Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"
материал
Семинар для воспитателей "Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №37»
с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Теоретический семинар
«Воспитание дошкольников в труде»
«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Подготовили и провели:
Калиберова Р.В. воспитатель по ИЗО
Маслова Е.И. учитель – логопед
с. Чугуевка
январь 2022г.
Цель: систематизация знаний педагогов о видах трудовой деятельности в разных группах.
Задачи:
- закрепить знания педагогов о видах трудовой деятельности;
- раскрыть задачи трудовой деятельности в разных возрастных группах.
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости
и значимости исполняемой работы,
возможность доставлять радость другим».
В.А. Сухомлинский
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.
Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем видам труда, индивидуальных предпочтительных интересов важно, чтобы каждый ребенок мог систематически участвовать в различных его видах.
Следует подчеркнуть, что каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности ребенка, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи.
Организуйте трудовое воспитание так, чтобы дошкольники ощущали радость от индивидуальной и совместной трудовой деятельности. Для этого включите в педагогический процесс разные виды труда, чтобы дети могли в них систематически участвовать. При этом обязательно учитывайте особенности возрастной группы.
Трудовую деятельность можно организовать в трех формах:
- индивидуальные и совместные поручения;
- индивидуальные и совместные дежурства
(по столовой, во время занятий, уголку природы);
- коллективный труд.
В процессе труда выявляйте и учитывайте интересы воспитанников. Помните, что, выполняя поставленную задачу, ребенок затрачивает усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке он приучается действовать без напряжения, искажаются его представления о труде. Воспитывайте у детей привычку быть занятыми, желание трудиться, оказывать по сильную помощь сверстникам и взрослым.
Важное условие трудового воспитания грамотно организованная и эстетически оформленная среда. Подбирайте оборудование с учетом возраста воспитанников. Обратите внимание на его размер, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность. Оформите для этого в группе центр хозяйственно-бытового труда.
Чтобы познакомить детей с трудом взрослых, организуйте экскурсии, беседы, проведите сюжетно-ролевые и дидактические игры, прочтите художественную литературу на тему, предложите нарисовать людей разных профессий.
Опирайтесь на произведения народного творчества. Потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы в образной и доступной форме обьяснять детям значение труда.
Если дошкольники проявляют активность, инициативу, самостоятельность, стремятся помогать сверстникам и взрослым, преодолевать неудачи, решать задачи, ценят результаты своего и чужого труда, - воспитатель решил задачи трудового воспитания.
Чему учить детей в ходе разных видов трудовой деятельности
Вид трудовой деятельности | Задачи |
Самообслуживание | Вторая группа раннего возраста: продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Учить держать ложку в правой руке. Младшая группа: Учить самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, расстегивать и застегивать пуговицы, надевать и снимать одежду, складывать, вешать предметы одежды. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. Средняя группа: приобщать к культуре поведения за столом. Приучать самостоятельно готовить к занятиям свое рабочее место и убирать его после занятий. Формировать умение самостоятельно заправлять кравать. Старший возраст: Формировать умение мыть руки, лицо, уши, пользоваться мылом, вытираться; пользоваться расческой, носовым платком, салфеткой, полотенцем; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам. Развивать желание помогать друг другу. Следить за чистотой ногтей, формировать навыки поведения за столом: брать пищу понемногу, есть бесшумно, не торопясь, не разговаривать с полным ртом; пользоваться салфеткой, столовыми приборами (ложкой, вилкой, старших дошкольников - ножом); сохранять правильную осанку за столом; полоскать рот после еды. Учить самостоятельно складывать одежду, ставить на место обувь, соблюдать порядок в шкафу, убирать постель, чистить. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, тактично сообщать другим о необходимости поправить костюм и прическу. Учить готовить рабочее место, без напоминания убирать его, протирать столы |
Хозяйственно-бытовой труд | Младшая группа: после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Во второй половине года начинать формировать умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки). Средняя группа: формировать умения выполнять самостоятельно обязанности дежурных по столовой. Старший возраст: продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги и игрушки. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать дорожки, очищать их от снега, поливать песок, украшать участок к праздникам), беречь материалы и инструменты. Приучать самостоятельно убирать постель после сна, добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, подметать пол. Учить самостоятельно раскладывать и убирать материалы для занятий, приводить в порядок рабочее место
|
Труд в природе | Младшая группа: Учить младших дошкольников наблюдать за трудом взрослых и его результатом. С помощью взрослых поливать комнатные растения, сажать луковицы, сеять крупные семена. Принимать участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливать зимующих птиц. Проявлять интерес к жизни растений и животных. Средняя группа: самостоятельно поливать растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Приучать помогать воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки), приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование. Старший возраст: воспитывать желание ухаживать за растениями и животными: кормить рыб, птиц, поливать растения, мыть поилки, чистить клетки, пополнять кормушки. Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию в нем:
Учить помогать воспитателю приводить в порядок инструменты и оборудование, дежурить в уголке природы. Воспитывать уважение к природному миру, желание беречь его. |
Ручной труд | У младших дошкольников формировать умение помогать воспитателю: подклеивать книги, коробки; учить сортировать природный материал (листья, шишки, камушки) по виду, цвету, величине, форме. Старших дошкольников учить ремонтировать книги, коробки, игрушки, атрибуты для игр. Формировать умение подготавливать природный материал к работе, раскладывать его по коробкам, экономно расходовать материал. Учить тонировать бумагу для рисунков, аппликаций. Учить пришивать петли к полотенцам, халатам, кукольной и своей одежде, под руководство воспитателя изготавливать мелкий счетный материал, пособия для занятий, делать заготовки для художественной деятельности. |
В заключении хотелось бы сказать, что самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной.
«Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры, поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
А. С. Макаренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах» по материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, важная задача дошкольных учреждений. Приобщение к самостоятельному посильному, его знакомство с работой взрослых являетс...
Шпаргалка для воспитателей «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Шпаргалка для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников в детском саду поможет определить, какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах и чему учить детей...
Шпаргалка для воспитателей «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Организуйте трудовое воспитание так, чтобы дошкольники ощущали радость от индивидуальной и совместной трудовой деятельности. Для этого включите в педагогический процесс разные виды труд...
Теоретический семинар «Воспитание дошкольников в труде» «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Теоретический семинар«Воспитание дошкольников в труде»«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»...
«Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
Шпаргалка для воспитателей...
Шпаргалка для воспитателей «Какие виды трудовой деятельности организовать в разных группах»
В материале кратко сформулированы задачи и виды труда для дошкольников. Шпаргалка будет полезна как опытным педагогам, так и начинающим....
Ознакомительный семинар по теме «Виды трудовой деятельности, методы развития детской инициативы и самостоятельности при организации трудовой деятельности»
выписка из годового плана, протокол заседания МО...