Утренник- занятие с детьми старшего дошкольного возраста посвящённое 120-летию С. А. Есенина
план-конспект занятия (старшая группа)
Вызвать у дошкольников интерес к творчеству С. А. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_utrennika.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренник-занятие, с детьми старшего дошкольного возраста, посвящённое 120-летию со дня рождения Сергея Есенина.
Цель. Вызвать интерес к творчеству С.А. Есенина, воспитать навыки анализа поэтического текста, расширять знания о народных праздниках, традициях, развивать логическое мышление, речь, внимание, память.
Предварительная работа: разучивает с детьми стихотворений Сергея Есенина: «Там, где капустные грядки...», «За рекой горят огни...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Береза», «Поет зима - аукает...», «Черемуха душистая с весною расцвела», «С добрым утром».
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы будем знакомиться с поэтом Сергеем Александровичем Есениным. В этом году ему исполняется 120 лет. Конечно, мало кто доживает до такого замечательного возраста. Сергей Есенин, на самом деле, жил совсем немного, всего тридцать лет. Почему же мы тогда говорим: «Сергею Есенину исполняется...», «Юбилей Есенина...»? Потому что поэты, художники, композиторы и вообще все люди, которые создали что-то прекрасное и долговечное, могут жить и сто лет, и двести... Они живут, пока мы слушаем их произведения, читаем их. Ведь в стихах, рассказах, песнях остается все самое лучшее, что было в душе их автора.
Стихи Сергея Есенина в России знают все. И вы, когда подрастете, обязательно их прочитаете и полюбите. А песни на его стихи вы наверняка слышали, они очень красивые и задушевные, их поют и артисты, и просто люди, собравшись за столом или у костра на полянке.
Каждое стихотворение Есенина - это картинка, надо только внимательно прислушаться, и увидишь настоящие чудеса. Каждое деревце, каждый цветочек у поэта живые, месяц в небе - это рыжий жеребенок, а собаки, коровы, кошки - его лучшие друзья. Сочинять стихи он начал рано и описывал все, что видел вокруг в родном селе. Вот, глядите, что он обнаружил в бабушкином огороде!
Коля К.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Воспитатель. Кто такой кленёночек, как вы думаете? (ответ детей) Да, конечно, это маленький клен, клен-малыш, ребенок. А рядом с ним - клен-мама, большая, высокая, добрая. И стоят они рядышком, как корова с теленком. Почему как корова с теленком? (ответы детей) Да, маленький клен растет совсем рядом с большим, тянется к нему, как к маме, и, может, только-только достает своей верхушкой до его нижних веток. Очень трогательно увидел это поэт. А почему капустные грядки «красной водой поливает восход»? Поняли? (ответ детей.) Конечно, это красный свет от восходящего солнца разливается по земле, как вода. Видите, сколько сравнений уместил поэт в таком маленьком стихотворении. А вот еще стихотворение... Однако сначала послушайте, что пишет о себе сам Сергей Есенин. О своем детстве.
«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Козьминской волости, в селе Константинове...
София Д. С двух лет был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых... сыновей, с которыми протекло почти все мое детство...
Юля Д. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку...
Саша Л. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду...
Матвей М. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
Вика Щ. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал…
Воспитатель: Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось». Почему «к счастью»? Потому что случилось другое - озорник-мальчишка стал поэтом, на радость всем нам. Стал поэтом, но своему деревенскому детству остался верен на всю жизнь и писал о нем с нежностью.
Саша В.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
Воспитатель. Так Сергей Есенин вспоминал свое детство незадолго до смерти, вспоминал как самое светлое время. И деревенских своих друзей и подружек, и деда, мать, сестер, знакомых собак и коров, любимую березку, поле, лес, луг - все это помнил он всю жизнь и нам на память оставил в своих стихах.
Слышен, сперва приглушенно, потом громче, хор голосов - поют а капелла «Ой, купало, ой, купало, а нам радость, а нам смех!» (грамзапись)
Воспитатель. Слышите? Это веселый деревенский праздник - день Ивана Купалы, когда в лесу, на поляне, водят хороводы, жгут костры, прыгают через огонь, а потом купаются в речке.
Девочки в сарафанах и венках с лентами водят хоровод; одна за другой, по очереди выступают из хоровода и читают по четверостишию, остальные подхватывают последние строчки хором.
Даша М.
За рекой горят огни.
Погорают мох и пни.
Хор.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Кать Т.
Плачет леший у сосны –
Жалко летошней весны.
Хор.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
Марина К.
А у наших у ворот,
Пляшет девок корогод.
Хор.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
Таня Ш.
Кому горе, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Хор.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.
