Педагогический проект "Ложечка точеная,ручка золоченая"
проект (старшая группа)
старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lozhechka_tochenaya.docx | 37.15 КБ |
itog_proekt_lozhechka_tochenaya.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Ложечка точеная, ручка золоченая»
(подготовительная группа)
Воспитатели: Волобуева Т. В., Ананина М. В.
2018 год
1. Тема: «Ложечка точеная, ручка золоченая»
2. Тип проекта: краткосрочный
3. Вид проекта: познавательно-исследовательский
4. Участники проекта: воспитатели, музыкальный педагог, родители и дети подготовительной группы.
5. Масштаб проекта: время реализации: октябрь - ноябрь 2018 год, количество детей: 30 человека
6. Актуальность.
На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.
Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки?
На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к истории ложки, нами был разработан проект под названием «Ложечка точеная, ручка золоченая». Этот проект объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества, музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитие речи детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
7. Проблема.
Современные дети мало знают о истории быта своего народа, в том числе о незаменимом предмете в приеме пищи – ложке. У них нет понимания, что же значила ложка для людей раньше, как ее берегли, как еще использовали.
8. Цель проекта.
Формировать и развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке через исследование, художественно-эстетическое, и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.
9. Задачи проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
- совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться столовыми приборами);
- расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
- закреплять навыки безопасного пользования столовыми приборами.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;
- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки;
- развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки), учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.);
- развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);
- знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей);
- учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел).
Образовательная область «Речевое развитие»
- способствовать участию детей в создании развивающей речевой среды группы: создание мини-музея «Чудесный сундучок с ложками», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, книг, просмотр мультфильмов;
- поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, рассказ знакомого человека, книга и др.);
- расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.), познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т.д.;
- отрабатывать интонационную выразительность речи (во время чтения стихов, театральной сценки);
- учить связно (по плану) составлять рассказ о ложке, рассказывать и пересказывать сказки;
- побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки о ложке);
- развивать интерес к художественной литературе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой;
- расширять представления о творческой деятельности, ее особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь; ложкарь, делающий деревянные ложки);
- учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки;
- закреплять прием обрывной аппликации, умение построить изображение (узор) из мелких кусочков бумаги (мозаика);
- совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек, ложек из бумаги;
- совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
- развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой;
- обучать инсценированию и постановке небольших музыкальных спектаклей, разыгрыванию сценок (с использованием ложек);
- создавать условия для самовыражения, реализации творческого потенциала детей в различных видах художественной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
- расширять представления о полезных продуктах, которые можно есть ложкой;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время проведения игр;
- воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
10. Содержание:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от организованной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.
Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач. Такой проект может быть реализован в подготовительных группах детского сада.
Ведущими идеями проекта являются создание:
- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителей.
В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с октября по ноябрь 2018 года.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
На каждом этапе поставили свои задачи:
- Подготовительный этап.
Задачи:
- Определить цель и задачи проекта.
- Изучение методической литературы.
- Составить план проекта.
- Подбор художественных произведений по теме проекта.
- Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
- Познакомить родителей с идеей проекта.
- Основной этап.
Задачи:
- Знакомить детей с историей возникновения ложки
- Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать интерес к художественной литературе.
- Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация. Прививать художественный вкус.
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
- Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, музыке.
- Создать развивающую среду по данной тематике.
- Оформить мини-музей «Чудесный сундучок с ложками».
- Заключительный этап.
Задачи:
- Выставка детских работ и их родителей.
- Фотоальбом «Изготовление ложек»
- Подвести итоги проекта.
- Проанализировать полученные результаты.
- Презентация для педагогов «Делимся опытом».
Модель реализации проекта.
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) |
| 1 октября – 8 октября |
Педагогическая деятельность с детьми (основной этап) |
«Русская изба» (культура и быт русского народа - посуда), «Как мастер баклуши бил» (история создания ложек)
«Ай, да ложечка» (виды современных ложек), «Ну-ка ложки, встаньте в ряд!»,
«Тонет- не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности).
«Жихарка», «Каша из топора», «Три медведя», И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил».
«Волшебная ложка», «Ложка Али-Бабы», «Антошка».
«Сказки-загадки», «Угадай по деталям», «Закончи предложение», «Найди отличия», «Назови одним словом», «Ко всякому угощению своя ложка», «Из чего сделана ложка» (из дерева – деревянная и т.д.)
«Собери мозаику», «Ложечное лото»
«Магазин посуды», «Семья», «Музей ложек» (экскурсоводы)
«Перенеси кашу» (перенос теннисных мячиков в ведерко), «Ложку по кругу передай другу», «Золотые ворота»
«Это ложка, это чашка», «Посуда», «Все, что надо ложечкой…»
«Жихарка», «Три медведя»
из сборника «Трень-брень гусельки».
| 8 октября – 12 ноября |
«Хохломские узоры на ложке», «Роспись ложки» (деревянная заготовка)
«Украсим ложку» (обрывная), «Узоры для ложки»
«Деревянная красавица»
| ||
Педагогическая деятельность с детьми (заключительный этап) |
| 12 ноября– 16 ноября |
Работа с музыкальным педагогом |
«Ложкари» (закрепление приемов игры на ложках), «Повтори ритм», «Простучи ритм по схеме», «Подбери ритм к картинке», «Простучи свое имя», «Веселые матрешки». | 20 октября – 12 ноября |
Работа с родителями |
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество», «Создаем свою ложечку»
| 1 октября – 12 ноября |
Работа с педагогами |
| 12 ноября – 16 ноября |
На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.
Второй, основной этап, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями.
