений для губ, щек, а так же массаж  при обильном слюнотечении...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Тренировка отдельных групп мышц артикуляционного аппарата

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у (ю) – требуется вытянуть губы вперед трубочкой, д...

Обследование мышц артикуляционного аппарата

План обследование мышц артикуляционного аппарата перед проведением зондового массажа...