Воспитатель. Как вы думаете, когда наступает день Ивана Купалы? (ответы детей). Правильно, летом, в самом разгаре его - в начале июля. Веселое время - хорошо летом в деревне! Но деревенская жизнь - это не только игры да хороводы, это работа - сев, покос, жатва. В трудах проходит крестьянское лето и начало осени. И только к середине осени, незадолго до снега, - а считается, чтопервый снег должен выпасть на Покров,14 октября, - деревенские полевые работы окончены. Земля отдыхает.
Приглушенно звучит музыка песни «Отговорила роща золотая...» (грамзапись)
Коля К.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Женя М.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ваня Б.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Воспитатель. Какое время года в этом стихотворении описывается? (ответ детей.) Каким настроением оно проникнуто? (ответы детей) Верно, настроение тихое, спокойное, даже грустное. И солнце здесь тихое, и дорога дремлет - зима скоро. А почему зима названа «седой»? (ответы детей). Как вам кажется, похож месяц на жеребенка? (ответы детей) Да, может быть, у жеребенка так же изогнута тонкая шея, как рожок месяца; жеребенок - молоденький конь, а месяц - молодая луна. Вот поэт их и сравнивает. А почему жеребенок- месяц запрягается в сани? Снег, видно, вот-вот выпадет, пора уже на санях ездить.
Звучит музыка песни «Не жалею, не зову, не плачу...» (грамзапись)
Воспитатель. Вот зима и наступила. Это зимнее стихотворение - одно из самых известных стихотворений Есенина, хотя поэт написал его, когда ему было всего восемнадцать лет, вы, может быть, уже слышали. Называется оно «Береза».
Коля К.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель. Красивое стихотворение?(ответы детей). Опишите эту картинку - какая погода, какое время дня изображены, какое настроение она вызывает (ответы детей). Да, береза эта как царевна из сказки - вся в серебре, в золоте, в пушистой бахроме... А может быть, это спящая царевна? На зиму красавица-березка погрузилась в сон и ждет, когда ее разбудит весеннее солнце... Вот, послушайте, еще одно стихотворение про зиму - зима у нас долгая, одним стихотворением не обойдемся, верно?
София Д.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Вика Щ.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Женя М.
Озябли пташки малые.
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Саша В.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна.
Воспитатель. А в этом стихотворении, какая погода стоит? (ответыдетей). Совсем другая зима, здесь все гудит, ревет, облака бегут по небу, ставни в избе хлопают - вьюга злится. А кто там под окном прижался? (ответы детей) Да, бедные пташки, воробушки. Приходилось вам такое наблюдать? Туго птицам зимой, вы уж не забывайте их,подкармливайте. Так им легче будет весны дожидаться.
Звучит русская народная музыка. Девочки в сарафанах и лентах, мальчики в вышитых рубашках выходят попарно, водят хороводы, играют в ручеек.
Воспитатель. Вот она, красавица весна! Все деревья весной хороши, все нарядны, но лучше всех черемуха - уж так она сладко пахнет, когда цветет!.. Послушайте, как увидел ее поэт.
Матвей М.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые.
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
Ирина Ш.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Воспитатель. Вот мы и дожили до тепла, прожили в деревне все времена года. Узнали, как любовно описывает родную природу Сергей Есенин - и березку-царевну, и черемуху - девицу-красу, и костры на Ивана Купалу, и кленёночка на огороде... Но прощаться с Сергеем Александровичем Есениным мы не будем, его стихи вам обязательно встретятся или в книжке, или в песне и останутся на всю жизнь. Как любимые друзья.
Дети исполняют песню «С добрым утром» (стихи С. Есенина, музыку Г. Струве).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Слава великой Победе!" Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 70- летию Победы
"Слава великой Победе!" Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 70- летию Победы....
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"
Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения Сергея Михалкова, "Путешествие по страницам книг Сергея Михалкова "
Книга служит сильным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А перед педагогом сто...
Сценарий утренника для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого празднику 8 марта «Подарок Шапокляк»
Цель: создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей и родителей через различные виды музыкальной деятельности.Задачи: развивать творческую самостоятельность, выразит...
Сценарий утренника для детей среднего дошкольного возраста, посвящённого празднику 8 марта «Вот какие наши мамы!»
Цель: создать праздничную атмосферу, условия для тёплого, эмоционального общения детей и родителей через различные виды музыкальной деятельности.Задачи: развивать творческую самостоятельность, выразит...
Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая 800 - летию Нижнего Новгорода "Знатоки Ниженго Новгорода"
В данном материале представлена игра с ипользованием интерактивной доски "Знатоки Нижнего Новгорода"...
Конспект литературно-музыкальной композиции для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого 100-летию образования республики Башкортостан и 100-летию со Дня рождения башкирского поэта Мустая Карима "Земля моя талантами богата".
Программное содержание:-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского п...