Экономика в дидактических играх для детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Каптуренко Светлана Геннадьевна

Применение дидактических игр позволяет  комплексно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх воспроизводятся реальные жизненные ситуации : действия купли-продажи, производства и продажи готовой продукции и т.  д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Каптуренко С.Г.

 Дошкольное    образовательное    учреждение    « Детский сад№ 16»      

респ. Мордовия ,      г. Саранск ,    Россия

  Экономика в дидактических играх для детей дошкольного возраста 

«Каков ребенок    в игре , таков во многом

он    будет    в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит    прежде всего в игре.» А.С. Макаренко    

В настоящее время знакомить ребенка с экономикой начинают с дошкольного возраста .Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся    совсем далекими    друг от друга . К сожалению некоторые родители относятся не серьезно , и воспитание заканчивается фразой :« Деньги на деревьях не растут» или « Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Дети не всегда могут понять суть этих разговоров. Ребенка нужно заинтересовать. Главные детские черты в 5-7 возрасте- это любознательность, любопытство, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом- огромные запасы энергии. Дети еще не совсем понимают , что в мире справедливо, а что нет. В этом возрасте и нужно учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и    назначению денег. Экономику ребенку можно преподнести в форме игры. Объяснить и обыграть с ребенком ,что такое деньги, бережливость, честность, экономность и самое главное-труд взрослых. Ведь недаром В. А. Сухомлинский писал « Игра- это огромное , светлое окно, через которое в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В дошкольном возрасте игра имеет огромное значение в жизни ребенка. В играх нет зависимости обстоятельствами, местом и временем. В этом и есть притягательность игры. Среди множества игр для дошкольников я выделила дидактические игры. Дидактические игры — это игры с    правилами ,которые созданы для обучения и воспитания детей. Для играющих детей понятие дидактической игры не выступает открыто, осуществляется через игровую задачу, правило. Ребенок занятый игрой сам не замечает как учится.

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, это позволяет комплексно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх воспроизводятся реальные жизненные ситуации : действия купли-продажи, производства и продажи готовой продукции и т.  д. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В процессе дидактической игры осуществляется подходящая    возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Воспитатель задает четкие, экономически грамотные вопросы , а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь доказательство. В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми в совместной игре сочетается положительными эмоциями, что пробуждает их познавательную    активность, способствует развитию мышления.

Соответствие числа и монеты

Задачи: - формировать у детей умения соотносить число денежному эквиваленту; - развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.

 Материал: карточки, «Разноцветные полоски».

Описание игры: - Ребята, давайте узнаем, сколько рублей в каждой монете. Детям раздаются карточки с монетами. Под каждую монету ребята кладут полоску равную денежному эквиваленту.

 Устанавливают соответствие: однорублѐвая монета – число 1, 2-х рублѐвая – число 2, пятирублѐвая – число 5.

Назови профессии

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности

 Из этого можно сделать вывод , что дидактические игры являются более совершенным средством развития основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

Продолжи предложение

Цель: развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал: картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым: - Мне понравилась игрушка в магазине…. - Муха-цокотуха покупала на рынке самовар…

Товарный поезд

Цель:   Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.                                                                  Материал:  Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т. д.                                                                                                      Вариант.  Дети группируют предметы по месту производства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фаянсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т.  д.

Маршруты товаров  

Цель: Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.).                                                                                               Материал:  Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. п.                                                                                                                              Содержание :    Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар.              Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                В процессе исследовательской работы дидактические игры вводились в содержание занятий и проводились вне их. Подбирали подходящий дидактический материал и пособия. Для интереса детей применялись разные по содержанию и видам дидактические игры; с картинками, словесно-экономические, с предметами и т.  д.

Из этого можно сделать вывод, что дидактические игры являются более совершенным средством развития основ экономической культуры  у детей дошкольного возраста. Развитие экономического сознания подводит дошкольника  к реальной жизни, рождает экономическое  мышление, позволяет приобрести качества , характерные настоящему хозяину своей жизни.

Литература:

 1.    Панфилова В. А. Экономика для дошкольников : Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста .      РИО АГПУ, 2018.

2.Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55

3. Киреева Л.Г. .Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

 4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».

Цель и задачи музыкальной игры, Важные аспекты, Группы, формы игр....

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Веселые картинки»

Цель: закрепление навыка правильного произношения звуков в речи. Задачи:Ø   автоматизация звука в словах;Ø   развитие фонематических процессов;Ø   развитие мелкой мо...

Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Конспект мастер-класса «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя».

мастер-класс «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя»....