Виды проектов и использование в разных группах
материал
Предварительный просмотр:
Виды проектов и использование в разных группах
Гадицкая Е.В.
Разум, однажды расширивший свои
границы, некогда не вернется в прежнее….
А. Энштейн
Невозможно дать однозначных рецептов и советов о том, как развить кругозор и любознательность, активность и инициативность, самостоятельность и настойчивость, интеллектуальные и познавательные способности. Можно лишь догадываться, что работа эта длительная, трудная для терпеливых и любящих, заинтересованных в успешном всестороннем развитии детей.
Перед педагогами-дошкольниками стоит задача закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, активно использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В решении задач помогает детское проектирование, в котором в качестве решения выступает введение новой нормы: именно в ходе такой работы с детьми подготавливается способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, а значит, готовить ребенка к следующей, учебной деятельности. Воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Проектирование-это интегрированная деятельность по достижению определенной цели, оно может быть успешным, если соблюдать следующие условия:
- учет интересов ребенка
- деятельность без принуждения
- тематика (проблема из близкого окружения и адекватно возрасту)
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Люби сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Как же происходит освоение проектной деятельности дошкольником? До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявить самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослыми. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослыми. К концу пятого года жизни детей накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
1 этап
4-5 лет
1- интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы
2- определение взрослыми цели проекта, его мотивация
3- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана
4- совместное движение взрослых и детей к результату, «делание вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений
5- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата
2 этап
5-6 лет
1- выделение (взрослыми или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон
2- совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата
3- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта
4- выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых
5- обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
6- совместно с детьми определение перспектив проектирования
3 этап
6-7 лет
1- выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей либо обеих сторон
2- самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
3- планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта
4- выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучения, взаимопомощь
5- обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
6- определение перспективы развития проектирования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах» по материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, важная задача дошкольных учреждений. Приобщение к самостоятельному посильному, его знакомство с работой взрослых являетс...
Шпаргалка для воспитателей «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Шпаргалка для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников в детском саду поможет определить, какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах и чему учить детей...
Шпаргалка для воспитателей «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Организуйте трудовое воспитание так, чтобы дошкольники ощущали радость от индивидуальной и совместной трудовой деятельности. Для этого включите в педагогический процесс разные виды труд...
Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"
Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"...
Теоретический семинар «Воспитание дошкольников в труде» «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Теоретический семинар«Воспитание дошкольников в труде»«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»...
«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Шпаргалка для воспитателей...
Шпаргалка для воспитателей «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
В материале кратко сформулированы задачи и виды труда для дошкольников. Шпаргалка будет полезна как опытным педагогам, так и начинающим....