Начинали мы с бесед, презентаций, чтения и обсуждения русских народных сказок о ложках, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая, мы постепенно приводили детей к пониманию, что же значила ложка для людей раньше, как ее берегли, как еще использовали.
11. Предполагаемый конечный результат:
- Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.
- Родители вместе с детьми смогут создать творческие работы.
12. Трансляция проекта:
- Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
- Обмен опытом среди воспитателей групп.
- Мини-музей «Чудесный сундучок с ложками».
13. Перспектива проекта:
- Организация совместной работы детей, родителей.
- Оформление совместного мини-музея детей и родителей «Чудесный сундучок с ложками».
Список литературы:
- Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
- Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
- М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
- Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
- Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
- Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
- Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год
- В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
- В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
- С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
- Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
- Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.
Предварительный просмотр:
Итоговое мероприятие
по педагогическому проекту
«Ложечка точеная, ручка золоченая»
(подготовительная группа)
Воспитатели: Ананина М.В.,Волобуева Т. В.
2018 год
Цель: прививать устойчивый, познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете ложке.
Задачи:
- знакомить с предметами быта старины, расширить представления детей об истории и народных традициях, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа,
- развивать словарный запас детей, познавательный интерес, творческие способности,
- воспитывать чувство любви и гордости к Родине, совершенствовать коммуникативные способности, способствовать сплочению коллектива детей и педагогов.
Оборудование и материалы:
компьютерная презентация «Ложечка точеная, ручка золоченая», творческие работы детей с родителями и воспитателями, русские народные костюмы для танца, деревянные ложки, русская народная песня «Как по горкам, по горам…», «Ах вы сени…».
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!
- Сегодня мы вам расскажем, а впрочем - отгадайте сами.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай по шире рот. (ложка)
- Сегодня мы вам расскажем о ложке.
- Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни. За завтраком, или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, а для чего ее еще можно использовать.
- Основная часть.
- Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.
И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
- На Руси ложки начали делать очень-очень давно. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.
- А, как вы понимаете выражение «бить баклуши»? (бездельничать, лениться)
- Раньше заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола.
- Какие виды ложек бывают? (столовые, кофейные, чайные, десертные, лабораторные, мерные, сувенирные, апостольские – с изображением святых)
- Из какого материала бывают ложки? (металлические, золотые, серебряные, фарфоровые, керамические, пластмассовые, стеклянные)
Опыты с ложками
Жили-были металлическая, пластмассовая и деревянная ложка. Жили дружно, чем могли людям помогали, но однажды ложки заспорили кто из них важней? Кто из них нужней?
Для разрешения спора мы с ребятами организовали исследовательскую лабораторию "Хочу все знать".
Провели различные опыты и выяснили:
- в воде металлическая ложка тонет, а деревянная и пластмассовая нет,
- используя магнит – определили металлическую ложку,
- гладкая поверхность у пластмассовой ложки, шероховатая у деревянной,
- деревянная, пластмассовая – теплая, а металлическая – холодная,
- глухой звук у деревянной, пластмассовой, а у металлической –звонкий.
Пословицы и поговорки
- Какие есть пословицы и поговорки о ложках?
- Дорога ложка к обеду.
- Ложка не кошка рот не оцарапает.
- Запасливый гость без ложки не ходит.
- Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой разгребешь.
- Две чайные ложки на одном блюдце к свадьбе.
- Ложка, забытая на столе к гостю.
Мини-музей.
- Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли «ложкари, ложечники».
- Появился у нас мини-музей «Чудесный сундучок с ложками». В нем собирали ложки ребята и их родители.
Мы ложечки знатные, складные и ладные
Мы повсюду славимся мы и вам понравимся!
Мы весёлые сестрицы, играть в прятки мастерицы!
Мы все - расписные, улыбки – озорные!
- Есть здесь ложки хохломские!
Золотым и алым цветом моя ложка расцвела
Солнцем, ягодами, летом вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо? Это чудо – хохлома!
Игра с ложками.
- На Руси дети использовали ложку в игре.
Дети становятся в круг, двум ребятам в руки дают по ложке, и дети под слова передают ложки по кругу (одну ложку по часовой стрелке, другую против часовой стрелки).
Ты беги, скорее ложка быстро –быстро по рукам
У кого осталась ложка тот в кругу станцует нам.
Под фонограмму «Ах вы сени» (у кого оказалась ложка) дети танцуют, выйдя в круг.
Игра повторяется 2 раза.
Творческие работы.
- Ложка стала так популярна, что ее используют в украшение дома. Посмотрите, какую вазу для цветов сделали из пластмассовых ложек. А вот еще ложки для украшения.
(творческие работы детей и родителей)
- Показывают театр на ложках. Наши ребята с родителями изготовили вот такие ложки для театра.
- Ложку используют, как игрушку. Мы с ребятами сделали «Хоровод из ложек».
А еще ложку можно сделать из пластилина, бумаги.
Украсить ее красивыми народными росписями или современным рисунком.
Наши ребята разукрашивали еще и деревянные ложки.
Танец с ложками.
- Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.
Мы трудились от души,
Ай да ложки хороши,
А теперь пойдем плясать,
Да на ложечках играть!
- Рефлексия.
На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ –
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложечках игрец!
- Ну, и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!"
Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаем!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"
Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....
Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе
Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению. Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....
Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе
Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая», углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1. Обучение детей украшать...
"Ложечка точеная, ручка золоченая"
Презентация к интегрированному занятию "Ложечка точеная, ручка золоченая"...
Конспект НОД «Ложки точеные – ручки золоченые». Средняя группа.
Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно – практической деятельности. Развитие эстетическ...
Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".
В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...
Педагогический проект "Ложечка точеная, ручка золоченая"
Формирование познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке через исследование, художественно-эстетическое, и личностное развитие ребенка,...